Нон-фикшн 2019. Извлечение троих

Posted by Anuriel on марта 20, 2020 - 12:34

Цифровые реалии прочно вошли в нашу жизнь. При этом их осмысление во многом по-прежнему опирается на такой классический канал медиа, как текст. Книг, так или иначе связанных с «цифрой», выходит достаточно — и это давно уже не издания для одних программистов, посвященные тому, как оптимизировать код. Поэтому в сегодняшней подборки рубрики «Радость чтения» мы решили обратиться к трем «цифровым» изданиям нон-фикшн литературы за прошедший год. Они очень разные — и жанрово, и исходя из того, на какую аудиторию рассчитаны. Но, несмотря на это, тема у них все равно схожая — те самые цифровые реалии и их влияние на нашу жизнь.

От древности и до наших дней. Об играх понемногу

Питерское издательство «КомФедерация» специализируется на альтернативных и авторских комиксах, но в данном случае речь пойдет о мини-энциклопедии, снабженной фоновыми рисунками «в тему». Автор текста — Ратмир Лутфуллин, в чью сферу интересов входят также и Game Studies, художница — Татьяна Мельникова. Впрочем, куда как любопытнее то, что у издания имеется научный консультант: перед нами не мнимый научпоп, пусть кому-то формат и покажется излишне фрагментарным и клиповым.

Когда ожил калькулятор. История компьютерных игр«Когда ожил калькулятор. История компьютерных игр» обещает не только познакомить читателя с ворохом разрозненных фактов, вроде «откуда пошли аркады» или «как выстрелила консоль NES». Ставится также и цель проследить связь между популярными в наши дни жанрами видеоигр с одной стороны и древнейшими игровыми практиками с другой. Поэтому в издание введен раздел «Первый уровень», сравнительно небольшой по объему, призванный дать представление об игре в смысле самом широком, «доцифровой». Далее же нас ожидает обзор того, как развивались игры уже в эпоху современную — от автоматов для пинбола, еще лишенных даже монитора, и до приставок с реальной 3D-графикой, что появились в начале «нулевых». Все — в формате небольших статей: мозг сильно не грузит, но и узнать позволяет многое, пусть и на уровне, к которому применим, скорее, термин «эрудиция». Заметно, что особое внимание уделено становлению и развитию приставок в десятилетия 80-х и 90-х, включая и «консольные войны». Часть статей посвящена культовым некогда играм, часть — уже подзабытым, но в те годы потенциально прорывным игровым технологиям.

В целом, данное издание следует воспринимать адекватно: это никак не фундаментальный труд по истории игр, но расширить свои познания в ней она позволяет замечательно.

От мемов до Сноудена. Критические осмысления

Несколько месяцев назад по другому поводу и в другом контексте я уже упоминал сборник эссе Герта Ловинка «Критическая теория интернета», что был выпущен «Ад Маргинем Пресс» совместно с Музеем современного искусства «Гараж», как у них повелось. Пришло время взглянуть на эту книгу подробнее.

Критическая теория интернетаПеред нами тринадцать эссе, в общем-то отчетливо делящихся на три части. Те пять текстов, что составляют сердцевину сборника, будут, наверное, наиболее интересны для широкой аудитории. В них автор обращается, в частности, к феномену селфи, цифровым перегрузкам и способам их минимизировать, развитию и изменению такого жанра, как интернет-комментарий. Кроме того, в этом же блоке затрагивается настоящее и будущее «умных» городов и «интернета вещей», а также — перспективы изменения самой сути запроса («гуглить») при становлении web 3.0. Это, конечно, чтение никак не развлекательное — но и подходящим исключительно для узких специалистов его ни в коем разе не назовешь. Это взгляд на цифровую культуру изнутри — взгляд человека, изучающего медиа, и этим он ценен.

Что до двух других тематических разделов сборника, то первые пять текстов так или иначе посвящены осмыслению того, а что, собственно, в социальных медиа есть социального. К этому Ловинк подступается, например, изучая принципы дизайна мемов — или бизнес-модели ставших повседневными интернет-платформ. Три эссе последнего условного блока — о формах социальной самоорганизации и политических практик в эпоху господства соцсетей в том виде, как они работают сейчас. Скажем, характерное название одной из работ — «Теория медиа после Сноудена».

Вообще, данная книга неслучайно вышла именно в независимом издательстве: она совсем не коммерческой направленности, гиганты рынка такого обычно чураются. В то же время это издание — одно из самых качественных и более-менее для широкой публики исследование «цифры» из доступных на русском.

От и до. Поколение Y в зеркале социологии

Миллениалы. Как меняется российское обществоЗавершаем монографией Вадима Радаева «Миллениалы. Как меняется российское общество», что издана при Высшей школе экономики. Не стоит сразу же полагать, что это что-то неимоверно скучное, пусть издание и научное. В его пользу говорят сразу несколько фактов. Главное, это первое серьезное исследование «поколения Y, цифрового», осуществленное на постсоветском материале. Прежде, парадоксально, на русском были доступны всё работы переводные. Не спорю, «Поколение I» Твенге читается веселее — вот только примеры из жизни, которые у нее призваны разбавить сухость страниц со статистикой, для нас зачастую выглядят не более чем экскурсами в чужую культуру. Понятно, что и в случае Радаева материал постсоветский — это материал российской действительности. Но ведь и понятно, что у нас с ней точек соприкосновения много больше, чем с таковой американской. А кроме того, до сих пор ломаются копья о том, воспроизводится ли, в том или ином виде, латентном например, «человек советский» в тех, кто Союза даже не застал. С любопытнейших соображений по этому поводу небольшая книга и начинается.

Еще плюс в том, что легальный PDF-файл издания выложен в сеть. Хороший повод познакомиться с такого рода литературой – информации к размышлению она предоставляет порядочно. Да чего там, иногда полезно взглянуть на себя как на «юнита», всего лишь на одного из своего поколения. Социологическое зеркало в книге начищено тщательно — вплоть, скажем, до изысканий, какие из поколений чаще закладывают за воротник. Последняя часть работы — два эссе-размышления. К сожалению для авторитетного профессора, в них он, бывает, позволяет себе банальное критиканство. Впрочем, это ведь тоже повод взглянуть на другого и, не исключено, подметить что-то в себе. Хуже или лучше миллениалы тех, кто родился раньше них? Да нет, они просто другие.

Заключение

Говорят, идет взаимопроникновение друг в друга разных медиа, так что их удел — сгинуть в изоляционизме либо стать чем-то сверх самих себя. Но, похоже, слух о смерти текста в очередной раз оказался сильно преувеличен. Будь иначе, Пейван и Кинцл из Google не пиарили бы YouTube во вполне традиционном формате — в книге «Стримпанки». Будь иначе, «изобретающий будущее» радикальный левый интеллектуал Ник Срничек давно сосредоточился бы на мультимедийном блоге, а не писал бы «Капитализм платформ» — как раз про платформы вроде Google. И будь иначе, теоретик культуры Алан Кирби, констатировав в книге «Digimodernism. How New Technologies Dismantle the Postmodern and Reconfigure Our Culture» «расплавление» (Ник Ланд, что там с киберготикой?) традиционного текста, не удалился бы столь решительно из «конвергентного» Твиттера. Книги не исчезают, даже когда меняются. Ищите полезную информацию, пусть та и находится в куче хайпа.

U$D

№239

Zebrazavr

Яндекс.Метрика