Исход: Цари и Боги [ВР]
Многофункциональное угощение
Название в оригинале: Exodus: Gods and Kings
Жанр: боевик, исторический, драма
Режиссер: Ридли Скотт
В ролях: Кристиан Бэйл, Джоэл Эдгертон, Бен Кингсли, Сигурни Уивер, Аарон Пол, Джон Туртурро
Продолжительность: 150 мин.
В который раз режиссер Ридли Скотт («Гладиатор», «Царство небесное», «Робин Гуд») решил обратиться к неисчерпаемо богатой исторической теме, презентовав масштабнейший библейский эпик аккурат под Новый Год. Основываясь на ветхозаветной истории о получившем долгожданную свободу еврейском народе, Скотт обильно перемешал все составляющие крупнобюджетной картины: батальные сцены, исходный материал и египетскую культуру – вероятно, стремясь угодить максимально широкому кругу зрителей. Кино обещало стать одним из главных событий как минимум зимы, но увы – оказалось затянутой, неубедительной и невыносимо скучной байкой о кровожадном Боге в образе строгого сорванца.
Сходу определить ту ступень, где оступился именитый постановщик, вряд ли удастся. Казалось бы – зрителя сходу погружают в мир богатейших декораций египетских фараонов, тычут звездными актёрами в лицо, которым к тому же поначалу удается разыгрывать сложную игру в отношения и интриги на экране. Стремительная и роскошная военная сцена сменяется чередой дворцовых интриг и сверкающими очами героев… Потрясающие воображение панорамы древнего мира, богатейшие фрески, поистине королевские кадры с колесницами, доспехами и силой стихий сменяют друг друга, словно калейдоскоп. Но вдруг всё это рушится. Одним махом.
Обнаружив правду о еврейском происхождении сводного брата и отправив его с глаз долой в изгнание, Рамзес II остается возводить гигантские монументы, прямо пропорциональные угасанию зрительского интереса. Спустя 45 минут после начала ленты темп повествования сходит на нет, зритель начинает ждать заявленных кар Господних, даже не подозревая, как ловко Ридли обведет его вокруг пальца. Моисей является к Рамзесу с требованием освободить рабов и с предупреждением о надвигающейся беде. Получив отказ, пророк отправляется в горы, наблюдать, на что способен сорванец, сошедший с небес.
Последний час картины – не обремененная авторским посылом череда красивых, но пустых спецэффектов. Авторы не церемонятся и преподносят 10 казней примерно так, как они описаны в кратком сборнике библейских рассказов родом из детства: по абзацу на событие, по пять минут на визуальное пиршество. Метающийся Моисей ничего сделать не в силах и вынужден лишь наблюдать за творящимся безумием, поражающим египтян. А чтобы он не слишком долго мучился, постановщики решили не затягивать с демонстрацией бед и с объяснениями их причин. Произошло – и поделом. Вообще, какая-то нехватка чувств и монотонность показанных событий – главные проблемы для восприятия всей истории. Чувствуется, что подобный фильм мог бы снять любой другой режиссер, заполучивший в свои руки круглую ($140 млн) сумму и благословение продюсеров.
К слову, это далеко не самый спорный момент картины. Немало удивляет также, что несмотря на плеяду задействованных в постановке актёров, действующие лица постоянно не попадают в отведенные им образы. Из Бэтмена вышел гораздо более слабый Моисей, чем Ной из Джор-Эла (Рассел Кроу). Джон Туртурро и Сигурни Уивер присутствуют на экране предательски мало времени, ограничиваясь парой фраз. Бен Кингсли словно заглянул с другой съемочной площадки по-быстрому объяснить Бэйлу, что в Библии вообще к чему. Персонаж Аарона Пола существует скорее как дань стремительно возрастающей популярности последнего после триумфа Breaking Bad. Единственно шикарен лишь Джоэл Эдгертон (и не только гримом и костюмами), привносящий пробирающую противоречивость в образ тиранического Рамзеса Второго.
В общем, попытка режиссера сесть на множество стульев сразу не увенчалась успехом. При всем уважении к Ридли и всеобъемлющей народной любви к масштабно-эпическим полотнам, высидеть заявленную 4-х часовую режиссерскую версию «Исхода» видится мне подвигом похлеще Геракловских.
Shepard
P.S. «Исход» посвящается покойному брату Ридли Скотта – Тони.