Биопанк и биотехнологии: невозможное будущее
Давайте мы с вами поиграем в альтернативную историю. Представим, что микропроцессоры в нашем мире не были изобретены в 70-х годах. «Почему нет?» – спросите вы. Потому что чуть раньше на нашей планете начался бум биотехнологий. Вперед вырвались биология, генетика, анатомия и другие науки, изучающие человека и биологическое разнообразие жизни нашей планеты. И изобретенные где-то в 80-х микропроцессоры уже не смогли получить столь бурного развития в этом новом обществе. Компьютеры существуют, но используются они исключительно как инструменты, помогающие в труде многочисленным профессионалам, и не доступны массовому пользователю.
Биотехнологии стали массовыми, они стали престижными. Кому нужны IT, компьютеры, интернет? Людям альтернативных двухтысячных из технологий вполне достаточно радио и телевидения. Еще бы, ведь они живут в мире победившего биопанка.
Многообразие видов
Биотехнологии действительно смогли стать массовыми в этом мире, просто потому, что люди научились на них зарабатывать. Сначала были генетически модифированные продукты – благодаря грамотной рекламе люди действительно покупали их, ведь эти продукты на самом деле придавали им силы, а организм благодаря их употреблению становился здоровее и красивее. Культ здорового образа жизни и красивого тела расцвел пышным цветом. Благодаря успехам в клонировании и удешевлению пластических операций люди смогли стать красивее. Генетика под корень вырубает все болезни, а модификации собственного тела не просто распространены, они становятся модными. В итоге к концу десятых годов нового тысячелетия человечество приходит к эпохе биопанка.
Автомобильный транспорт в этом мире все еще существует, однако совершенно не развивается. А зачем, если по цене чуть дороже обычного автомобиля человек может приобрести себе настоящие, живые крылья? Только представьте себе: выходит человек на балкон, одевает на спину такой биологический протез, имитирующий крылья, который соединяется напрямую с позвоночником – и все, можно лететь хоть в магазин, хоть в соседний город. Разве что за границу пока приходится по старинке, потому что ретивые пограничники отстреливают не в меру прытких летунов.
Широко развивается строительство, при котором применяются новые, не виданные прежде покрытия и материалы, выращиваемые искусственным способом. Как вам, к примеру, живые стенки и полы на дискотеках, подрагивающие в такт рвущейся из динамиков музыке? Или выращенные на заказ искусственные ткани для одежды, дарящие тепло в холодную пору и пропускающие воздух в жаркое время? Самое главное, что все это достаточно дешево, чтобы очень многие могли себе это позволить. Биопанк – это рай для людей.
Внутренние органы для пострадавших в авариях выращиваются в промышленных масштабах. Да и только лишь внутренними органами местная медицина не ограничивается. Поменять волосы, исправить форму губ или носа, даже поставить новые глаза другого цвета и с лучшим зрением здесь можно за пару часов и в любом салоне красоты. А эксперименты с трансплантологией позволяют всевозможным фрикам чувствовать себя в этом мире как дома. Хотите раздвоенный язык, бычьи рожки на голову или чешую вместо кожи – все доступно, только платите. Биопанк – рай для людей.
Благодаря биологическим протезам человечество вовсю осваивает те области мира, которые ранее были ему недоступны. Новые города легко строятся на высоких горных вершинах, в кронах лесных деревьев и даже на океанском дне. Разумеется, чтобы жить в красивом подводном мире, нужно вживить себе жабры. Но нет ничего невозможного, ведь биопанк – это рай для людей!
Разумеется, такому обществу просто не нужны ни компьютеры, ни интернет. В мире, где на широкую ногу поставлено физическое, а не умственное развитие, информация о политике и вооруженных конфликтах не имеет особого смысла для рядовых обывателей. Здесь не принято отдыхать, сидя дома: детские площадки забиты детьми и родителями, вечерами постоянно проводятся карнавалы, люди толпами ходят в кино и театры, на ярмарки и на рынки – а куда угодно, где есть возможность себя показать и на других посмотреть. Красивые леди демонстрируют подружкам результаты новых пластических операций, атлетически сложенные мужчины пропадают в спортзалах, боулингах и барах, фрики сбиваются в молодежные банды, воздух набит «летунами», которых стало больше, чем автомашин. И у всех более чем достаточно свободного времени. Воистину, биопанк – рай для людей!
