Падшие мальчики | VRgames - Компьютерные игры, кино, комиксы

Падшие мальчики

on августа 21, 2022 - 01:23

Книга: Аарон Драйз, роман «Падшие мальчики».

Издательство: Полтергейст Пресс, 358 стр., твердая обложка, 2020 год.

Жанр: триллер, экстремальный хоррор.

Удивительно, но в 2010-е, когда «Галактика Гутенберга» стала сжиматься, в России появились классические малые издательства «по интересам». Среди таковых и «Полтергейст Пресс», которому отродясь всего два года. Изначально планировалось знакомить читателя с той литературой ужасов, публиковать которую в собственных хоррор-линейках вряд ли бы счел сколь-нибудь коммерчески возможным известный холдинг-тандем. Вроде «Глуши» Эдварда Ли и «Темной лощины» Кина, с чего проект и начался. Но ассортимент вскоре расширился. В посткарантинный летний пул новинок вошла, например, пронзительно-реалистичная повесть Чада Луцке «О приютах и мухах», которая к ужасам вообще никаким боком. Вошли и «Падшие мальчики» австралийца Арона Драйза — вещь хоть и жанровая, за границы жанра упорно дезертирующая. О ней сегодня и поговорим.

Аарон Драйз, роман «Падшие мальчики»Два человека совершают жестокое, но для них самих явно имеющее смысл убийство: ради какого-то «Прощения» расправляются с девушкой, перед тем «эстетски» куснув ее за шею транквилизатором. Эта начальная сцена как будто подтверждает «18+» на обложке — и вроде как призвана задать всей книге тон. Однако не судите фильмы по трейлерам! И на солнце бывают пятна.

У Маршалла и его жены Клэр вот уже два года проблемы с сыном Ноем. Подросток сделался замкнутым и не идет на контакт с родителями, — а те утешают себя, что «возраст такой». В один из рядовых дней Клэр с сыном едут в ТРЦ — купить парню ботинки. Там они разбредаются — и вскоре суета охранников и крики посетителей дают Клэр понять: что-то случилось. Это Ной насмерть сверзился с третьего этажа — вернее, по версии полиции, его столкнули вниз. Вот только отсмотренные затем записи камер наблюдения обескураживают: Ной покончил с собой…

Прошло четыре года. Маршалл и Клэр уехали из Сиднея на ее родину, в Ванкувер, но так и не нашли в себе сил остаться семьей. Разбежались — каждому по коробке вещей сына, на этом всё. Маршал перебирает их иногда. И однажды замечает, что плюшевый мишка как-то неловко зашит, как будто в нем что-то спрятали. Флешка. С файлом. А в нем — намеренно сохраненная переписка. Сына и какого-то мерзавца, который втерся Ною в доверие. Изображая понимание, науськивая на родителей и — подталкивая к самоубийству. Первая ярость Маршалла сменяется хладнокровным расчетом: он найдет подонка. И в этом помогут многочисленные ссылки из текста переписки.

Нет, триллер, который, как легко подумать, был бы связан с выведением на чистую воду извращенцев из сети, начинается вовсе не здесь. Маршалл, прикинувшись Ноем, банально списывается с виртуальным другом сына и договаривается повидаться вживую. Едет в городок близ Сиэтла. И встречает у дома на окраине худосочного подростка. А в следующую секунду ощущает укол в шею.

Смысл первой сцены романа наконец-то проясняется. В двухэтажном жилище обитает надрывно набожный психопат. Он выкопал из могилы умершую жену и заспиртовал ее. А теперь он похищает людей, чтобы истязать их в подвале. Мучить ради прощения. Дабы Господь, сам страдавший на кресте, услышал стоны и прослезился. Вернул ему, Напье из Эндсвилля, жену. А в подручных у него Джо — фермер, чья жена после аварии стала «овощем», — мотивы те же.

Маршалла ждет подвал. Триллер-выживач «Escape the Room». Крупная соль в открытые раны — еще горшая правда о сыне Ное. А между тем на посылках у Напье бегает копия Ноя — избиваемый папашей Сэм. «В школу не опаздай, лучше б ты и не родился!» — респектабельный архитектор-фрилансер собирается посетить офис в Сиэтле.

Смена восприятия — и триллер читается как психологический. Не Напье ли был архитектором семьи Маршалла? Не закономерность ли, что один из падших мальчиков Сэм вознамерился стать зодчим уже своей идеальной семьи? Прощение посредством расщепленного сознания. И жертвенного насилия.

Нет, фоном здесь не слэшер. И даже не сплаттер — для того надобны байкеровские гротески. Фоном здесь чистейший экстремальный хоррор — на уровне физиологическом, от чего подташнивает. Но не это главное. Напье — это такой современный Жиль де Рэ, средневековый рыцарь и изувер, о процессе над котором хорошо написано у экстравагантного французского мыслителя Батая. Тот известен своей идеей о сакральном насилии — о таком жертвоприношении, когда жертва и жертвователь бытийно суть одно. Напье только думал, что действует ради рациональной цели. А на деле он просто избывал излишки жизни, своего семени в том числе. Так пусть пируют подвальные крысы в финале! Да слепит за оконцем солнце насилия, которого Маршаллу уже не увидеть! Сам Батай, кстати, разглядел его промеж ягодиц бабуинов в зоопарке. Вдохновился — и выдал порнолатрическую прозу «История глаза».

U$D

№245
Яндекс.Метрика