Смертельные шоу (Gamer, Death Race)

Posted by AlexS on января 19, 2021 - 13:16

Развитие телевидения породило новый подвид антиутопий – в произведениях этого направления нам показывают вселенные, где ведутся жестокие игры, часто заканчивающиеся смертью участников. Разумеется, далеко не все фильмы о жестоких развлечениях можно считать антиутопиями. Разница в том, что в условной «Трудной мишени» охоту на жертв устраивает небольшая банда психов, тогда как в «Бегущем человеке» и подобных ему проектах мы наблюдаем именно вселенные, подчиненные жестоким шоу. Римский принцип «хлеба и зрелищ» в действии – власти не просто держат общество в узде, но и параллельно отвлекают внимание от жизни насущной адреналиновыми развлечениями. В кинематографе все началось в 80-е, с упомянутого выше «Бегущего человека» и французской «Цены риска». Нулевые же подарили миру штатовского кино еще две антиутопии на тему смертельных игр.

Геймер (2009)

«Геймер», который вышел на экраны в 2009 году, можно принять за вольный ремейк «Бегущего человека», очень уж похожи между собой эти картины. Разве что, если в 80-х вся власть была у телевидения, то во вселенной «Геймера» всем заправляют производители онлайновых игр. И огромной популярностью пользуется мультиплеерный шутер «Убийцы». Суть игры – битвы двух команд, бойцами которых управляют игроки со всего мира. Но при этом в битвах принимают участие настоящие люди, заключенные, «одолженные» из реальных тюрем. На время матча они поступают под управление игроков, и их цель проста – продержаться до финала, потому что умирают эти «болванчики» в «Убийцах» по-настоящему. Ну, а если управляемый игроком персонаж выживает на протяжении десяти игр – преступник получает полную свободу!

Главным героем «Геймера» является Джон Тиллман (Джерард Батлер), осужденный на пожизненное заключение за то, чего он не делал. Тиллману достался очень умелый игрок, да и сам Джон – персонаж удачный, обладающий недюжинной физической силой. Ему раз за разом удается побеждать в матчах и он все ближе к полной свободе. Но не все так просто – руководство проекта «Убийцы» ведет свою собственную игру, в которой Тиллман является, пусть очень ценной, но все равно пешкой…

Геймер (2009)

Почти две трети фильма посвящены играм, которых тут две – помимо «Убийц» есть еще «Общество», вариация на тему The Sims, в которой также позволяется управлять живыми людьми. Но, конечно, основное внимание на «Убийц» - и нам один за другим демонстрируются игровые уровни, которые раз за разом проходит главный герой, уничтожая все больше противников. Сам по себе мир антиутопического будущего в «Геймере» показан мельком, и, судя по всему, он не очень сильно отличается от нашего мира. Нищета на улицах, люди предоставлены сами себе, их не расстреливают полицейские и солдаты. Вообще, из злой карающей силы у нас только боевики игродельческой корпорации, а они предпочитают не влезать в проблемы реального мира и открывают охоту только на свою беглую собственность. В многократно упомянутом нами «Бегущем человеке» элементы антиутопии были выражены гораздо ярче, здесь же все основное внимание сосредоточено именно на Игре.

В отсутствие интересного футуристического мира и «завернутого» сюжета фантастическому боевику остается полагаться только на качественный экшен. Однако и с этим тоже не все в порядке. Нет, экшена в фильме много, и он поставлен уж точно лучше, чем в «Ультрафиолете, вдобавок и достаточно дорогой, с машинами, вертолетами, драками, стрельбой и погонями – полный комплект. Но, во-первых, он не выглядит футуристично, создатели фильма даже не побеспокоились хоть как-то разнообразить арены боев, каждый раз закидывая игроков на безликие площадки для боя – такой экшен сегодня можно увидеть в любом высокобюджетном боевике, даже без примеси фантастики. А во-вторых, динамичные сцены портит рваный монтаж, который должен, напротив, придавать картинке энергетики, нов итоге только раздражает.

