Драконы: погибель овец, коров и авантюристов

on октября 28, 2012 - 01:29

Область унынья и слез –
Скалы с обеих сторон
И оголенный утес,
Где распростерся дракон.
Острый хребет его крут,
Вздох его – огненный смерч.
Люди его назовут
Сумрачным именем: Смерть.

Николай Гумилев.

«Змей Горыныч дохнул огнем,  и половина леса запылала. «Тебе страшно?»,- спросил Змей у Ослика. «Страшно»,- ответил Ослик и задрожал».

Бородатый анекдот, сокращен цензурой.

Составной образ дракона глубоко заложен в коллективном бессознательном жителей нашей планеты. Представители самых разных народов рассказывают детям сказки об огромных зубастых ящерах, чаще летающих, иногда плавающих или бегающих  вприпрыжку. Меняется окрас и размер, варьируется длина хвоста и количество голов, но всемирно распространенный облик остается легко узнаваемым. С драконом идут на бой рыцари Круглого стола, святые девы из французских преданий спасают люд от прожорливой Тараски, былинные богатыри привычно бьют в кровь многочисленные морды Змею Горынычу. Крылатые зверушки существуют и ныне, не стоит сомневаться. Шотландские горцы утверждают, что дракон живет в местном озере Лох-Несс, а африканцы рассказывают о хитром Моколе-Мбембе, выныривающем из мутных вод Чада и многозначительно поглядывающем на проплывающие лодки.

Драконы: погибель овец, коров и авантюристов

Драконы, оттолкнувшись могучей лапой от устных сказаний, прочно обосновались в литературе. Они нескромно засветились в кинематографе. Стоит ли удивляться, что эти создания – частые и желанные гости в стремительно развивающейся индустрии компьютерных и видеоигр.

Людская фантазия обращалась к драконам столь часто, что получение образа этого существа путем обобщения всех имеющихся на сегодня данных является задачей просто неподъемной. В легендах, сказаниях и мифах, на страницах рыцарских романов и фэнтези-эпопей, в кино и играх появлялось бессчетное количество самых разных драконов. Если обратиться к основным источникам, то можно прийти к выводу - дракон, как ни крути, весьма красив внешне. Грация, мощь, горделивые взмахи крыльев, блеск драгоценной чешуи, осанка истинного короля. Такими чудищами можно полюбоваться на картинах Бориса Вальехо, правда, художник нередко отвлекает внимание от властелинов фэнтези дополнительными элементами в композиции – к примеру, атлетичными дамами в кольчужных стрингах. Игровые дизайнеры чаще всего стараются придать своим драконам как минимум достойный вид. Но крылья и мощный загривок – вовсе необязательный элемент. Китайские драконы имеют змеиное тело и усы, как у Тараса Бульбы. А драконы из христианской религиозной живописи могут напоминать мелких неопрятных мутантов, которых обычно топчут лошадиными копытами и для порядка пронзают блистающим копьем. Южноамериканский Кецалькоатль – тоже дракон – имел вид, вероятно, столь жуткий, что ни один индейский живописец не смог от страха его толком изобразить: сплошь мешанина ярких и аляповатых деталей. Сойдемся на том, что «птички» из игр почти всегда выглядят внушительно и не вызывают недоумения.

Драконы: погибель овец, коров и авантюристов

Абсолютно все драконы – хищники, и хорошо, если в когтях они уносят овцу, свинью или корову, а то ведь и толстой доярке может не поздоровиться. Людоедские наклонности героев сегодняшней рубрики часто находят отражение в народных преданиях, например, в польской легенде о Вавельском драконе. Игроделы на эту тему также высказывались многократно, и за примером можно обратиться хоть бы даже к жанру файтингов: в Mortal Kombat 2 боец Лю Канг, убивая побежденного врага, превращается в зеленого дракона и откусывает всю верхнюю половину неприятельского тела (оставшуюся половину доедает, видимо, за кадром). Так что если увидите такую пташку, щиплющую листочки с деревьев, знайте – это диплодок. И дракон, варящий в своей пещере перловую кашу – не дракон вовсе, а чистой воды недоразумение.

