Толкин и Средиземье. Часть 3

on октября 30, 2004 - 00:00

Сегодня поговорим о нас — тех, кто увлекается творчеством Толкина и воплощает свое увлечение в жизнь с помощью настольных и полевых игр. И то, и другое достаточно давно заняло прочное место в сердцах толкинистов на Западе, а теперь потихоньку приживается и у нас, с каждым годом расширяясь и обретая новые грани. Если вы хотели узнать хоть что-нибудь о таинственном мире игр по Толкину, то пришла пора это сделать, внимательно прочитав дальнейший текст.

Слово о полевых играх
Что же это такое, полевые игры? Внешне все выглядит так: собирается толпа молодых людей, берет с собой нечто похожее на средневековые или фэнтезийные костюмы и, распугивая прохожих и случайных пассажиров, грузится в электричку. Дальше, горланя непонятные простому народу песни, все выезжают на так называемый "полигон" — территорию на природе, где будет происходить игра. Дальше все, кто еще не переоблачился, переодеваются, разбивают лагеря, воображают себя персонажами заданного мира (кто-то станет воином, кто-то — менестрелем, ну а кому-то просто на роду написано быть прекрасной дамой) и начинают в него играть. А помогают им в этом мастера — товарищи, устанавливающие правила и призванные следить за ходом игры (но ни в коем случае не направлять его!).

Ни психологи, ни ученые пока не могут дать объяснения феномену полевых ролевых игр. Одни утверждают, что это банальное бегство молодежи от современного мира (тогда непонятно, почему от этого мира бегут частенько и взрослые серьезные дяди), другие объясняют его желанием реализовать нереализованные возможности, третьи просто констатируют факт психического помешательства или объявляют ролевые полевые игры происками нечистой силы. Но есть и четвертые. Они сами ездили на игры, а теперь исследуют их со всех сторон, пишут научные работы и доказывают полезность этих игр для общества (лично я знаю как минимум одного такого человека). И к последним все больше прислушиваются: ведь полевые игры не только обеспечивают интересное времяпрепровождение, но и помогают человеку лучше познать себя, открыть новые грани своего таланта (каждый человек по-своему талантлив). Впрочем, попытки рассказать об атмосфере полевых игр тому, кто не участвовал в них и не собирается этого делать, сродни попыткам объяснить слепому от рождения, что такое зеленый цвет. Проще один раз попробовать (желательно на хорошей игре, каковых все-таки не так много) — и вы поймете. Но сегодня у нас разговор не о полевых играх как явлении, а о Толкине, так что заканчиваем вступление и переходим к делу.

Толкин и Средиземье
Полевые игры по Толкину
У нас в стране нечто подобное полевым играм было еще до появления Толкина (вспомните хотя бы "Зарницу"), но по полной программе этот феномен развернулся уже после появления мира Средиземья на русском языке. Однажды в далеком 1990 году группа энтузиастов собралась и устроила то, что получило наименование "Хоббитские игрища" (в дальнейшем — просто ХИ). Ребята собрались и "играли в Средиземье". Конечно, если бы все было как в книге, это скорее смахивало бы на театральную постановку. Многое пошло не так, однако народу понравилось, и было принято решение на следующий год собраться снова. Результат — ХИ стали регулярными. На них каждый год съезжается множество людей, пытаясь снова и снова переписать историю Средиземья. Количество историй и анекдотов по мотивам "реальных" событий давно превысило всякие границы, но игры продолжаются и продолжаются...

Правда, многие утверждают, что ХИ выродились в откровенную "попсу" и не могут предложить ничего нового серьезным игрокам. С другой стороны, со всех концов бывшего "великого и могучего" на них продолжают приезжать игроки и мастера, так что говорить о закате игр "по Толкину" рановато. Кстати, участвовали в них и белорусские команды. Большими группами наши соотечественники выезжали на ХИ-97 и ХИ-99 (лично я побывал на последней игре и еще расскажу об этом подробней).
За организацию же ХИ-2006 (это только кажется, что они будут нескоро) берется очень серьезная группа мастеров, уже не раз доказавшая свою состоятельность. Вполне возможно, что игровой мир ждет реанимация доброго имени игр в глазах всей толкиновской общественности. Будем ожидать с нетерпением (глядишь, и сами поучаствуем)...

У нас в Беларуси все также началось с игр по Средиземью. Первой игрой стало "Предание Четвертой эпохи", действие которой разворачивалось после завершения событий Войны Кольца. Проводил ее один из лучших белорусских мастеров — Вадим Пугач. А дальше толкиновские игры стали проводиться с завидной регулярностью. Были игры по Войне Гнева, по Второй, Третьей эпохе и по дальнейшим событиям. Играли не только в Минске, но и в регионах (наиболее часто — в Гомеле). Случалось, что реконструкция событий, происходивших в Средиземье, не совсем совпадала с "реальными событиями", а иногда и вовсе отдавала так называемой "перумовщиной" или "ниенновщиной". Но несмотря на все это, игры по Средиземью были и будут всегда. И если вы откроете календарь полевых игр на сезон (посмотреть его можно на www.rpg.by), то в нем обязательно обнаружится хотя бы одна игра, на которой вам попадутся хоббиты, эльфы, орки, назгулы или даже сам Саурон.

