Мутанты: неугомонные гены | VRgames - Компьютерные игры, кино, комиксы

Мутанты: неугомонные гены

on ноября 12, 2012 - 11:36

- Нет здесь никаких мутантов!, - сказал приветливый дедушка геологам и почесал щупальцем хобот.

Из устного народного творчества.

Разномастные мутанты в играх всегда отставали по популярности от расфуфыренных эльфов, брутальных орков и гигантских шагающих роботов. А меж тем немало отличных и даже, не побоимся этого громкого слова, культовых проектов так или иначе рассказывают об изменениях генотипа – мутациях. Мутанты засветились на экранах мониторов и телевизоров как протагонисты и антагонисты, как хищники и дичь, как колоритный элемент вымышленного мира. Они ужасающи или просто экзотичны, они смертельно опасны или дружелюбны, они могут быть незаметны, а могут вымахать с девятиэтажный дом. Они разнообразны, ведь фантазию создателей не сдерживают никакие каноны. Они давно и надежно прописались в НФ вообще и в фантастических играх в частности. Сегодня поговорим о виртуальном буйстве генов.

Мутанты: неугомонные гены

Игровые мутанты появляются на свет благодаря усилиям безумно хохочущих ученых, благодаря уникальным особенностям сеттинга или в обусловленных сценаристами экстремальных условиях. Но чаще всего хомо сапиенс, флора и фауна принимают причудливый вид и получают всяческие пакостные способности в результате войны. Когда обезумевшие представители разных наций обмениваются ядерными оплеухами, вскоре наступает их время, время мутантов. Конечно же, на ум сразу приходит венценосная, воспетая скальдами и награжденная вождями серия Fallout во всех инкарнациях. На радиоактивных руинах цивилизации можно повстречать такое разнообразие мутантов, что если представителей всех видов рассадить по клеткам с надписями «Кормить на свой страх и риск», то получится парк не хуже Космозоо из книг Кира Булычева. Даже обычная домашняя скотинка здесь представлена двухголовыми коровами-браминами. Впрочем, двухголовые телята иногда рождаются и в реальности, а один наш знакомый утверждает, что двухголовый брамин живет у него на деревенской фазенде, откликается на «Зорька+1», и дает почему-то двойной удой. Основная масса «фолаутовского» зверья – измененные жестким излучением хищники. В памяти народной навсегда останутся яростные нападения косолапых ящериц-гекко, в довоенной бытности - обычных гекконов. Игроком обязательно захотят полакомиться мутировавшие муравьи, скорпионы и плотоядные растения; разработчики не на шутку разошлись, перебирая привычную живность. Следует не забывать, что Fallout 4 уже появился на далеком горизонте, и у геймеров есть вероятность вскоре столкнуться с каким-нибудь ипритным скунсом или озабоченным кроликом-гигантом - к счастью, виртуальным. В пустошах и развалинах нередки исковерканные войной разумные создания. И если страхолюдные гули вполне могут вступить в контакт с играющим, то встреча с супермутантом – серьезный повод для прокачки боевых умений и параметров. Хотя упомянутый монстр является не следствием радиоактивного излучения, он получен искусственным путем; человечество упрямо прокладывает самые разные пути к погибели. Самый богатый бестиарий постапокалиптических игр вы найдете там, где «война никогда не меняется». Спросите, если не верите, у Рона Перлмана.

Мутанты: неугомонные гены

В игровой версии бестселлера Дмитрия Глуховского «Метро 2033» также полно мутантов. На заброшенных улицах Москвы, в темных тоннелях метро бодро шебуршатся твари, порожденные радиацией. Впрочем, в игре Metro 2033 все без особых изысков: мутанты там – крупные опасные хищники с положенным набором клыков и когтей, они выступают угрозой для всего живого и точка. Совсем уж инфернально выглядит летающее над столицей России чудище с кожистыми крыльями. Появляются некоторые сомнения: как могли появиться такие страшилища за столь короткий срок, прошедший после ядерной войны? Ведь мутация видов – даже в фантастике дело неспешное. А вот в недавней Rage со сроками все в порядке: пока главный герой дрых в убежище-ковчеге, на Земле многое изменилось после визита гигантского астероида. Мутантам во вселенной игры принадлежит целый город, который выжившие называют просто и без особых выдумок – Город Мутантов. Некоторые обитатели Города сохранили подобие человеческой внешности, они похожи на фэнтезийных гоблинов и бесстрашно прут на автоматическую винтовку, размахивая самодельными ножами. Другие напоминают агрессивный человекоподобный ком слизи и источают ядовитые испарения, их постоянно сопровождает эскорт из мух и, хотя игры еще не способны передавать запахи, можно быть уверенным: такие парни жутко воняют. Несомненный «мэр» Города – огромный двадцатиметровый мутант, с которым, естественно, предстоит сразиться по сценарию. И пускай механика этого боя напоминает не то что игры 90-х, а чуть ли не 80-х – избегаем одинаковых атак на маленькой арене и стреляем в единственное уязвимое место – смотрится все действо весьма эффектно, размер, знаете ли, все же имеет значение. Злобные мутировавшие хищники на любой вкус поджидают игрока в культовой вселенной украинской игры S.T.A.L.K.E.R. Ослепшие от радиации собаки собираются в стаи и способны на всяческие подлости. В развалинах обитают мерзостные Контролеры, убивающие жертву ментальным воздействием. Кровососы гоняются за сталкерами, кокетливо помахивая щупальцами, обрамляющими пасть. Чуть ли не символом серии стали снорки – шустрые прыгучие твари, щеголяющие остатками противогаза на морде. Наличие хищных мутантов – одно из основных отличий серии от повести «Пикник на обочине» братьев Стругацких; это произведение позиционируется как официальный первоисточник игр. В еще одном шутере с постсоветского пространства You Are Empty волна мутаций накрыла большой город, превратив его в заповедник опасных уродов. По сюжету строители коммунизма в 50-х годах прошлого века решили методом облучения получить идеального гражданина Страны Советов. Эксперимент, как водится, прошел неудачно, и игроку пришлось вдоволь пострелять по страхолюдным красноармейцам, рабочим и крестьянам. Особо умилительно смотрелись гигантские агрессивные цыплята на птицефабрике. Злобных мутантов на обезьяньей основе выводят ученые на обманчиво прекрасном тропическом острове в первой части Far Cry от турецких братьев-умельцев Йерли. В заслуженно любимой игровым комьюнити вселенной Warhammer можно полюбоваться на стройные ряды приверженцев Хаоса. Все хаоситы – сплошь мутанты, при контакте с Хаосом (а Хаос в мире Warhammer является вполне себе осязаемой материей) - их тела изменились до неузнаваемости, бывшие морпехи щерят кривые клыки и хлещут многочисленных недругов щупальцами. В Singularity, FPS от ветеранов индустрии Raven Software, фантастическим допущением является то, что виновником опасных мутаций стал не кто-нибудь, а сам Вождь народов Иосиф Сталин. С его нелегкой руки на острове Каторга-12 начались активные исследования чудесного минерала Е-99. Поставленная цель была понятна и вроде как близка: приручить могучий источник энергии и задавить, наконец, «гниющий» Запад. Но как результат Каторга-12 наполнилась мерзкими мутантами, порождениями элемента Е-99. В Singularity использовался уже не блиставший на то время графический движок Unreal 3, но с отрисовкой склизких, усеянных жуткими наростами тварей тот справился на «отлично».

