Бестиарий. Чужие
-Чужие губы тебя целуют...
Слова известного поп-хита обретают в контексте данной статьи несколько зловещее значение.
Человек, как ни крути, – существо до крайности странное и зачастую противоречивое. Вот взять, к примеру, такую неосязаемую субстанцию, как людская фантазия. Нескованная никакими оковами, не знающая границ и пределов, легкокрылая мечта способна переносить своего хозяина и его слушателей в вымышленные земли, полные солнечного света, причудливых растений, забавных зверушек и прочего позитива. Но почему-то во все времена мастера кино, художники, скульпторы, писатели и просто рассказчики частенько устремляли свой внутренний непоседливый взор в сумеречные области, в края, исполненные опасности, страха и мрака.
И когда полвека назад человеку покорился космос, от этого он не стал добрее и приветливее. В космосе холодно, нечем дышать, там никто не услышит ваших криков и так далее, и тому подобное. В безвоздушном пространстве разворачивается действие многих достойных художественных произведений, способных здорово пощекотать нервы. И будто мало героям-космонавтам неприятностей и дискомфорта, фантазеры от массовой культуры запустили в космос десятки, сотни монстров жуткой внешности и дрянных манер. Но королем безвоздушного хищного пантеона, самым страшным созданием из тех, что могут таиться в темных уголках вашего уютного звездолета, является, без сомнений, беспощадный и коварный убийца, известный как Чужой.
Меж тем, на дворе стоял 1979-й год. Планета еще не оправилась от культурного шока, устроенного бородатым фантазером Джорджем Лукасом. Лукасовские «Звездные войны» навсегда изменили представление о фантастическом кино и дали мощный толчок развитию космической кинофантастики. В этом году молодой и, без сомнений, талантливый режиссер Ридли Скотт выпускает в конце весны свой научно-фантастический триллер «Чужой». Как и в «Звездных войнах», фильм этот предлагал зрителю прогуляться в безвоздушное пространство и посетить иные миры. В обоих проектах можно было полюбоваться на инопланетных тварей, опасных для здоровья. Но если первый фильм о далекой Галактике демонстрировал инопланетных существ как элемент развлекательной программы в декорациях масштабного НФ-вестерна, в фильме Скотта все было предельно серьезно: клаустрофобия, мерзкое шипение, потоки слюны, кислоты и клацанье бритвенно-острых зубов. Хотя Скотт и не скрывал, что на съемки «Чужого» его вдохновила история о джедаях и Звезде смерти, его собственный фильм удалился от «Звездных войн» на максимальное расстояние. Героиня Сигурни Уивер отчаянно боролась за жизнь и не стремилась при этом развлечь скучающих тинейджеров.
Справка: Ридли Скотт – британский кинорежиссер, отметился качественными работами практически во всех мыслимых жанрах. Снимал киберпанк – «Бегущий по лезвию бритвы»; фэнтези – в те далекие времена, когда фэнтези считалось коммерчески рискованным капиталовложением – фильм «Легенда» с Томом Крузом; исторический эпос – «Гладиатор». Обладатель всех возможных наград, включая «Оскар». Родной брат Ридли, Тони Скотт, снял экшен-классику «Последний бойскаут» и «Гнев». Тони, к сожалению, покончил жизнь самоубийством в прошлом году, спрыгнув с моста.
Для своего фильма Скотт решил подыскать действительно пугающего монстра, тот должен был запомниться зрителю, а желательно сниться в кошмарах после посещения кинотеатра. Поэтому режиссер потратил немало времени на то, чтобы на экранах появился не какой-нибудь пучеглазый живоглот с панцирем из проволоки и с желтыми (видимо, от курения) зубами, а чудовище, принципиально новое, невиданное доселе. В итоге для работы над созданием монстра был привлечен художник Ганс Гигер, и от результатов его труда содрогнулось все киносообщество.
