Тибериумные войны
Книга: Кейт де Кандидо, "Тибериумные войны"
Издание: "Азбука-Классика", твердый переплет, 352 стр., 2008
Жанр: фантастический боевик
Серия: Command & Conquer
Большинство книг по мотивам компьютерных игр впору распространять только как бесплатные приложения к проектам-первоисточникам — до того отвратительными получаются такие литературные произведения. И "Тибериумные войны", к сожалению, целиком и полностью соответствуют тем стереотипам, которые давно сформировались у книголюбов относительно игровых новеллизаций — скучная поделка, после прочтения которой жалеешь о потраченном времени.
Чувствуется, что в своем романе Кейт де Кандидо пытался, как мог, показать все тяготы жизни простых обитателей вселенной Command & Conquer. Земля отравлена редкой гадостью под названием тибериум, поглотившей огромные площади, едва ли не целые континенты. Часть людей свихнулась настолько, что начала поклоняться этой заразе. Фанатики организовали "Братство Нод", вступившее в открытое противоборство с теми, кто не захотел обожествлять тибериум. И мир раскололся на два лагеря. А затем началась война.
Главных героев в романе сразу двое — солдат Риккардо Вега (между прочим, он должен был стать центровым персонажем шутера Tiberium, разработка которого была свернута в прошлом году) и журналистка Анабелла Ву. Вега "отвечает" за "боевую" линию, а Анабелла через свои репортажи и журналистские расследования знакомит читателей с социальными проблемами общества, вынужденного сосуществовать бок о бок с такой гадостью, как тибериум.
Как ни пытался Кейт де Кандидо усидеть на двух стульях, ничего у него в итоге не вышло. Приключения бравых солдат 22-й пехотной дивизии войск ВОИ ("Всемирная оборонная инициатива", она же GDI, — организация, с которой воюет фанатичное "Братство Нод") поданы больно уж схематично: учебка, знакомство героя с боевыми товарищами, битвы с войсками NOD, потеря друзей и столкновение с новой, очень страшной угрозой. При чтении создается ощущение, что автору кто-то строго-настрого наказал уложиться в определенное количество страниц. И бедняге-писателю пришлось сокращать и вырезать все, что только можно. Мы стремительно проносимся по "локациям", присутствуем при беседах героя с братьями по оружию, а потом равнодушно смотрим, как Риккардо убивается над телами мертвых товарищей. В отличие от него, нам ничуть не жаль этих NPC — а все потому, что Кейт де Кандидо поленился как следует прописать характеры персонажей. Герои, за исключением, быть может, только центровых персонажей, — просто шаблоны, позаимствованные со страниц рядового военного боевика. Они не привлекают внимания, они не заставляют читателя сопереживать себе — они просто оставляют его равнодушным.
Не спасают от скуки и репортажи Анабеллы Ву. Опять же, мир "Тибериумных войн" остается чужим для нас, и всех стараний мисс Ву не достаточно для того, чтобы оживить, очеловечить эту серую вселенную. Да и постоянные прыжки от боевой обстановки к мирной жизни и от Веги — к Анабелле очень уж раздражают. Думается, Кейту де Кандидо все-таки стоило остановиться на чем-нибудь одном — либо на "репортерской", либо на "боевой" истории.