Толкин и Средиземье
ХИ-99
Для лучшего понимания духа полевой толкиновской игры расскажу об одном таком явлении, на котором присутствовал лично. Было это в далеком 1999 году и называлось "Хоббитские игрища — 99". Команда наша состояла из представителей клуба "Серебряный Единорог" и унии "Меч и Ворон". Ехали мы туда в качестве Минас-Тирита. А значит, все должно было быть как положено — Стражи Цитадели, белое знамя наместника и все такое. И все это было создано руками наших парней и девушек (да-да, игры — это не только развлечения, но и тяжелая работа на подготовке к ним).
Первоначально на игровую территорию (лесной полигон под Москвой) приехала строительная бригада. В чем было предназначение сего коллектива? Все очень просто — построить крепость. И крепость была построена. Длина стены составила около 15 метров, высота — около 5 метров (причем наместник, которого играл небезызвестный в ролевом движении Беларуси Алхимик, он же Виталий Дашкевич, заставил еще один метр спилить). Про гондорцев даже ходил анекдот: "Вы слышали, гондорцы стену пять метров высотой отгрохали? Так они ее еще белят..." Да, стена была побелена, в целом — крепость была на высоте (во дворе даже стояло Белое Древо).
Проблема для нас была только в том, что мастером Светлого блока назначили Ниенну. Само собой, с ее любовью к Тьме ничем хорошим для Света игра закончиться не могла. Добавьте численное превосходство темных (в несколько раз), высокомерие лориенских эльфов, предательство части гномов (из ордена "Сердце Дракона", ныне "Орден рыцарей Северного Храма")… И все же Гондор держался. Был выдержан не один штурм (практически без потерь), ребята смело ходили по всему полигону (и при этом их боялись!). Даже ваш покорный слуга (бывший менестрелем) ухитрился припугнуть парочку кхандцев, будучи при этом полностью безоружным. Именно Гондор на ХИ-99 сочинил крылатое выражение: "Мы не добрые, мы — светлые". Многое из того, что было создано командой Минас-Тирита, позже вошло в легенды.

Были на игре и сражения. Среди них особо выделялись штурм харадской столицы и Пеленнорская битва. В первом случае особенно запомнились мумаки и процесс их убиения (долгий, нудный и безрезультатный). Во втором — масштабность битвы (в ней участвовало не менее четырехсот игроков). А закончилось все сожжением Минас-Тирита лавой, ибо Хранители упустили-таки Кольцо прямо в лапы Саурону.
После игры рассказывалось множество историй и анекдотов. Так, таран после штурма Минас-Тирита пустили на дрова (ломало в лес ходить). Арагорна и компанию просто заловили в лесу и, продержав до утра в кольце из щитов (ночью сражения были запрещены), отобрали Кольцо Всевластья (как показала практика, достаточно организовать правильную охоту — и Кольцо никуда не уйдет от Саурона). А сам Саурон перед началом ХИ обнаружил, что назгулов у него не 9, а 13 (недоработка мастеров). Во время игры неоднократно вспыхивала чума (так наказывали за грязь и бардак в лагерях). И все же, несмотря на недостатки, вряд ли кто забудет парад участников или битву на Пеленнорских полях. Не подкачали и крепости, и большинство игроков (в том числе наши союзники Роханцы, или АстРоханцы — из Астрахани). А уж после приезда домой историй с ХИ-99 хватило на добрых пару месяцев.
Несмотря ни на что, ХИ остаются одним из любимейших развлечений народа. На них ездили, ездят и будут ездить, невзирая на все препоны.

Толкин и Средиземье
Настольные игры по Толкину
Думаю, после всего вышесказанного у вас сложилось четкое представление об играх полевых (и, надеюсь, положительное). Настала пора перейти к моей непосредственной вотчине — играм настольным.
Настольные игры по "Властелину Колец" давно привлекали разработчиков. Первыми ласточками были карточная Middle-Earth (если спросите у ценителей, то можете даже найти колоды) и Middle-Earth Role-Playing Game. Нельзя сказать, что они были плохи, скорее наоборот. Но время "Властелина" еще не пришло, и игры прошли незамеченными широкой аудиторией.
Но пришло время, когда на экраны вышел фильм. Появилась масса поклонников Толкина и его творчества, и издатели тут же ухватились за перспективную тематику (быстренько выкупив права на издание игр). Было выпущено несколько разновидностей игр всех типов.
К ККИ (коллекционно-карточным играм) относится игра Lord of the Rings: Trading Card Game. За ее создание взялась небезызвестная карточным игрокам компания Decipher (ответственная за MtG).

