"Не смотрите наверх" (фильм, 2021) - отзывы и обзор VRgames - Компьютерные игры, кино, комиксы

Не смотрите наверх

Posted by Anuriel on марта 1, 2022 - 13:06

Название в оригинале: Don't Look Up.

Жанр: трагикомедия.

Режиссер: Адам МакКей.

В ролях: Леонардо ДиКаприо, Дженнифер Лоуренс, Мэрил Стрип, Джона Хилл, Кейт Бланшетт.

Продолжительность: 138 минут.

Если пошутить, что «Не смотрите наверх» – это кино, какого сейчас уже не делают, то в шутке будет сразу две правды. Во-первых, такая набористая сатира с топовыми голливудскими актерами не выходила, наверное, со времен «Хвост виляет собакой». С другой стороны, в плане самой формы этот фильм – вызов кинематографу, к которому мы привыкли.

Не смотрите наверх

Таким же вызовом был «Актер» 2011 года, где на спор показали, что немое кино возможно в XXI веке. Туда же снятого как бы на одном кадре «Бёрдмана», который про театр. Так вот, кино как раз потому и не театр, что тут есть монтаж, и «Не смотрите наверх» об этом напоминает. Правда, вспоминая Лотмана, к языку кино (как и любому языку) тем сложнее привыкнуть, чем больше в нем похожего на тот язык, что известен вам. А потому даже можно упрекнуть Адама МакКея, что он издевался, позвав на главные роли оскароносных Леонардо ДиКаприо, Дженнифер Лоуренс, Мэрил Стрип, тогда как вся суть фильма в монтажной нарезке, а не игре.

Но, может, голливудским звездам это и было по фану – сыграть не-актеров, хотя с тем же успехом можно было позвать людей с улицы, получилось бы так же органично.

В общем, «Не смотрите наверх» – это шутка о том, что какие-то ученые обнаружили комету, которая врежется в Землю. Точно врежется, математика не врет. Но хотя административная вертикаль вообще действует, пробиться сквозь маразм информационного общества оказывается не проще, чем допрыгнуть до Луны. Планета Земля окончательно сбрендила на развлечениях, эгоизме и политических мифологемах. Деньги, соцсети, рейтинги, грифы секретности, деньги, боязнь этого всего негатива, неподъемность современной науки для обывателя и банальная жажда денег подхватывают в такую карусель, что недолго сойти с ума. И, если подумать, где-то в тайне наша планета даже ждет конец света как удачный повод прекратить это всё.

Не смотрите наверх

Наблюдая за постыдными ситуациями во всей их натуральности, одни будут хохотать до выпадения коронок, другие покраснеют и выключат сразу (хотя пошлости, в отличие от какого-нибудь Саши Барона Коэна, здесь нет). МакКей с его монтажными ножницами тут тоже в помощь – вовремя говорит «Довольно» и обрывает любую сцену, напоминая заодно, что всё не по-настоящему. Притом сама последовательность сцен красноречива едва ли не как закадровый голос режиссера. Надо только быть на волне с ним – тогда будет смешно. Ну, как в фильме «Обыкновенный фашизм», например. Точно так же стоит посмотреть, даже если не смешно.

Потому как совершенно неважно, метафорой чего здесь является комета: глобального потепления, ковида или Третьей мировой – финальная фраза ДиКаприо звучит как будто про сегодня. «Если подумать, у нас ведь всё было». Но как легко и как глупо можно всё потерять.

Anuriel

№262
Яндекс.Метрика