Призраки: умерев однажды

on февраля 24, 2013 - 18:15

- Так вот кто таскает у меня из ящика краски, чтобы рисовать это глупое пятно! И потом, где вы видели кровь зеленого цвета?
- А что же мне оставалось делать? Красная краска кончилась, а достать настоящую кровь не так легко…
М/Ф «Кентервильское привидение».

В нашей сложносоставной жизни случается всякое: непроглядная безлунная ночь застигает в дальней дороге, автомобиль, грустно покашляв на прощанье, намертво глохнет по малопонятной причине, и сразу же, будто по команде небесного прапорщика, начинается гроза с громом и драматичными вспышками молний. Как действовать в подобной ситуации нас с младых ногтей научила массовая культура. Следует найти зловещий заброшенный особняк с заколоченными ставнями (та еще задача в Беларуси), и решительно остановится там на ночлег. За стеной скрипят половицы? В углу горестно вздыхает кто-то невидимый? Неясный силуэт маячит на границе бокового зрения? Не сомневайтесь - это и есть гостеприимный хозяин. Это его полвека назад прямо на парадном крыльце собственного дома переехал трактором пьяный механизатор.

Призраки: умерев однажды

Неупокоенные души почивших людей – или, проще говоря, призраки – присутствуют в легендариуме практически каждого народа мира. В преданиях и сказаниях они выступают в самых разнообразных ролях: от слепой ярости до грустного созерцания, от запоздалого правосудия до источника мудрых советов и читерских подсказок. Они могут иметь самый непредсказуемый облик или быть незримыми. Их можно повстречать в любом месте, обжитом некогда человеком. Одно лишь неизменно: и австралийские аборигены, и обитатели Старого Света, и представители народностей Крайнего Севера искренне верят, пускай в самых потаенных уголках души, в то, что они где-то рядом. Неподалеку.

Любимый многими жанр «хоррор» зародился три-четыре века назад на страницах так называемых «готических» романов, и романы эти повествовали именно о героях сегодняшней рубрики. Кинематограф неоднократно вдохновлялся образом бесплотной души; достаточно вспомнить культовый фильм «Привидение» режиссера Джерри Цукера с Патриком Суэйзи, Деми Мур и неподражаемой Вупи Голдберг, получившей, к слову, за роль проходимца-медиума «Оскар». Компьютерные и видеоигры не отстали от литературы и кино, разработчики отнеслись к призракам с должным вниманием.

Призраки: умерев однажды

Для начала давайте во избежание путаницы разберемся с основными характерными признаками этих невеселых созданий и отделим семена от плевел, то есть отсеем вымышленных персонажей, ошибочно принимаемых за призраков. С поправкой на вселенную видеоигр, естественно. Итак, важнейшая особенность наших мистических героев – это некогда живые существа, на данный момент таковыми не являющиеся, но до сих пор пребывающие в подлунном мире в некой полуматериальной или вовсе бестелесной форме. Потусторонние сущности удерживает в нашей реальности определенная, обычно крайне важная цель: не завершенное при жизни дело, отмщение, помощь оставшимся в живых соратникам или же просто острое чувство недосказанности и незавершенности.

В игре Clive Barker’s Undying один из членов веселой семейки Ковенант, погибший художник Аарон, звенел цепями и терроризировал живых до сих пор, пока главный герой этого великолепного хоррор-шутера Патрик Гэллуэй не прикрепил к изуродованному телу вырванную и надежно спрятанную злоумышленниками челюсть. Появление потусторонней неугомонной сущности может быть обусловлено особо жестокой гибелью бренного тела, о способах и подробностях этой процедуры мы на страницах нашей позитивной газеты тактично умолчим. А в качестве наглядного пособия по теме приведем пример из пошагового культа Heroes of Might and Magic – там привидения выходят на поле боя, щеголяя остатками пыточных орудий, «украшающих» субтильные силуэты. Хотя призраки зачастую могут воздействовать на реальный мир на материальном уровне, они не могут похвастаться какой-либо собственной плотью в привычном для нас понимании. В дополнении к польскому шутеру Painkiller: Battle out of Hell на одном из уровней игрока преследует призрак монахини, и дамочка эта вчистую игнорирует пули, ракеты и осиновые колья, в то время как вся остальная демоническая братия с успехом рвется в клочья, но найденный огнемет быстро помогает ей уяснить, кто в замке хозяин. Таким образом, не является, собственно, призраком марвеловский Призрачный Гонщик, кроме комиксов и кинодилогии засветившийся в мультиплатформенном экшене Marvel: Ultimate Alliance. Грозный мотогонщик - вполне себе живой и почти здоровый дядька, иногда принимающий облик страхолюдного демона. Вредный Полтергейст из всенародно любимой серии S.T.A.L.K.E.R. также не имеет никакого отношения к миру неупокоенных душ, истоки его происхождения лежат в областях научной фантастики, мистика и фентези здесь ни при чем.