Мутанты: неугомонные гены

Впрочем, не стоит забывать, что мутанты в играх – не обязательно хмурые ребята с вредными привычками и запахом изо рта. Немало достойных проектов предлагают побывать в шкуре мутировавшего героя. Экшен от третьего лица Dark Sector рассказывает о вспышке эпидемии, влекущей мутации обывателей в вымышленной стране Ласрии. Главный герой игры, агент Хейден Тенно, в процессе борьбы с очередными злодеями подхватывает странную инфекцию и начинает уверенно мутировать на глазах играющего. Мутации Хейдена весьма полезны для борца за мир во всем мире: сквозь кожу прорастает металл, а на руке появляется страшного вида оружие – метательная глефа, и глефа эта «тащит» на себе всю игру. Дилогия Prototype повествует о двух самых брутальных мутантах по ту сторону монитора. Мерсер и Хеллер под руководством геймера терроризируют виртуальный Нью-Йорк и устраивают на его улицах крупномасштабный массакр. В Prototype обычным делом считается оторвать башню у танка, десятком прыжков преодолеть три квартала, продырявить щупальцами вертолет и сожрать заживо парочку зазевавшихся солдат. Главным достоинством этих игр являются самые разнообразные мутации, доступные игроку; они происходят в реальном времени и они очень эффектны и эффективны. В конце концов, можно вспомнить игровые воплощения комиксовых супергероев: часть из них мутанты. Любимец младших и средних классов Питер Паркер мутировал в Человека-Паука после укуса лабораторного насекомого, он, как известно, получил способность ползать вниз головой где ни попадя и стрелять паутиной, почему-то из рук. Среди огромного количества игр о Питере встречаются весьма достойные, например, Ultimate Spider-Man или Spider-Man: Shattered Dimensions. Все Люди Х из вселенной Марвел представляют собой мутантов с различными невероятными способностями, из положительного опыта «игроизаций» можно вспомнить экшен-RPG X-Men: Legends, где разработчики отдавали под начало игрока целую бригаду мутировавших супергероев. Звезда первой величины в команде людей «Икс» – угрюмый Росомаха – имеет несколько персональных игр. В отличном слэшере X-Men: Origins – Wolverine здорово реализована главная мутация Росомахи: на глазах у геймера на модели героя затягиваются страшные раны и куски героического мяса, вырванные пулями, отрастают вновь. Зеленый гопник Халк, которому с играми повезло меньше, был превращен в мутанта собственным папашей-ученым, изучавшим фантастическое излучение. Организм Халка мутировал в результате экспериментов, теперь он - могучий оборотень с темпераментом холерика и манерами пьяного людоеда с побережья Амазонки.

Мутанты: неугомонные гены

Нелегко быть мутантом в видеоиграх: роли достаются все больше отрицательные. А меж тем в игровом бестиарии мутанты расположились, пожалуй, ближе всех к реальности. Ведь мутация – процесс совсем невымышленный. Не исключено, что пока вы читаете эти строки, где-то неподалеку, под землей, играют в домино крысы-мутанты. Игроделы неоднократно высказывались на тему генетических «апгрейдов», но тема эта столь богата, что в будущем нас ждет еще много встреч с удивительными мутантами. И мы будем восхищенно рассматривать результат трудов геймдизайнеров, не задумываясь о том, что гены и в повседневной бытности способны на самые разные фокусы.

Алексей Корсаков

№153
Яндекс.Метрика