Эво. Век динозавров
Название игры в оригинале: EVO
Жанр: семейная игра
Разработчик: Descartes
Количество игроков: 3-5
Длительность одной партии: 1 час
Локализатор/издатель: "Хобби-игры"
Настольные игры бывают разные. В одних приходится много думать над каждым ходом, в других — тратить время на поиск нужных карт и подбор колод, в третьих — исследовать неизвестный нам мир и выслушивать истории, придуманные мастером. Но есть совершенно особый класс игр, в который входят и карточные, и настольно-печатные, и ролевые, - это семейные игры, в которые хорошо поиграть вечером в домашнем кругу, которые будут одинаково интересны и ребенку, и взрослому. Сделать толковую семейную игру — настоящее искусство, и не всем это удается. Но мне думается, что наш сегодняшний главный герой — игра "Эво. Век динозавров" достойно представит указанный мною поджанр.
Каждый из игроков в "Эво" представляет один из видов динозавров, живших на нашей планете миллионы лет назад. Цель игры проста и понятна — привести свой вид к процветанию, приобретая новые гены и тем самым улучшая генофонд вида. Удручает тут только то, что, в конце концов, на планету упадет астероид, и все наши достижения пойдут насмарку. И останется только гордо хвастаться: "Мы, трицератопсы, были самыми крутыми в тот момент, когда этот проклятый астероид свалился-таки нам на голову". Какое-никакое, а утешение.
Игровое поле сделано весьма оригинально. Оно состоит из двух половинок и благодаря четырем возникающим вариантам (картинка на половинках двусторонняя) позволяет создать континент на троих игроков, два варианта континента на четверых и еще один — на пятерых. Континент поделен на гексы (шестиугольники), каждый из которых раскрашен в свой цвет. Цветов четыре — желтый, зеленый, коричневый и серый. Обозначают они климатические зоны — пустыню, джунгли, равнины и горы. Климатические зоны хаотично раскиданы по карте, но сделано это не просто так, а с умыслом, в дальнейшем вы поймете, почему.
Каждому игроку перед началом игры выдается карточка, отображающая рядового представителя его вида динозавров. Поначалу у всех есть по одному гену меха, хвоста, лапы и "зонтика". Впоследствии динозавры будут развиваться, приобретать новые эволюционные особенности, и каждый вид станет совершенно непохожим на другие. Зачем же нужны все эти лапы и хвосты? Чтобы выжить в непростом и постоянно меняющемся мире.
Все дело в том, что для жизни каждый ход пригодна лишь одна климатическая зона. В соседних с ней можно проживать, но понадобится обзаводиться соответствующими эволюционными "прибамбасами", а не в соседних зонах жить вообще нельзя. Возьмем простой пример. Пригодна для жизни зеленая зона. В таком случае, в ней на этом ходу выживут все динозавры. Для выживания в желтой понадобится обзавестись зонтиками, в коричневой — мехами. Ну а в серой и вовсе никто не живет — все динозавры, остающиеся там к соответствующей фазе хода, просто вымрут.
Разобраться на самом деле в этом несложно — существует климатическая таблица, по которой передвигается фишка, обозначающая изменения климата. Изменения происходят раз в ход и определяются броском кубика. Чаще всего фишка двигается в предсказуемом направлении, и исходя из этого игроки и планируют свою стратегию. Но иногда случается непредвиденное, и кубик выпадает "не так". Вот тогда-то многим не повезет, и их динозавры пополнят своими телами кладбища доисторических животных.
Стоит сказать пару слов о выживании в климатических зонах разного уровня. В жарких зонах у вашего вида выживет столько динозавров, сколько "зонтиков" имеет ваш вид. В холодных, соответственно, выживание зависит от количества генов меха. Но делать ставку только на потепление или похолодание было бы нерационально. Ведь есть еще и ноги, и хвосты, и яйца, и многое другое.
Ноги — очень важный параметр. Чем их больше, тем большее количество ваших динозавров сможет двигаться по полю в ход. И это критично, потому как фаза перемещения происходит уже после определения климата. Соответственно, вы можете попробовать убрать своих динозавров с нежелательных клеток и переместиться в более удобные зоны. С другой стороны, на одних ногах погода не делается. Ведь вы можете выставить на поле до десяти динозавров, и ближе к середине игры карта уже поделена, а противники территорию, которую считают своей, без боя не сдадут.
Для боя у динозавров есть такое приспособление, как рог. Чем больше рогов, тем больше шансов победить в столкновении с другим динозавром. При равном количестве генов рога преимущество на стороне обороняющегося, так что любителям кровавых баталий рекомендуется обзавестись "вооружением" в надлежащих количествах. Схватка происходит по простым и понятным правилам — в фазу движения вы перемещаете своего динозавра на клетку, занятую противником, после чего бросаете кубик и определяете результат боя по специальной таблице. Правда, если у вас много рогов, но мало ног, массированной атаки всеми существами не получится, но вообще сражения очень спасают в той ситуации, когда бежать все равно некуда, зато поблизости есть очень недурственно выглядящий гекс, занятый наглым динозавром противника.