Справка: Ганс Рудольф Гигер – швейцарский художник и скульптор, работающий в жизнерадостном стиле некроготики. Отличительная черта его произведений – тематика биомеханических тел и устройств. Обрел большую известность после издания художественного альбома «Некрономикон». Как можно догадаться по названию, речь там шла не о канарейках и ландышах. Кроме сериала о проказах чужих, успешно потрудился над фильмом «Особь», в котором сексапильная Наташа Хенстридж превращалась в придуманную Гигером инопланетную кошмарную гадость.
Чужой Гигера и Скотта – существо из иного мира, с далекой планеты; смысл его существования – убивать и продолжать цикл размножения. Все тело инопланетянина – идеальное оружие, но публике особенно запомнилась внутренняя пара челюстей, выстреливающая из пасти. Даже вместо крови из ран Чужого брызжет смертоносная кислота, прожигающая насквозь крепчайший металл. Замысловатый и пугающий процесс рождения монстра начинается с отложенного Королевой яйца, из которого появляется мерзкий паук-скорпион, в народе именуемый «лицехватом». Эта мелкая дрянь норовит вцепиться в лицо жертвы и отложить внутрь зародыш Чужого. Паразит растет внутри живого тела, и, набравшись сил, вырывается наружи, разрывая грудь «инкубатору». «Ужас-караул», – сказала бы знакомая политически активная пенсионерка, и была бы права. Одна талантливая команда разработчиков не только продемонстрировала нам этот процесс, но и позволила в нем поучаствовать. На стороне чудовищ, естественно.
От прочих вымышленных любителей человеческого геноцида Чужой отличается коварным разумом, это вам не акриды какие-нибудь из серии Lost Planet! Сесть за штурвал звездолета этот когтистый персонаж вряд ли сможет, но его сообразительности хватает, чтобы преподнести людишкам парочку неприятных сюрпризов, вырубить, например, электроэнергию в здании.
Через семь лет свет увидел сиквел – «Чужие» – за авторством тогда еще малоизвестного Джеймса Кемерона. Акцент в новой картине был сделан на экшен, но зрители от этого только выиграли. Популярность хищных инопланетян превысила мыслимые пределы. Весело шипя на все лады, Чужие выбежали за пределы киномира. Новеллизацию писал маститый фантаст Алан Дин Фостер. Шли работы над третьим фильмом. Крупнейшее в Штатах независимое издательство комиксов Dark Horse (владеет, к примеру, правами на такие именитые бренды, как неугомонный Конан-варвар) успешно развивало кроссоверную серию «Чужой против Хищника». Космические монстры обрели прописанную до мелочей историю, официальное наименование «ксеноморфы», они были разобраны по косточкам и разложены по полочкам, но при этом растеряли свою мрачную таинственность и непостижимость. А жаль, очень жаль, не всегда подробная классификация и тщательный анализ полезны и уместны. По крайней мере, когда речь идет о вымышленных обитателях далеких планет. Создатели компьютерных и видеоигр не могли тихо сидеть в сторонке, и не стали отставать от коллег по масс-культуре. Игры о Чужих появлялись на всех мыслимых платформах, не исключая те, о которых помнят лишь седобородые аксакалы.
Из всего многообразия можно выделить несколько проектов, оставивших след в умах и сердцах. Для древнего компьютера ZX Spectrum вышла игра по мотивам фильма Кемерона с предсказуемым названием Aliens. Тогда, в далеких 80-х, она стала для многих пусть и небольшой, но революцией. Во времена повальной изометрии, игрок в Aliens смотрел на окружающий унылый пейзаж глазами главного героя, предположительно самой Рипли! Ни о какой трехмерности речь, естественно, не шла. Обозревая плоскую, как грудь балерины, перспективу, можно было перемещаться влево, вправо и входить в одинаковые двери. Но, тем не менее, посреди экрана было намертво прибито перекрестие прицела, и наведя это перекрестие на фирменную слизь чужих, украшавшую стены, можно было расстреливать зловещие декорации. Чуть ли не разрушаемость окружения! Время от времени в поле зрения попадал бегущий элегантными рывками (как позволяла анимация тех лет), но вполне узнаваемый ксеноморф. Если игроку не удавалось в течение буквально нескольких секунд сделать меткий выстрел, зубастая тварь бросалась в атаку, и наступал печальный финал. Все происходило очень быстро и по-честному. Игра была невероятно однообразной, абсолютно не мотивирующей к прохождению, но на момент своего выхода она действительно давала, как любят говорить на Западе, «новый опыт».
