Пиранези

Posted by Anuriel on декабря 29, 2020 - 03:03

Книга: Сюзанна Кларк, роман «Пиранези».

Издательство: Азбука, 352 стр., твердая обложка, 2020 год.

Жанр: магический реализм.

Дом — целый Мир. Дом полон Залов — нижних, средних и верхних. Простираются Залы на север и юг, восток и запад. С нижних — волны Приливов. С верхних — Облаков ливни. Часть Залов разрушена — но и те полны Статуй. В Окна светит Солнце, светят Луна и Звезды. Но их свет не тревожит Обитателей ниши: те — скелеты. Он приходит к ним в гости: здесь живет Пиранези. Единственный, не считая Другого. А Другой — посетитель лишь дважды в неделю.

***

ПиранезиОткровенно, я никогда не разделял восторгов, ореолом окруживших предыдущий роман Сюзанны Кларк «Джонатан Стрендж и Мистер Норрелл», — признавая, впрочем, его выдающееся техничное исполнение, эту блестящую стилизацию под викторианскую литературу. Писательница долго молчала, и вот — «Пиранези», вещь на «Джонатана…» не похожая совершенно, чуть ли не настолько, насколько вообще возможно в коммерческих условиях запрета на сплошной словесный эксперимент. Вещь, здесь еще сравнение с «Джонатоном…», не «теплая», но «холодная», изящно выстроенная, кристаллоподобная структура, отсылающая к борхесовским играм со временем и пространством. И вместе с тем — наполненная прямо-таки космическим чувством того удивления, о котором мудрецы Эллады говорили, что в нем — начало всякого мышления. Одно одному не мешает, не вместо, но вместе: поиски воспоминаний по следам своей памяти и приводят неизбежно к вопросу о месте истинного их хранения, к пониманию того, что много где — одни их муляжи.

Такова нарративная картина романа, обрамлением для которой служит почти увлекательный по детективности сюжет. Кто такой Пиранези, и как он оказался в Доме? Кто такой Другой — и куда он имеет свойство регулярно пропадать? Пиранези ведет дневники, руководствуясь собственной, завязанной на символических событиях, хронологией, и убежден в том, что однажды в Доме непременно объявится новый его Обитатель, 16-й. Между тем, Другой с некоторого времени проявляет признаки беспокойства: намекает Пиранези на то, что в номинально пустом Доме с ним могут приключиться нежелательные встречи, советует все время быть настороже, а если вдруг — так даже не глядеть. Но разве ж кто будет спрашивать постороннего?

***

…Жил да был когда-то странноватый ученый, одержимый поисками Великого Тайного Знания. Он верил, что возможно проложить дорогу в такой мир, где сами идеи земных материальных предметов и даже абстрактных понятий навсегда застыли в совершенных своих образах, идеальных первообразцах. Над ним смеялись, что, однако же, не помешало ему собрать вокруг себя горстку единомышленников. Но вот вопрос: надо ли для открытия прохода в такой мир организовывать особые внешние условия, ритуалы, например, или вполне достаточно задействовать ресурсы внутренние, дорациональные? И даже более важный: ну, а потом-то что? Изучать там всё, измерять и взвешивать, описывать и каталогизировать, логика научной лаборатории, где всегда найдется место и подопытным мышкам? Ах, Пиранези-Пиранези, ты ведь и сам думал найти объяснения, педантично разнося Статуи по их Размеру, Сюжету, Положению. Что почувствовал, когда понял, что даже нумерация твоих собственных дневников смещена? Почему так упрямился возвращению в реальность? Тот бедолага, которому ты вернул его потерянный Дом, — может, и не для него вовсе ты постарался? Может, и он оказался всего лишь поводом, вот вроде расходной мышки для опытов, — поводом не уходить насовсем?

***

Было время, темнейший мыслитель изрек: «Нельзя войти в одну реку дважды». Прошли тысячи лет — и понимать это стали как констатацию факта того, что все течет и меняется. Но мы-то знаем (а Другой не знал): нельзя войти в одну реку дважды оттого, что второй раз в нее войдешь уже не тот ты, каким был всего мгновение назад. Мир не изменится.

И мир нельзя исправить — его можно только создать заново, каждый раз создавать заново.

U$D

№248
Яндекс.Метрика