Игра получилась неплохой, но, по отзывам постоянных игроков, несколько сырой. Суть ее в следующем. Вы набираете колоду, состоящую из карт, относящихся к культурам (так называют антагонистов в игре) Света и Тьмы. Далее игрок начинает вести свой отряд Хранителей к Мордору, имея целью сбросить Кольцо в Ородруин. На своем ходу вы занимаетесь проведением отряда к Мори, а вам мешает противник/противники. На чужом — вы меняетесь ролями. Выиграть можно тремя способами. Первый — провести хранителя с Кольцом к цели (кстати, в поздних расширениях им может быть не только Фродо, но и некоторые другие персонажи). Второй — уничтожить всех вероятных хранителей противников по пути. Третий — соблазнить Фродо, контролируемого противником, властью Кольца. В игре будут и сражения, и применение предметов и заклинаний, и много других интересных вещей. Все использованные на картах картинки позаимствованы из фильма (или оформлены в его стиле), а каждый год выходит по 3 расширения к игре. Первые 3 года расширения были посвящены фильмам, дальше начинают выпускаться специальные дополнения, посвященные событиям, не вошедшим в фильм. Так что не удивляйтесь, увидев несущего Кольцо Исилдура в компании с Боромиром (механика игры позволяет и такое странное сочетание).

Толкин и Средиземье
За издание воргейма по творчеству Толкина (и, чего греха таить, по фильму Джексона) взялся другой ведущий игрок на ниве настольных игр — компания Games Workshop (создатели мира Warhammer). Правила игры Lord of the Rings: Battlegame сложны (обычно книга правил занимает больше сотни страниц), к ней выпускается большое количество миниатюр высокого качества. Игра напоминает по геймплею Warham-mer, "Кольцо Власти" и все другие приличные воргеймы. Набираем армию, расставляем ее на игровом поле, после чего с упоением отыгрываем битвы с врагом. Учтите только, что игра не рассчитана на сражения Света со Светом и Тьмы с Тьмой: старайтесь подобрать противников "с другой стороны". Фигурок воинов существует много (правда, стартовые наборы ограничиваются несколькими десятками), но они весьма дороги, поэтому рядовому геймеру обычно не по карману. Сражения интересны (особенно если оформить их соответствующим рельефом): желающие смогут разыграть практически любое значительное столкновение в Средиземье (в том числе многие битвы предыдущих эпох).
Компания Sabertooth Games (разработчик карточных версий Warhammer и Warhammer 40k) занялась созданием Lord of the Rings: Tradeable Miniature Game. Правила этой игры (в отличие от предыдущей) весьма просты и умещаются на нескольких страницах. А фигурки воинов отличаются тем, что на их подставках собрана вся необходимая для игры информация (характеристики, способности и пр.), а также счетчики здоровья и очков действия. Действие происходит на карте, поделенной на шестиугольники-гексы. Вы набираете армию из героев (без них тут играть нельзя) и солдат (соответственно навыкам героев). После чего расставляете войска на карте и вступаете в бой. Играть в данный проект несложно: не требуется долгих вычислений и регулярного перечитывания правил. На мой взгляд, это идеальный выбор поклонника Толкина, не желающего тратить все свое время и деньги на игры — партия длится 30-60 минут. Кстати, игра локализована компанией "Саргона" (www.sargona.ru), так что найти ее вполне реально.

Толкин и Средиземье
Существует и Lord of the Rings RPG. Чего в ней только нет: и список классов, и множество характеристик, и описание всех типов врагов. К игре прилагается справочник земель и прочие интересные вещи, касающиеся мира Средиземья. В ролевой игре по Толкину никто не заставляет вас уныло брести к Ородруину: можно просто путешествовать по миру, выполняя различные квесты и занимаясь исследованием областей. Неплохая игра, только вот найти ее у нас сложно.
Перечисленными играми список проектов по "Властелину Колец" не ограничивается. Есть, например, Lord of the Rings: Adventure Game, где вы ведете Хранителей к Ородруину в игре, напоминающей настольно-печатные игры, есть и другие игры. Так что каждый, кто желает вновь и вновь окунаться в неповторимый мир Средиземья, обязательно найдет себе что-нибудь по вкусу. Если же у вас возникнут какие-либо вопросы, где можно приобрести данные настольные игры, или какие типы игр еще бывают, заглядывайте на www.bg.belhost.by — чем можем, поможем.

Вот и закончился мой рассказ о мире Толкина — величайшем из несуществующих (хотя кто знает?) миров. Конечно, исчерпать его даже в нескольких статьях просто невозможно, да и не нужно. Вы сами сможете найти для себя в Средиземье дело по душе. И пусть никогда в вашем доме не переводится хоббичье гостеприимство и любовь к открытиям. Тогда жизнь не будет останавливаться, а на огонек заглянут не только Гэндальф и гномы, но и эльфы, орки, люди, тролли, назгулы. И, вернувшись в реальный мир, вы поймете, что изменились: стали добрее, мудрее и гораздо веселее, нежели раньше.

Толкин и Средиземье

В следующем номере выйдет заключительная часть нашего рассказа о мирах Толкина, и мой коллега Leviafan расскажет вам об их компьютерно-игровом воплощении.

Morgul Angmarsky

№ 58

Яндекс.Метрика