В 1990 известная компания Konami выпустила свою версию Aliens для игровых автоматов. При всей своей безбашенной динамике и при неуместном для тайтла буйстве цветов, этот двухмерный шутер с видом «в профиль» во многом пытался передать атмосферу фильма-первоисточника. Буйство дизайнерской фантазии привело к тому, что цифровую Рипли атаковали откровенно неуместные противники – ксеноморфы-слизняки, предстающие в виде подвижной лужи. Зато в программе развлечений была поездка на аутентичном бронетранспортере космических морпехов (камера пыталась пристроиться за спиной героини) и файтинг с Королевой чужих с управлением роботом-погрузчиком. Да и сам процесс был весел и прост, а кооператив на двоих для игровых автоматов – суровая необходимость, не роскошь. Но по-настоящему Чужие выступили на игровой сцене лишь в 1999 году.
Именно тогда, в мае, команда Rebellion Developments выпустила свое игровое видение знаменитых разборок из комиксов – трехмерный экшен Aliens Versus Predator. Кроме кампаний, дающих возможность поиграть за вечно напуганного морпеха и за проказника-Хищника, геймеру представилась небывалая, ранее невиданная (проект для платформы Atari Jaguar от этих же разработчиков не в счет), и от этого весьма ценная возможность взять под прямой контроль того самого Чужого.
Справка: студия Rebellion Developments – британская компания, выпускающая компьютерные и видеоигры с 1993 года. Проекты создаются для самых разных платформ, обычно жанра экшен от первого и третьего лица. Студия часто критикуется за создание проходных проектов. Здесь следует заметить, что у Rebellion в наличии несколько подразделений, и в то время как одно из них занимается какой-нибудь трэшевой Rogue Warrior, в других стенах куются вполне достойные игры. К успехам студии можно отнести экшены Sniper Elite, Rogue Trooper и, конечно, Aliens versus Predator.
Многочисленные халтурщики от мира геймдева наверняка угробили бы драгоценную возможность сыграть за ксеноморфа в трехмерном окружении. Ведь можно сделать стандартный боевик с видом «из глаз», где при нажатии на клавишу «действие» перед экраном будет мелькать когтистая лапа, наносящая удары, можно добавить возможность далеко и высоко подпрыгивать – и дело сделано. Но англичане не пошли простым путем. Они смоделировали на мониторах настоящего Чужого со всем доступным ему арсеналом убийственных возможностей. Когти и убийственный хвост – само собой разумеется. Знаменитые «телескопические» челюсти – а как же! Возможность издавать жуткое шипение – на отдельную кнопку, так мы будем пугать глупых человечков. Чтобы восстановить пошатнувшееся после встреч с вооруженными противниками здоровье, приходилось, извините, откусывать людям головы. Игровое воплощение монстра могло находить жертву по запаху (изображался визуально) и было способно ориентироваться в темноте. Даже игровая камера имитировала зрение ксеноморфа и давала панорамную, развернутую картинку. Особо удалась реализация бега по стенам, и даже по потолкам, со стороны создателей игры – это маленький подвиг. Aliens versus Predator 1999 года обрела армию фанатов по всему миру и была повторно выпущена в 2010 году с поддержкой современных операционных систем.
