Циклонопедия

Posted by Anuriel on августа 19, 2020 - 03:01

Книга: Реза Негарестани, текст «Циклонопедия: соучастие с анонимными материалами».

Издательство: Носорог, 272 стр., мягкая обложка, 2019 год.

Жанр: теоретический фикшен.

Книгоиздание в апреле-мае, по известной причине, «лежало». Сейчас вроде как встало на четвереньки, но как долго так простоит и насколько выпрямиться после — неизвестно. Да и выпрямится ли вообще в прежний рост, пусть и сутулясь, — большой вопрос. Сдвиги произошли. Те же российские издатели решились на немыслимое для себя прежде — выпускать часть заявленных по плану книг сразу в электронном формате, чтоб хоть как-то поддержать падающий рынок. Так что модели распространения новинок уже вряд ли будут прежними, пусть вынужденный простой и выльется во временный могучий поток. К берегам мейнстрима я непременно вернусь — уже в следующем месяце. Но сегодня, пользуясь состоянием порядком тронувшегося мира, рассказ мой пойдет об убойно экспериментальном и одновременно культовом тексте «Циклонопедия».

Эксгумация смыслов

Реза Негарестани, текст «Циклонопедия: соучастие с анонимными материалами»Начинается так: Кристен Авансон летит в Стамбул, где думает встретиться с чуваком из сети, что подписывается инициалом, как из семитской азбуки. Встреча не происходит — зато американка находит в номере рукопись «Циклонопедия», подписанную РН. С ней и улетает обратно в Штаты.

Собственно, на этом прологе исчерпывается и малейшая возможность определить жанровую, в привычном понимании, принадлежность текста. Оставшиеся 250 страниц (большого журнального формата) вмещают, среди прочего:

Солнечный капитализм, Теллурианский бунт против него, Нефть как Черный труп Солнца и Земное ядро Ктеллл как Инсайдера, способного подорвать альянс исламского монотеизма и Солярного капитализма.

Пыль как первичный поток данных, пылизм как ближневосточный способ обновления, пустыню (или сушь-сингулярность Земли), нефтепроводы, войну с терроризмом, нефтеполитику и их связи между собой.

Экскурсы в древние демонические культы.

Внешнее, допустимость открытости ему и план вскрытости им.

Разоснование Земли до дырчатого пространства и роль пол(н)ых ((w)hole) комплексов в этом.

Ктулхоидную этику как этику поли-тического подрыва.

Войну-как-машину и машины войны, ослепляемые, с целью возбуждения в них иллюзии их независимого существования, Туманом Войны. Полковника Уэста и его техническое руководство по урбанизации Войны с Терроризмом, что опустынит города.

Жизне-моделирование как набор упражнений по моровому творчеству и самошрамированию.

Радикальную паранойю как мечту влюбленных о самоизоляции подальше от цивилизации.

Интерпретацию ленты Мериджа «Порожденный» через символ мертвого бога-мутанта.

***

Концепт «гиперверие» — приставка «гипер» наращивает понятие суеверия. Последнее, само по себе, — лишь ложное верование, гиперверие же — в самом своем существовании в качестве идей — представляет, если коротко, «опытную науку самосбывающихся пророчеств». Суть в том, что эксперимент, если он удается (работает), делает себя реальным (заполучает свою собственную реальность). Тут уместно провести также связь с «футурошоком»: ожидание ухудшения ситуации в мире в будущем это худшее и приближает. Модельный пример — как раз «коронавирус», и это — еще причина, отчего «Циклонопедия» попала на мой стол рецензента. Пока подавляющее большинство надеется, что всё рассосется и будет как прежде, втайне понимая и мазохистски убеждая свое подсознание, что как прежде уже не будет, предлагаю обратиться к радикальным — и даже «вымораживающим мозг» — способам осмысления изменчивой действительности. Кстати, из всего корпуса доступных на русском и связанных с трендовым «спекулятивным поворотом» текстов сочинение Негарестани — единственное не с пометкой «научное издание».

Любопытно, что и имя автора оказалось, сразу после английской публикации «Циклонопедии», частью гиперверовательного процесса. Сами авторские поиски истины приводили к выводу — вполне в духе концепта! — что та и заключается в принципиальной возможности такого синтеза, как theory fiction. Но главное — публика посчитала фикцией собственно Резу Негарестани. А потом додумала, что он — это аватара Ника Ланда, отца «правого акселерационизма». Это важное замечание, в контексте. Ландовский стиль определенно имеет точки соприкосновения со стилем выходца из Ирана Негарестани — достаточно ознакомиться, например, с относительно вменяемым текстом Ника «Расплавление». Доступен в сети, к слову, — подспорье к «Циклонопедии» по предотвращению неизбежного когнитивного диссонанса. Ах да, нелегальный PDF русского издания в сети тоже можно найти — приходится советовать пренебречь авторским правом для предпросмотра, по причине гиперспецифичности самой вещи.

U$D

№242
Яндекс.Метрика