Геймер (2009)

«Геймера» можно назвать очередной неудачей жанра антиутопии. Картина высказывается на тему жестоких шоу, но при этом не привносит ничего своего, разве что, с поправкой на время, заменяет телевидение онлайн-играми.

Картина «Смертельная гонка», которая появилась на экранах в 2008 году, как и «Геймер», имеет собственный фильм-прототип – ленту «Смертельные гонки 2000 года», спродюсированную самим Роджером Корманом, с Сильвестром Сталлоне и Дэвидом Кэрредайном в главных ролях. Оригинальный фильм в свое время был безумно популярен и рассказывал о гоночных состязаниях, участники которых во время движения к финишу сбивают попадающихся на дороге пешеходов. Кстати, именно «Смертельные гонки 2000 года» стали одним из источников вдохновения для создателей игры Carmagdedon.

Оригинальные «Смертельные гонки» были такой легкой и солнечной, «безумной» антиутопией, с сильными элементами комедии. Ремейк решено было сделать более мрачным и серьезным, чтобы соответствовал духу времени, на главную роль пригласили известного киношного мачо Джейсона Стэйтема. И самое главное – история ушла от кровавых спортивных состязаний в сторону не менее кровавых реалити-шоу.

Смертельная гонка (2008)

Сбивать пешеходов на улицах – это вчерашний день. В мире «Смертельной гонки» США пережили страшнейший экономический кризис. Преступность на улицах вышла из-под контроля, тюрьмы были переполнены и в итоге отданы под управление частным компаниям. А дальше, как и в «Геймере», новые владельцы тюрем решили нажиться на заключенных. Были организованы кровавые интернет-шоу, и одним из самых популярных таких шоу стала «Смертельная гонка».

Дженсен Эймс (Джейсон Стэйтем) был гонщиком, а в итоге стал простым, честным работягой. В тот день ему невероятно сильно не повезло – сначала его сократили на работе, потому что компания обанкротилась; затем он оказался втянут в рабочий бунт и поколотил нескольких полицейских; а после его возвращения домой кто-то проник к нему в дом и убил его жену, обставив все так, будто в убийстве виноват Эймс. Теперь он – заключенный тюрьмы Терминал Айленд, той самой, где проводится сверхпопулярное шоу «Смертельная гонка». Разумеется, Эймсу приходится принять участие в этом шоу – у администрации на бывшего гонщика большие планы и отказа тюремное начальство не принимает. Раз за разом выигрывая в состязаниях, Эймс начинает подозревать, что руководство «Смертельной гонки» как-то связано со смертью его жены…

Смертельная гонка (2008)

Несмотря на то, что действие фильма разворачивалось в ближайшем на то время будущем – в 2012 году – фантастический элемент в «Смертельной гонке» есть, и сделан он очень качественно. Речь идет о бронированных машинах участников гонки. Практически четырехколесные танки, эти авто увешаны пулеметами, базуками, разнообразными ловушками, осложняющими жизнь соперникам. На кругах трассы также приготовлены сюрпризы, а в одной из кульминационных гонок нам дают полюбоваться на «Дредноут» - огромную махину, выпущенную на трассу специально для того, чтобы создать гонщикам дополнительную проблему. Перед нами действительно фантастическая антиутопия, вдобавок с сильным элементом телешоу. При этом «Смертельная гонка» нисколько не похожа на многочисленные фильмы об охоте на человека, и даже почти не напоминает самые первые «Смертельные гонки 2000 года». История Дженсена Эймса – полностью оригинальный фильм, уже, кстати, породивший собственную киносерию – у картины на данный момент есть три сиквела, выходившие, правда, сразу на видео.

В целом, уровень «Смертельной гонки» несколько выше, чем «Геймера» - если последний тянет максимум на однократный просмотр, то гоночные приключения Джейсона Стэйтема достойны пересматривания. Главным образом из-за невероятно эффектных тюремных гонок.

Яндекс.Метрика