Многие из них питают нездоровое пристрастие к золоту и предметам роскоши. Зачем летунам нужны золотые монеты, магические кольца и «длинные мечи+5» - вопрос сложный. Если вам доводилось одолеть дракона в классических ролевых играх Baldur’s Gate и Icewind Dale, то вы помните, что добыча стоила многочисленных перезагрузок и усилий клирика по оживлению затоптанных сопартийцев. Драконы могут обладать полноценным разумом, речью или телепатией, а могут быть просто сообразительными хищниками вроде тигров или львов. Обычно магические уловки чешуйчатым чудищам без надобности, а вот невосприимчивостью ко всяческим «огненным шарам», «ледяным копьям» и прочим фокусам они обладают немалой. В RPG по лицензии Dungeons & Dragons, чтобы пробить дракона волшебной молнией, на него сперва нужно долго и упорно «навешивать» заклинание «понизить сопротивляемость магии». Те на подобные выходки обычно реагируют негативно и за один-два удара расправляются со щуплыми священниками и колдунами.

Драконы: погибель овец, коров и авантюристов

Все драконы – единоличники и убежденные социопаты. Они не живут ни стаями, ни семьями, ни коммунами. Причиной тому может быть нарциссизм в запущенной форме и жадность на грани с паранойей. Игрокам на это грех жаловаться, ведь бой со всего одной тварью обычно является серьезным испытанием, и стоит ли радоваться, если на команду паладинов, друидов и воров налетит целый десяток? Нередко схватка с драконом является кульминацией игрового действа; в мультиплатформенном слэшере Forgotten Realms: Demon Stone, в озвучке которого, между прочим, были заняты Патрик Стюарт («Люди Х») и Майкл Кларк Данкан («Зеленая миля»), классическая тройка – маг, воин и убийца – долго и слегка утомительно мучает дракона под занавес своих приключений.

В подавляющем большинстве случаев, сам факт существования драконов и их уникальные способности объясняются сугубо магическими обстоятельствами. Многих других вымышленных созданий из кино, литературы и игр можно с определенными натяжками представить в реальности. Так, Филипп Хосе Фармер в своем многотомном «Пирамидальном мире» подробно описывает анатомию кентавров, а телесериал «Ходячие мертвецы» рассказывает в одном из эпизодов, откуда берется агрессия у зомби и как организована их мозговая деятельность. Дракон же просто не сможет выдыхать огонь без могучего волшебства. Мало того: зверь такой массы и такого «приземленного» телосложения не сможет летать. В самом крайнем случае – печально планировать. Так что настоящего дракона, друзья, в нашем мире победивших технологий мы вряд ли увидим. Оно, скорее всего, и к лучшему.

Драконы: погибель овец, коров и авантюристов

Природный арсенал дракона венчает, в дополнение к зубам, когтям и мощному хвосту, его смертоносное дыхание. Чаще всего монстр дышит огнем, выжигая искателей приключений, благородных рыцарей, постройки, технику и прочие юниты. Но здесь возможны многочисленные варианты. Например, драконы лесных эльфов из Heroes of Might & Magic плюются зеленой токсичной дрянью, а ледяные драконы из Warcraft 3: Reign of Chaos выдыхают концентрированный холод и могут заморозить любое здание врага, парализовав работу кузниц, казарм и сторожевых башен.

Эти грациозные создания начали появляться в цифровых развлечениях на самой заре геймдева. Как «боссы» в сайдскроллерах с фэнтезийным антуражем, к примеру. На платформе ZX Spectrum заслуженной популярностью пользовалась игра Flying Dragon. В этом опередившем свое время проекте под управление игрока попадал огромный крылатый дракон, что было просто глотком свежего воздуха после однообразных космических «леталок-стрелялок». В двухмерном, естественно, пространстве монстр неторопливо взлетал, величаво разворачивался в воздухе, приземлялся для отдыха. Дракон под руководством восторженного игрока хватал когтями жалких людишек с луками и копьями, мог поднять к небесам тяжелый камень и сбросить на надоедливую катапульту, поджаривал гигантских пауков и морских змей пламенем из пасти. А еще создание из Flying Dragon закусывало молодыми девушками! Девиц этих заковывали в цепи и приносили в жертву пугливые горожане. Никаких строгих комиссий по присвоению возрастного рейтинга в 1986 году еще не было, и дамы заглатывались на «ура». Игра была примечательно еще и тем, что здоровье огнедышащего протагониста восстанавливалось автоматически, после передышки. Драконье сердце внизу экрана билось все чаще при получении урона и восстанавливало ритм в минуты покоя. Не было шкалы здоровья, не было аптечек - все как в современных экшенах. И это четверть века назад!

