Инсомния

Posted by Anuriel on сентября 27, 2018 - 19:09

Название в оригинале: No dormirás.

Жанр: ужасы, детектив.

Режиссёр: Густаво Эрнандес.

В ролях: Эва Кватрокки, Белен Руэда, Наталия де Молина, Герман Палашиос, Эухения Тобаль.

Продолжительность: 106 мин.

Слова «вжиться в роль» достаточно стары, чтобы не задумываться об их смысле. Со времен Станиславского, то есть более ста лет, сыграть персонажа – значит отчасти им стать, и ничего не меняет, если персонаж не вымышленный, а реальный человек. Впрочем, текст пьесы – это уже не реальность, даже если его сопровождают свидетельства очевидцев. Скажем, антагонист может быть не таким уж чудовищем, а его мотивы недоступны стороннему наблюдателю.

ИнсомнияВступив на путь слияния с ролью, театр обязан был прийти к тотальности, к полному погружению как актера, так и зрителя. От Гурджиева к Арто, Гротовскому и далее актер, переступающий грань рассудочного, доходящий до мистики – феномен удивительный, восхищающий, но не то чтобы исключительный. Равно как сценография закономерно пришла к замене слова «зритель» более подходящим «свидетель», тайно подсматривающий в щелку за тем, что слишком интимно, не предназначено для чужих глаз. Наконец, искусство как проводник, то есть спектакль, психологически преобразующий самого актера – вершина подлинного театра, но тоже относительная вершина, потому что и этому явлению не один десяток лет.

В общем, если даже кратко, по «Википедии» познакомиться с Антоненом Арто, то фильм «Инсомния» не будет казаться хоррором, а вполне реалистической рефлексией актеров на свою профессию. По сюжету, группа актеров во главе с режиссером-идеалистом заселяется в психиатрическую клинику, где в прошлом произошла трагедия – эту трагедию им и предстоит разыграть. Антураж, вплоть до одежды, соответствует реальности. А найти роль поможет относительно безопасный метод искусственного сумасшествия – депривация сна.

Как известно, долгая бессонница вызывает галлюцинации и прочие психические отклонения, но сказать, что автор сценария развязал таким образом себе руки, будет неверно: у психоза есть своя логика; это некая загадка, высказанная на языке ассоциаций и вытесненных страхов. Именно так нужно понимать каждый эпизод «Инсомнии»: это в первую очередь шаг в детективной истории, подсказка к пониманию цельной картины, а только потом уже скример и ужас. По правде говоря, ужасы тут не особо то и есть, а могли бы и вовсе не быть – фильм только выиграл бы, избавившись от лишних шаблонов. Явный подкуп широкой аудитории, который, как водится, не был оценен.

ИнсомнияС этой малой оговоркой «Инсомния» не хуже «Бёрдмэна» рассказывает про театр, только показывает иную его ипостась. «Бёрдмэн» – это богатый, погрязший в скандалах и амбициях бизнес на эмоциях. «Инсомния» – молодежный риск, кладоискательство, легализованный бунт внутри порядочного общества. Так что только плюс, что на главных ролях тут малоизвестные актеры. Тот случай, когда хорошая игра – это если не видно, что игра.

Не то чтобы Густаво Эрнандес сорвал звезд с неба этой картиной, но и композицией, и режиссерскими деталями «Инсомния» вполне прилежная работа, где всё по правилам, и даже есть катарсис: это добрый, мотивирующий фильм. Впрочем, жаль, что его создатели поддались идейному релятивизму и сделали фактически два финала: один реальный, другой – поучительный. У запутанной истории должна быть ясная развязка, иначе это и не развязка вовсе, и ощущения завершенности нет. Оправдаем это тем, что актерская профессия действительно требует подготовки, изматывает психику, и повторять подобное дома, самостоятельно было бы дурацкой идеей.

Anuriel

№220
Яндекс.Метрика