Серия компьютерных боевиков о нелегкой жизни зубастых зверьков с кислотой вместо крови набирала обороты. В 2001 году силами Monolith Productions на прилавках появилась вторая часть полюбившейся игры.
Справка: Monolith Productions – американская компания, специализирующаяся на разработке трехмерных игр в жанре FPS. Отличительной чертой проектов этой команды является серьезная работа с искусственным интеллектом, нетривиальные сюжеты и жесткий подход к моделированию боев. Культовый статус обрели такие игры, как Monolith, Blood, No One Lives Forever, F.E.A.R., Condemned: Criminal Origins. В настоящее время студия принадлежит гиганту Time Warner.
Aliens vs. Predator 2 ждал заслуженный успех. Сиквел мог похвастаться тщательно выписанным сюжетом, сводящим воедино все три одиночные кампании. Он был гораздо технологичнее. Он был кинематографичнее. А в сюжетной ветке ксеноморфов геймера ждали незабываемые ощущения: игру приходилось начинать, управляя лицехватом, той самой мелкой мерзостью с тонкими лапками и длинным загребущим хвостом. Нужно было лично найти подходящую беззащитную жертву, вцепиться ей в физиономию и разместить зародыш монстра-воина. А затем с видом от первого лица буквально прогрызаться наружу, сидя внутри человеческого тела. В наше трудное время за такую сцену игра была бы наверняка запрещена к продаже в Австралии и Германии, а десятки адвокатов томпсонов живо ломанулись бы в суд. Жаль, что преуспев во всем, студия Monolith сплоховала при моделировании уровней. Локации в сиквеле обладают достаточно сложной структурой, при этом внешний вид их довольно однообразен. Заблудиться в сплетении пустых коридоров было делом несложным. Особо трудно пришлось несчастному ксеноморфу, ведь для него выход с уровня мог быть спрятан где-нибудь под потолком, за вентиляционной решеткой.
Следующую игру франшизы вновь ваяли англичане из Rebellion. На этот раз однозначного успеха не вышло, мнения критиков и игроков разделились. Помня несколько громких провалов британской команды, некоторые поспешили наклеить на проект ярлык «трэш». Другие же отмечали достойную картинку и звуковое сопровождение, уместную брутальность и мощные хоррор-элементы. Судить, как всегда, вам самим. И если вы любите в виртуальном воплощении висеть вниз головой над ничего не подозревающей жертвой и выжидать момент для прыжка, то свой выбор вы уже наверняка сделали. Aliens vs. Predator 2010 года выпуска хорошо продалась, разработчики объявили о планах на продолжение, и наступила тишина.
Очень жаль, но Чужих, как игровых монстров, в последнее время преследуют сплошные неудачи. О новой игре про борьбу ксеноморфов, Хищников и людей так до сих пор ничего и не слышно. Студия Obsidian, известная отличными ролевыми играми (Fallout: New Vegas) длительное время вела работы над RPG в мире ксеноморфов, и затем заморозила проект по неизвестным причинам. Шутер Aliens: Colonial Marines оказался неоправданно слаб; а его страстно ожидали многие, и автор текста в том числе! Возможно, таинственная раса Звездных Предтеч следит за тем, чтобы эти опасные создания не пользовались слишком большой популярностью у землян, и мешает разработке достойных компьютерных игр. От греха подальше. Как бы то ни было, детище художника Гигера засветилось в нескольких культовых видеоиграх, и в качестве противника вызывает небывалый прилив адреналина даже у бывалых геймеров с метким глазом и твердой рукой. А если нет желания стрелять в таких милых и доброжелательных созданий – влезайте в блестящую черную шкуру и наводите порядок по-ксеноморфовски в серии боевиков Aliens vs. Predator! Чужие прочно вошли в почетный пантеон цифровых чудовищ, и нет сомнений, что любителей быстрого и жесткого экшена еще ждут волнующие встречи с ними. Берегитесь кислоты и лицехватов!
Алексей Корсаков