Драконы: погибель овец, коров и авантюристов

В большинстве компьютерных игр драконы представлены как существа злобные, агрессивные, прожорливые, а в случае обладания разумом – жадные, коварные и циничные. Геймерам приходится чаще всего противостоять этим плотоядным чудищам, и они всегда выступают серьезными соперниками.  В ролевых проектах Gothic 2 и TES V: Skyrim их безобразия и хулиганства являются сюжетной основой. В Neverwinter Nights от команды BioWare спасителю города Невервинтер приходится иметь дело с древним драконом, который забавляется со скуки игрой с двумя кланами фей и гномов. Чудище поместило несчастных в хрустальный магический шар-игрушку, и натравливает одних на других. Стоит встряхнуть шар - феи или гномы поочередно сходят с ума и атакуют ту расу, что сохранила разум. Могущественный хозяин оживляет убитых, и «игра» продолжается бесконечно. Очень интересный и изобретательный квест по спасению драконовых рабов говорит в пользу всего одиночного режима игры, которому досталось от критиков за недостаточную проработку. В мире Ферелдена из серии Dragon Age драконы встречаются не так уже и часто, несмотря на название франшизы. Но все они обладают высочайшими показателями атаки и защиты, неприятными для игрока способностями, вроде «Оглушения», и несклонны вести переговоры с ничтожными эльфами, гномами и кунари. В облике крупного и довольно уродливого дракона выступает в первой игре линейки предводитель Мора Архидемон. Виртуальные ферелденские операторы не зря показывают победу над летающим супостатом в «замедленной» съемке: зрелище незаурядное, спешите, как говорят в цирке, видеть. Очень убедительный дракон учиняет бучу в польском хите The Witcher 2: Assassins of Kings. Крылатый злыдень с легкостью зажаривает в собственных доспехах гвардейцев короля Фольтеста, но ведьмак, скачущий мангустом у драконова носа, смог стать для обоснованно медлительного чудища серьезной проблемой. Разработчики из CD Project чутко следовали духу и букве книжного первоисточника, поэтому дракон из «Ведьмака 2» - не просто огнедышащий садист, а, во-первых, симпатичная и вполне себе позитивная барышня по имени Саския (в людском обличье), во-вторых, злобствует по принуждению хитроумной чародейки. Победить драконицу удается лишь хорошенько исполосовав ее серебряным мечом и для верности проткнув насквозь сосновым стволом. Именно так решаются дела в книжном цикле о Геральте за авторством Анджея Сапковского («ВР» настоятельно рекомендует к ознакомлению, расширение кругозора за счет достойных книг еще не помешало ни одному любителю игр). Даже если дракону отведена «эпизодическая роль» в игровом проекте, он способен бросить геймеру нешуточный вызов и потрепать нервы, как в немецкой экшен-RPG Sacred. А в аддоне Neverwinter Nights: Hordes of Underdark игроку предстоит встретиться с совсем уж жутким существом, гибридом двух опаснейших монстров из Dungeons & Dragons – драколичем. Остается готовиться к игре, в которой разработчики спустят на партию приключенцев личедракобехолдера.

Драконы: погибель овец, коров и авантюристов

В жанре стратегий драконы, как и положено военнообязанным, служат главнокомандующему и не имеют ярко выраженной моральной принадлежности. В легендарном сериале пошаговых стратегий Heroes of Might & Magic разработчики порадовали поклонников жанра огромным разнообразием доступных к призыву в армию драконов. Достойную уважения работу над этими сказочными существами проделали художники и дизайнеры российской команды Nival, отвечавшей за пятую часть: самые разные и такие эффектные драконы служат эльфам, гномам, нежити. И если дракон, например, подземных эльфов – классический крылатый красавец, то дракон металлургов-гномов – неспешно и важно топающая по полю боя толстозадая Годзилла. Одна из самых последних двухмерных стратегических серий Warlords: Battlecry демонстрирует драконов просто и без затей: дорогостоящий, медленный в «изготовлении» летучий ящер, своим присутствием способный изменить безнадежную ситуацию на поле боя в пользу игрока. Следует заметить, что Battlecry неспроста успешно сопротивлялась повальному увлечению трехмерными технологиями, этот проект с «плоской» перспективой способен удивить и сегодня. Так, одержав несколько побед с помощью «летающих огнеметов», игрок очень удивлялся, вступив в противоборство с фракцией «Люди» (фракций в сериале бессчетное множество, от высших эльфов до разумных рептилий). Хитрые человеки колдовали на свои экспедиционные корпуса защиту от огня и безнаказанно бегали под драконьим брюхом, наверняка втихаря показывая летучему врагу неприличные жесты. Бессловесным орудием убийства служат драконы в сериале-предтече слэшеров Golden Axe. Если варвару или амазонке удавалось ловким ударом выбить противника из драконьего седла, то верховая страхолюдная зверушка переходила в распоряжение игрока: хлестала хвостом, лупила лапами, пылкала огнем. Изначально нейтральную позицию к отряду приключенцев-проходимцев занимает дракон из Подтеменья, игра Baldur’s Gate 2: Shadows of Amn. При желании можно помочь ему в возвращении украденных яиц, а можно броситься в атаку с шашкой наголо; хорошая RPG должна быть вариативной, а Baldur’s Gate 2 – очень хорошая RPG. В успешной серии глобальных фэнтези-стратегий King Arthur героям этого «Бестиария» по праву отведена роль ультимативного оружия.

