Снайпер
Название в оригинале: American Sniper
Жанр: боевик, драма, биография
Режиссер: Клинт Иствуд
В ролях: Брэдли Купер, Сиенна Миллер, Бен Рид
Продолжительность: 132 мин.
Я бью в женщин и детей
К патриотическим военным американским лентам все давно привыкли. Зрители уже знают, что иногда подобный продукт может с легкостью взять огромное количество наград и стать едва ли не самым-самым фильмом года по версии кинокритиков. Похожая ситуация получилась и со «Снайпером», который благодаря извечной теме американских миротворцев и громкому имени Клинта Иствуда («Гран Торино», «Малышка на миллион») никак не мог остаться незамеченным.
«Снайпер» оказался в пяти номинациях на «Оскар», взял одну статуэтку и собрал в мировом прокате уже в десять раз больше и так нескромного бюджета в 58 миллионов долларов. Словом, большой успех по всем фронтам. Жаль только, что фильм вышел настолько же громким, насколько и неровным. Но обо всем по порядку.
Сюжет киноленты повествует о «морском котике» Крисе Кайле (Брэдли Купер) и основан на автобиографическом труде реального выходца из Техаса, повидавшего немало за свою военную карьеру. Став свидетелем трагических событий 11 сентября 2001 года, Кайл становится военным, и отправляется в Ирак с миротворческими миссиями. Лихо орудуя снайперской винтовкой, вояка отправляет на тот свет около 250 человек, становится живой легендой среди бойцов и непобедимым «дьяволом» на слуху у врагов. На судьбу не знающего промахов снайпера выпало целых четыре командировки в горячую точку с 2003 по 2009 год. Постепенно Кайл утрачивает вкус к реальной и мирной жизни, отказываясь принимать покой и тишину в то время как где-то неподалеку гибнут люди и его сослуживцы. Обрывается фильм внезапно, как бы на полуслове – по просьбе родственников Кайла из фильма исключили сцену его убийства ветераном на фоне посттравматического стресса от участия в военной кампании.
Если вы смотрели хотя бы самые мощные экранизации военных хроник последнего времени, «Снайпер» вряд ли способен поразить. Да, здесь хватает откровенных и пугающих сцен войны, тяжелых моральных выборов, американских полосок в кадре и классических избитых тем, вроде медленно, но верно ломающегося восприятия мира. Режиссер даже взял на себя смелость разбавить честные мемуары парой тяжелых эпизодов, которым не нашлось места в реальности. К чести Иствуда, постановщик не лезет в кадр со своими комментариями, не спешит развешивать ярлыки и если опускает раскрытие какого-то сюжетного поворота, то лишь по большой нужде. Режиссер предлагает зрителю довольно сдержанную историю о весьма неловком герое, которого фильм вовсе не преподносит в качестве идеала человека и победоносного молодца – хотя он сам себя, безусловно, таковым считает. Сам постановщик смотрит на героя ровно и безучастно, пытаясь преподнести его непредвзято. И все же от именитого режиссера ждёшь куда большего, нежели добротную, но суховато-скупую биографию человека, пускай и с авторским оттенком.
Перекачанный до неузнаваемости Брэдли Купер (Крошка Енот из «Стражей Галактики») выдает отличный образ простоватого мужика и идеального солдата в одном флаконе. Убивать ему легко, ведь он защищает свою Родину. Много думать – не его обязанности. На такого всегда можно положиться и поручить пару-тройку гнилых заданий – авось не станет разбираться. Верная супруга Тая (Сиенна Миллер) делает все возможное, чтобы добропорядочная американская семья наконец-то зажила обычной счастливой жизнью, но ее мольбы не в силах растопить закостеневшее сердце настоящего морпеха, лучше всего умеющего убивать. И круговорот насилия и смерти (иначе говоря – защиты Родины) продолжится, покуда отцы будут водить сыновей на стрельбища.
Shepard