И ад – для клонов.
Игрушки и слуги
Рая для людей удалось добиться именно благодаря клонам. Искусственные люди от рождения не имеют никаких прав, они всегда кому-то принадлежат: сначала компании, которая их создала, затем – людям, которые их купили. Кстати, то же касается и новых видов животных, которые в мире биопанка выводятся с определенными целями.
Сначала клоны выступали только в качестве дешевой рабочей силы. Затем стали выводить клонов для других целей: некоторые способны выживать при экстремально низких или экстремально высоких температурах; другие, искусственные гладиаторы, убивают друг друга на аренах; третьи выступают ремонтниками и обслуживающим персоналом в сфере услуг; четвертые, так называемые «умники» – замечательные секретари референты.
Более того, богатые люди заказывают для себя клонов, во внешности которых смешивается множество биологических видов. Очень часто их тела покрыты мягкой шерсткой, они приятно пахнут и выглядят практически как домашние животные. Однако при этом такие клоны обладают интеллектом и способны развлекать своих хозяев интересной беседой.
Лучшие черты людей и животных
Разумеется, на руководящих должностях, в полиции и в армии по-прежнему работают люди – все-таки они еще не настолько оглупели, чтобы давать в руки клонам оружие. Порядок наводится железной рукой, и тем не менее, в рядах клонов все чаще вспыхивает недовольство.
Террористические организации, вроде «Братства искусственных людей», устраивают теракты в больших городах. Клоны организуют собственные тайные общества, обмениваются друг с другом запрещенной литературой, высказывают крамольные мысли: они, дескать, ничем не хуже людей. Генетики стараются изо всех сил, пытаясь выращивать покорных человеку биороботов. Однако человеческая природа, которой достаточно в клонах, все равно берет свое, и тогда внешняя радость и спокойствие городских улиц взрываются, в лучшем случае, мирными демонстрациями, а в худшем – кровавой бойней. Грядет революция, а то и гражданская война.
Торжество биотехнологий и моральный упадок
Описанный в этой статье мир – всего лишь один из вариантов мрачного будущего, рисуемого в фильмах, книгах и играх жанра биопанк. Этот жанр можно назвать одним из самых молодых фантастических жанров. Хотя, как и в случае с дизельпанком, биопанковские фантастические произведения существовали еще до того, как появился сам термин «биопанк» и оформились его отличительные признаки.
В целом, биопанк вполне соответствует основному постулату киберпанка: взлет технологий при моральной деградации общества. Только если киберпанк – это мир циничных одиночек и зловещих корпораций, это основной стержень нуара 30-х годов, перенесенный в далекое будущее, то биопанк – эдакая фантастическая Римская империя (хотя он такой далеко не во всех случаях). В этом мире чаще всего есть угнетатели и угнетенные, в роли последних могут выступать клоны, мутанты либо просто генетически неполноценные люди. Генетика, так уж получилось, очень легко делит людей на нормальных и неполноценных – и, как правило, этот конфликт положен в основу многих биопанковских произведений.
Но, как обычно, очень важно все-таки отделять мух от котлет. То есть, сегодняшние исследователи легко относят к биопанку «Людей Икс», «Человека-паука» и «Халка» на том основании, что в комиксах практически везде есть мутанты (кстати, еще черепашек-ниндзя можно упомянуть – вот уж где раздолье для мутантов!). Если относить к биопанку все произведения искусства, где есть мутировавшие люди – с тем же успехом в киберпанк можно записывать «Терминатора» и «Приключения Электроника» на том основании, что там можно увидеть человекоподобных киборгов (а в «Электронике» еще и собака была!).
В лучшем случае во многих современных произведениях есть элементы биопанка, в «Людях Икс» эти элементы, пожалуй, выражены сильнее всего. Однако чистый биопанк – это целый мир или страна, или город, где обществом правят биология и генетика.
Важно также не путать биопанк с боди-хоррором, жанром, который столь сильно любит режиссер Дэвид Кроннерберг. Среди классических примеров боди-хорроров – его киноленты «Муха» и «Видеодром». Многие работы художника Ганса Рудольфа Гигера также принадлежат именно к боди-хоррорам. Это тоже интересный жанр, со своими особенностями, родственный биопанку – но все же это не биопанк.