Драконы: погибель овец, коров и авантюристов

Нередки случаи, когда игровые драконы выступают на стороне геймера. Писательница-фантаст Энн Маккефри обрела немалую популярность благодаря циклу о драконах планеты Перн. Примечательным является то, что книги Маккефри принадлежат к «твердой» НФ, а не к фэнтези. Драконы Перна специально выращиваются жителями для защиты от космической угрозы – смертоносных Нитей, которые зверушки, ставшие верными помощниками человечества, сжигают огненным дыханием на подлете к поверхности. О буднях Драконьих Всадников рассказывает игра 2001 года Dragonriders: Chronicles of Pern. Проект справедливо критиковали за шаблонные квесты, но драконы в нем были показаны с чувством, толком и отеческой любовью. В успешной российской ролевой стратегии «King’s Bounty: Принцесса в доспехах» упомянутой принцессе в боях помогает обаятельный дракончик. Он отдельно от принцессы Амели прокачивает свои таланты и уверенно играет вторую скрипку в проекте. Образ дракончика-миляги разработчики подсмотрели одним глазком (да ладно, всеми двумя подсмотрели) в диснеевском мультфильме «Лило и Ститч», ну да мы не в обиде, главное, что игра достойная. Благодаря впечатляющим полетам на драконихе Сапфире можно выделить слэшер Eragon из серой массы продуктов «по мотивам».

Немногие, но, к счастью, достойные проекты позволяют нам примерить на себя жаростойкую шкуру властителя фэнтезийных поднебесий. Особо хочется отметить игру компании Primal Software «Глаз дракона». Во времена самых первых успехов русскоязычного геймдева ребята из Primal отважились выпустить столь смелый, пусть и не идеальный, но вполне жизнеспособный проект с оригинальной концепцией. Игрок управлял самым настоящим, усеянным шипами и рогами драконом, который гонял стада монстров, брал шефство над людскими городами и развивался с набором опыта. В игре среди прочих интересных особенностей было изменение внешности героя с ростом в уровнях, летучий протагонист выглядел все более грозно с каждым боевым вылетом. Полезная возможность обращаться летающей зверушкой досталась Драконьему рыцарю из Divinity 2: Dragon Knight Saga. Известно несколько примеров хитовых игр, в которых герои проявляли драконьи свойства не в полной хищной мере, а в ограниченных сюжетом рамках. Так, протагониста TES 5: Skyrim совершенно не напрасно величают «Драконорожденным». В Sacred 2: Fallen Angel с дополнением Ice & Blood компанию Инквизитора, Серафимы и прочих колоритных головорезов в меню выбора персонажей органично дополнил Дракомаг.

Драконы: погибель овец, коров и авантюристов

Популярность драконов в вымышленных мирах не ослабевает, чему можно только порадоваться. Драконы переживают взлет (во всех смыслах) в кинематографе: раньше у киношников не было технических средств для показа летающих и дышащих спецэффектами тварей, а ныне – было бы желание. Сегодня фэнтези в авторитете у продюсеров-толстосумов и режиссеров-талантов; хлопки гигантских крыльев раздаются в зрительных залах все чаще. Чего стоят хотя бы медленно, но уверенно подрастающие дракончики принцессы Дейенерис из сериала «Игра престолов»! Игроков вскоре обещали порадовать бельгийские мастера виртуальных искусств со своей стратегией Dragon Commander, в ней нас ждет множество драконов, хороших и разных. Драконы не выходят из моды. Они как бриллианты – навсегда.

Алексей Корсаков

№152

Яндекс.Метрика