Призраки: умерев однажды

«Лишенные тела» и «не до конца умершие» в играх представлены богато и разнообразно. Предпринимать какую-либо их классификацию – дело сложное и неблагодарное, но мы все же попробуем. Самыми безобидными и покладистыми в общении являются фантомы и привидения. Ключевое слово здесь – именно «привидеться». Являясь пред светлы очи геймера, привидение работает на создание атмосферы и рассказ истории, а вот схватить протагониста за грудки оно не может по причине полной бесплотности. Когда в Dragon Age: Origins партия головорезов во главе с игроком спускалась в подземные города гномов, покинутые и разрушенные, целые театральные кружки фантомов разыгрывали перед ними вновь и вновь повторяющиеся сцены давно минувшей трагедии. Когда перфекционисты из студии Blizzard обещали приблизить Diablo 3 к лучшим RPG по уровню проработки сеттинга, они, конечно, преувеличивали, но не то чтобы очень. В путешествиях по темным замковым коридорам и подземельям «дьябломаны» встречали группы отрешенных привидений, которые повествовали о событиях минувших лет, опять же, путем театральной постановки, и покойный король снова, как встарь, тащил на гильотину любимую жену, заподозренную в государственной измене. Прием не новый, но более глубокому погружению в игровую вселенную все же способствует.
В фантастическом шутере Singularity главный герой, видимо, под воздействием ядовитого элемента Е-99, регулярно видит фантомов. Прозрачные фигуры уродливых мутантов демонстрируют игроку, с чего начиналось их кровавое господство на острове Каторга-12. Привидения заглядывают и в реалистичные игровые боевики и триллеры: в недавнем экшене Spec Ops: The Line главный герой, капитан армии США Уокер, под воздействием набирающей обороты шизофрении периодически видит погибших страшной смертью людей, и даже общается с ними. Наконец, фантомом можно назвать неугомонного солдата Советской армии Виктора Резнова, который на протяжении сюжетной линии Call of Duty: Black Ops сопровождает главного героя, будучи всего лишь порождением изломанной психики, в то время как тело Резнова давно упокоилось в промерзлой земле лагеря для политзаключенных.

Классические призраки обычно не довольствуются ролями наблюдателей и статистов. Та мистическая сила, что удерживает их в мире живых, позволяет существам взаимодействовать с осязаемой материей, например, отрывать от протагонистов куски героических телес. Призрак может или постоянно находиться в опасной для игрока «боевой» форме, или принимать материальный вид на ограниченный период времени. Здесь уместно вновь обратится к ценному вкладу в виртуальное искусство неординарного американского писателя Клайва Баркера. В экшене Clive Barker’s Jericho среди легионов чудовищных и без преувеличений жутких тварей встречаются призраки детей-крестоносцев. Втянутые очередным Великим Магистром в безумную авантюру по завоеванию Царства Небесного, юноши бесславно погибли в нежном возрасте и теперь пылают неутолимой ненавистью ко всем без разбору. Следует сказать, что в реальной истории детский Крестовый поход действительно имел место быть, правда, малолетние воители по большей части не дошли до цели, а были распроданы в рабство своими же земляками-европейцами. В любом случае их ждала незавидная участь, была веская причина обратится в жестоких призраков. Детишки невесомо парили над улицами мрачного города Аль-Хали, разве что пугая страшными рожами. Но в момент атаки они ненадолго обретали осязаемый вид, чтобы нанести смертельный удар. В этот миг бойцы спецотряда «Иерихон» и ухитрялись расстреливать их из табельного оружия.