Биопанк в искусстве
Предтечами биопанка можно назвать, к примеру, «Остров доктора Моро» Герберта Уэллса. В этой книге рассказывалось об экспериментах по скрещиванию генов животных с генами людей. Туда же можно отнести и «Человека-амфибию» Александра Беляева, однако это только предтечи.
Если вы ищете эталон биопанка, разумнее всего обратить взор в сторону литературы, точнее на книгу «Рибофанк» Пола Ди Филиппо. Эта книга совершенно справедливо считается поклонниками жанра настоящей библией биопанка. Невероятное биологическое общество будущего, всевозможные мутации ради красоты и самовыражения (к примеру, люди с дополнительными тараканьими лапками на теле), клоны, выступающие в роли слуг и игрушек, летающие полицейские в небесах и еще многое, многое другое – все это вы найдете в «Рибофанке». По названию понятно, что Ди Филиппо хотел изобрести новый жанр, но просто термин в итоге не прижился. Зато в биопанк этот сборник коротких историй вписывается идеально.
Среди других авторов можно выделить Паоло Бачигалупи с его романом «Заводная», рисующим еще один альтернативный биопанковский мир, и с повестью «Девочка-флейта». А вообще Бачигалупи – один из немногих авторов, стабильно работающих в жанре биопанк, так что его книги всем интересующимся отслеживать однозначно стоит.
В играх биопанковские миры представлены слабо, в отличие от того же киберпанка. Своеобразным постбиопанком является трилогия BioShock, в играх которой мы наблюдаем осколки, оставшиеся от биологического общества. В большей части это касается первых двух частей, хотя и в BioShock Infinite сильный элемент биопанка также присутствует. А еще игроделы обожают выпускать игры на стыке жанров, потому биопанковские игры часто показывают нам общество (в играх – скорее армию такого общества), которое использует биотехнологии и выступает против другой, часто киберпанковской цивилизации. В игре Fracture мы играем за суперсолдата в киберпанковском костюме, противником которого выступает армия генетически модифицированных существ. Некоторые солдаты врага легко парят в небесах, некоторые ползают под землей, изредка выскакивая на поверхность. В Rogue Trooper уже все наоборот: генетически модифицированные солдаты выступают в роли хороших парней, а плохиши – киберпанковская цивилизация с огромными машинам и различными экзоскелетами.
Многие относят к биопанку серию Resident Evil, где, бесспорно, огромное значение уделяется биологическим изменениям людей и животных – но этот сериал скорее просто сочетает в себе черты биопанка и боди-хоррора. Зомби-шутеры, а также серии игр о противостоянии космическим паразитам и разумным насекомым, к примеру, как в Halo или Warhammer 40K – это уже не биопанк, а немного другое. Грядущую игру Scorn также можно отнести к биопанку, но с большой натяжкой, это скорее боди-хоррор с биопанковскими элементами, такими как, например, живое оружие. По трейлеру уже понятно, что ужасов в Scorn будет более чем достаточно, а вот биологическую цивилизацию нам вряд ли покажут.
В том, что касается кинематографа, чистых биопанковских фильмов на сегодня практически нет. В лучшем случае мы, опять-таки, видим фильмы с элементами биопанка. Классическая фантастика «Гаттака» показывает мир, где обычные люди живут бок о бок с генетически улучшенными, однако сам по себе этот мир практически ничем не отличается от нашей вселенной. «Потрошители» и «Генетическая опера» – картины о мире, в котором органы для трансплантации продаются в кредит, и если вы не успеваете заплатить вовремя, к вам могут прийти представители компании и просто вырезать взятые в кредит вами органы. Опять же, кроме этого небольшого фантастического допущения сами миры почти не отличаются от нашего мира.
«Антивирус» Брайана Кроненберга – общество, в котором продаются болезни и вирусы знаменитостей, чтобы преданные поклонники могли на себе испытать страдания своих кумиров во время болезни. «Код 46» – еще одна история о жизни обычных людей бок о бок с генетически измененными. Во всех картинах есть отдельные элементы биопанка, и ни одна не может показать по-настоящему странное и страшное общество биологической цивилизации так, как оно показано в «Рибофанке». Это не говоря о том, что сюда еще неправильно причисляют откровенные фильмы ужасов («Химера») и даже образчики кровавейшего жанра Gore («Токийская полиция крови»).
Как видим, молодой жанр биопанк находится еще в самом начале своего пути. Тем интереснее наблюдать за развитием и становлением новых, биологических миров.
Samael