Скорость размножения каждого вида динозавров зависит от количества яиц, которые он может откладывать. Соответственно, виды, превосходящие других в этой области, способны чуть ли не моментально восстанавливать свою популяцию, уничтожаемую изменениями климата, сражениями или применением специальных карточек. Другое дело, что из-за ограниченного числа фишек динозавров увеличивать популяцию до бесконечности все равно не получится, как ни старайся.
Я не рассказал только о трех особенностях динозавров — хвостах, карточках и генах удешевления. Количество генов хвоста влияет на порядок хода игроков — тот, у кого их больше, будет ходить раньше. Казалось бы, такой ген не нужен, но реально от него бывает польза. Ведь тот, кто первым ходит, раньше других успеет добежать до мест, где можно спрятаться от жары или холода, чем обеспечит себе повышение шансов на выживание. Впрочем, игроки обычно склонны забывать об этом и не обращать на хвосты внимания.
Один из генов позволяет вам получить дополнительную карточку. Карточки бывают самые разные, и их цель — дать игроку возможность изменить правила игры и совершить какое-нибудь действие, им противоречащее или непредусмотренное ими. Тем самым игрок получает некоторое преимущество. Например, карточка может дать вам дополнительные гены рогов на один ход. Или же позволит родиться вашему динозавру вместо динозавра соперника. А то и вовсе запустит страшный процесс потопа, который переживут немногие. Изначально все игроки имеют по три карточки, а дополнительные можно получить, только приобретя соответствующий ген. Правда, почему-то гены карточек редко покупают, и берут только, если нет другого выхода. Наконец, карточки удешевления — самые неоднозначные из всех. После их приобретения они будут давать вам скидку при покупке новых генов все последующие ходы. Надеюсь, понятно, что поначалу такие карточки очень ценны (ведь они будут действовать все время до падения астероида), а вот в конце игры от них просто никакого толка.
Торговля за гены, на мой взгляд, самый интересный процесс в игре. Один из участников достает случайным образом выбранные карточки генов, в количестве равном числу игроков, после чего начинается торговля. Она идет до того момента, пока все карточки не будут распределены между участниками. Соответственно, кто больше даст за определенный ген, тот его и получит. Другое дело, что здесь уже вступают в дело законы аукциона — можно попытаться поднять цены как можно выше, а потом приобрести не самый важный ген, заплатив за него мизерную сумму и сэкономив денег на будущее. И знайте, что аналогом денег в этой игре являются победные очки. Вполне реальна ситуация, когда кто-то из участников создаст к финальному моменту великолепного динозавра, потратив на это практически все очки, и в итоге очутится на последнем месте.
Количество приходящих игроку каждый ход победных очков зависит от числа выживших динозавров. Соответственно, чтобы успешно играть, надо искать баланс между инстинктом самосохранения и желанием выжить. То бишь, разумно распределять полученные вами очки, покупая нужные гены и в то же время не допуская лишних трат. Стоит обращать внимание на карточки, пришедшие к началу игры вам на руки. Возможно, однажды какая-нибудь из них так перевернет игру, что победа вам будет обеспечена. Впрочем, распространяться об особенностях тактик в игре не буду, иначе лишу вас удовольствия самостоятельно их найти. Главное помните — все пути к победе хороши, и среди них обязательно есть и ваш.
Напоследок пару слов об оформлении. Оно выполнено на очень высоком уровне. Поле из твердого картона, выдавливающиеся фишки, отличные рисунки на карточках. О последних так и вовсе можно говорить бесконечно, даже те, кто не любят подобных игр, с удовольствием рассматривают картинки и подписи к ним. Сразу видно, что люди, которые занимались разработкой и переводом игры, не лишены чувства юмора. Только один момент все портит — таблица для подсчета очков сделана отвратительно. Она жутко неудобна, и я вам рекомендую придумать какую-нибудь замену. На худой конец сойдет вариант с листиком и ручкой для каждого участника.
Вот так и идет игра. Мы узнаем об изменениях климата, передвигаем своих динозавров, рождаемся и умираем, получаем за выживших победные очки, сражаемся, торгуемся за гены. Процесс очень веселый и интересный и как нельзя лучше подходит для случая, когда хочется отвлечься от чего-то серьезного и немножко поразвлечься. Что уже говорить о вечерах в кругу семьи — детям игра обязательно понравится.
Оценка: 7.
Резюме: Хороший проект для семейного отдыха. К сожалению, стать постоянным развлечением в клубах ему вряд ли суждено, скорее уж игрой второго плана, в которую будут играть, но не слишком часто.
Morgul Angmarsky