Старикам тут не место
Название в оригинале: No Country for Old Men
Жанр: триллер, драма
Режиссер: Джоэль Коэн, Этан Коэн, Кормак МакКарти
В ролях: Томми Ли Джонс, Хавьер Бардем, Джош Бролин, Вуди Харрельсон, Келли МакДональд, Гаррет Диллахант, Тесс Харпер, Бэрри Корбин Продолжительность: 122 минуты
Всем прекрасно известно про главное кинособытие февраля — 80-ю юбилейную церемонию награждения премией Американской академии киноискусств "Оскар". За всей той мишурой, пафосом и лоском церемонии скрывается то, что иногда бывает сложно отыскать — настоящее кино. И ведь не зря же вся Киноакадемия (а это примерно шесть тысяч человек) участвует в голосовании — их выбор зачастую оказывается верен... И то, что "Старикам тут не место" попал в число номинантов, является отнюдь не случайностью, а именно прямой закономерностью справедливо оцененной творческой работы как актеров, так и режиссеров..
Знойное солнце техасской пустыни невыносимо слепит, заставляя надвинуть шляпу на глаза, хотя это помогает лишь отчасти. "Ну и жарища сегодня, не помешало прихватить с собой хотя бы маленькую флягу воды". Мысли, словно плавящееся масло на сковороде, медленно растекаются, давая возможность абстрагироваться от окружающей действительности и замедляя время. "Зря я стрелял ему в бедро, в голову было бы вернее. И это правда, но что поделать — Вьетнам оставил незаживающие раны... А он силен, успел скрыться за считанные секунды, не дав мне исправить допущенную ошибку. Хотя догнать его не составит большого труда, кровь пунктирной линией указывает на ближайшее ущелье. Если до темноты не нагоню, придется возвращаться с пустыми руками. Олени в наших местах последнее время попадаются все реже и реже..." Спокойствие пустыни, нарушаемое лишь в очередной раз прокатившимся перекати-полем, умиротворяет. Местный пейзаж застыл: камни, кусты, даже старое иссохшее дерево... "Но что там, рядом с ним лежит? Не мешало бы проверить... Черт, да это же мексиканец! Верно эмигрант, до границы, вон, рукой подать. Похоже, он умер совсем недавно от большой потери крови, вон в боку какая дыра. А это что за чемодан, шмотки его там что ли?" Пальцы с трудом пытаются открыть замки. Еще минута — и дело сделано... "Бог ты мой, да тут деньги, огромная куча денег, несколько миллионов или около того!!! Удача наконец-то соизволила мне улыбнуться! Теперь моя жизнь определенно изменится..."
Братья Коэны взяли "за правило" снимать атмосферное кино. Что ж, этому нужно только радоваться, ведь именно атмосфера является тем самым элементом, соединяющим все составные части данной ленты в единое целое, смысл которого зритель находит самостоятельно. Режиссеры дают пищу для размышлений, заставляя нас не слушать редкие (но меткие) диалоги, а именно следить за событиями, разворачивающимися на экране. Так, к примеру, узнать место, где происходят действия фильма, можно по вывеске рядом с заправкой, а их временной промежуток — по дате на могильной плите. Та же песня и с действующими персонажами, как главными, так и второстепенными — поступки говорят о людях намного больше, нежели слова. Коэны грамотно расставили акценты на проблемах общества, контрастировав "принципиального" наемного убийцу с явно славянскими корнями Антона Чигура, являющегося порождением нашего времени, с шерифом пенсионного возраста Томом Беллом, представителем "старой закалки". Разное отношение этих двух персонажей к окружающей действительности дает зрителю возможность увидеть мир глазами режиссеров и понять суть фильма. А она такова: жестокость, коварство, жадность — все это пронзило наш сегодняшний мир, в котором нужно приспосабливаться и выживать, а старикам в нем действительно нет места.
Тарас Тарналицкий