Интерактивные новеллы
Интерактивные новеллы (далее - ИН) появились довольно давно и были оформлены в виде книжек. Текст в книге разбит на отдельные пронумерованные абзацы — начинаем с первого, читаем, доходим до развилки, переходим на страницу с номером указанного абзаца и т.д. (например, "Танцующий Бог" — интерактивные приключения Конана-варвара, 1996 г.). В интерактивных новеллах ведется рассказ о событиях от 1-ого или 3-ого лица. В зависимости от выбора пути изменяется дальнейший сюжет (история). Сейчас новеллы "перекочевали" на ПК (и другие платформы).
"Состав" ИН
Все ниже перечисленное характерно для японских интерактивных новелл. Современная ИН представляет собой "книгу", которая состоит в основном из четырех частей:
1. Сюжет наиболее сильная сторона большинства новелл. В отличие от других игр, он составляет основную часть "атмосферы" игры. Не зря именно по этому виду игр "снимают" аниме, и в последнее время часто.
2. Озвучка (голоса) — озвучивание реплик персонажей и др. С ее помощью создается иллюзия разговора (хотя на разговор похоже очень отдаленно). Она тоже придает игре значительную часть "интереса".
3. Музыка тоже важная часть, сильно влияющая на геймплей. Некоторые треки заслуживают отдельного альбома. В эту категорию можно отнести звуковые эффекты и т.п.
4. Графика — рисунки персонажей в различных позах, фоновые картины (пейзажи), а также графические эффекты, заставки и др.
В некоторых ИН (малобюджетных, любительских проектах) могут отсутствовать некоторые элементы (озвучка, заставки и др.). Но даже без них есть шедевры, успех которых заключается в сюжете игры, ее интерактивности и реиграбельности.
ИН, наше время, наша страна
К сожалению, сегодня трудно найти стоящую ИН. Наиболее известные игры с элементами интерактивных новелл — это, например, Fahrenheit (скорее фильм с элементами интерактивности), Космические Рейнджеры (вспомним любимые текстовые квесты), а также российская ИН "Красный космос" (недавно вышла, и пока мне не довелось оценить эту игру). Вообще игр-новелл в Европе выходит крайне мало, да и достать их очень сложно.
ИН, Япония
Обратимся к японским ИН, которые я считаю основным "предком" и эталоном ИН на ПК (и других платформах). Новелла "Красный космос" была создана на основе именно этих ИН, в свойственной им аниме-стилистике. В Японии новелл такого типа выходит довольно много, как официальных проектов, так и любительских. Но проблема в том, что достать "нормальную" ИН, переведенную хотя бы на английский язык, очень сложно, даже в интернете.
Некоторые примеры
Одна из известных ИН — это Ever 17: The Out of Infinity. Эта игра, разработанная KID и изданная Hirameki International Group, рассчитана на многократное прохождение (около десятка раз!). Есть русифицированная версия (неофициальный перевод, конечно же), которая, как всегда, хромает на обе ноги и добавляет глюки к игровому процессу. Сама история интересна, даже оригинальна, с каждым прохождением открывается новая часть сюжета (только пройдя ее несколько раз, можно полностью представить себе всю ситуацию). Есть и другие игры этой вселенной: Never 7: The End of Infinity, Remember 11: The Age of Infinity (к несчастью, они пока так и не были переведены на нормальный русский или английский язык). Следующая ИН — это Tsukihime (также и одноименное аниме по мотивам игры — Shingetsutan Tsukihime), довольно необычная мистическая история, созданная любителями (двумя школьными друзьями), которые основали группу Type-Moon (сразу после выхода игры они приобрели большую известность). Есть еще и Fate/Stay Night (по этой игре тоже есть аниме), сейчас эта ИН переводится на английский группой Mirror Moon; Animamundi: Dark Alchemist, Kanon и многие другие...
Креатив в ИН
ИН возможно сделать и самому с друзьями. В интернете есть множество программ-"движков" (например, Ren'Py Visual Novel Engine), с помощью которых можно создать ИН (причем движки, в том числе и Ren'Py, бесплатны, даже поощряется создание игр с их помощью). Остается придумать сюжет, нарисовать персонажей/интерьер (можно даже использовать фотографии) и, возможно, привлечь людей к озвучке...
В итоге
Думаю, что каждому стоит посмотреть/поиграть/пройти Интерактивные новеллы. Не зря у них основной ударной единицей является именно сюжет. Это будет интересно для тех, кто любит играть в "душевные" игры, игры со смыслом...
Пима Младший