Призраки: умерев однажды

Осовремененная версия привидений из готических романов под названием полтергейст тоже встречается в мире компьютерных игр. Полтергейст отличается буйным нравом, но на серьезный криминал, вроде причинения тяжких телесных повреждений, не способен по определению. Оригинальная и самобытная стратегия 2003 года Ghost Master, названная нашими локализаторами-затейниками «Повелитель ужаса», позволяет возглавить шумную бригаду разнокалиберных привидений, среди которых нашлось место и полтергейсту. Этот безобразник, как ему и положено, наводит ужас на людишек, заставляя предметы домашнего обихода левитировать по комнате. Главная же цель «главнокомандующего» в Ghost Masters – выселять из занимаемой жилплощади местных бездельников, постепенно освобождая городок Грейвенвилль от бестолковых симсоподобных обывателей, запугивая их до невменяемого состояния. У разработчиков получился эдакий «наш ответ The Sims», причем ответ с темной стороны. Как и многие другие необычные, экспериментальные и смелые проекты, это незаурядная игра сегодня успешно забыта. А жаль, ведь возглавить ватагу «барабашек» не предлагает ни один современный блокбастер.

Встречается в играх и разнообразная призрачная экзотика с национальным колоритом. Взять, например, банши из ирландского фольклора. Банши – потусторонняя плакальщица, предвещающая горе, погибель и прочие невеселые обстоятельства. Большинство трактовок появления банши сводится к тому, что это неупокоившаяся душа несчастной при жизни девушки, чья печаль оказалась столь велика, что и после смерти она продолжает рыдать и стенать, появляясь в самых подходящих для этого местах, вроде поля боя за ночь до предстоящего мероприятия. По другой версии, в банши обращается после смерти профессиональная плакальщица, недостаточно добросовестно отрабатывавшая гонорары. Слезливые девицы с того света присутствуют в зловещих рядах армии нежити из Warcraft 3. Азеротские банши своими криками способны наложить проклятие на войска противника, понижая тем самым показатели атаки и защиты. По мнению многих исследователей экстремальных виртуальных единоборств, к числу банши можно отнести королеву Синдел из вселенной Mortal Kombat. Она принесла себя в жертву для спасения своей страны от злыдня Шао Кана. Но могущественное волшебство вернуло королеву к жизни, и теперь персонаж мутузит недругов на аренах «Смертельной битвы». Один из коронных приемов Синдел так и называется: «Крик Банши». С его помощью героиня проводит сокрушительные атаки, а при добивании соперника ее крик запросто отделяет плоть от костей (в сеттинге МК – обычное повседневное явление). Правда, для привидения Синдел все же излишне материальна и атлетична. Банши из русскоязычной ролевой игры «Проклятые земли» обладает интересной и вполне себе понятной способностью: при том, что проект имеет значительно выраженный стелс-элемент, это привидение способно увидеть и ощутить игрока вне зависимости от места нахождения протагониста геймера, пусть даже и за спиной мрачной дамы.

Призраки: умерев однажды

Славянская мифология также отразилась в популярных играх: знаменитый ведьмак имел сомнительную честь утихомиривать в первой части своих виртуальных приключений двух усопших в расцвете сил дамочек сельского происхождения, называвшихся «полуденница» и «полуночница» по времени их появления перед обычными смертными. В процессе выяснилось, что девушки эти до сих пор не уразумели, что смерть для них уже произошла как событие. Геральту пришлось отыскать для одной из них любимое зеркальце, чтобы гонорливая селянка, посмотрев в свое отражение, убедилась, что она уже «не торт». Любителей аниме поджидает в виртуальных мирах милашка Альма, воплощение привидений-юрей из серии шутеров F.E.A.R. Как и все порядочные призраки с японских островов, эта юная дама является воплощением неудовлетворенной ненависти ко всему живому. Причина тому – смерть от критической несправедливости в расцвете сил, в случае с Альмой – в результате беспощадных опытов в закрытых лабораториях. С тех пор Альма стала рвать на клочки всех кого ни попадя и призывать в наш, такой уютный и предсказуемый, мир страшных порождений своей недоброй воли.

И помните, друзья, когда пятно на потолке, оставленное злонравными соседями, вдруг начало тянуть к вам ручища, когда в ванной завывает кто-то недобрый: Who you gonna call? Ghostbusters!

Алексей Корсаков

№156

Яндекс.Метрика