Бесплодный мир (Children of Men)

Posted by AlexS on марта 1, 2021 - 17:40

Поклонникам фантастических кинокартин режиссер Альфонсо Куарон известен как творец «фантастики со смыслом». Такая репутация пришла к нему благодаря двум лентам – фантастической драме «Гравитация» и антиутопическому триллеру «Дитя человеческое» (2006). И хотя во внушительной фильмографии режиссера, насчитывающей 18 кинокартин, из фантастики только эти два фильма, можно констатировать – когда Куарон все-таки берется за фантастические картины, делает он их всегда на одинаково хорошем уровне.

Дитя человеческое

«Дитя человеческое» показывает мрачный 2027 год. Это по-настоящему бесплодный мир – за последние 18 лет на свет не появилось ни одного ребенка. Человечество медленно вымирает, и лишенные будущего, практически все народы мира массово «ушли в отставку». Держаться продолжает только Великобритания, силовики которой изо всех сил пытаются сохранить в стране какое-то подобие порядка. Удается им это не очень хорошо, во многом еще и потому, что на Туманный Алльбион постоянно рвутся толпы мигрантов из остального мира.

Нет, «Дитя человеческое» - это еще не постапокалипсис, потому что какие-то остатки цивилизации здесь пока существуют, и уж точно не киберпанк, для которого в картине маловато высоких технологий. Это все еще антиутопия, правда, на сей раз сильно отклонившаяся в сторону так называемой «апокалиптической фантастики», антиутопия глубоко социальная.

На наш взгляд, проблема фильма именно в том, что как таковой антиутопии здесь не показано. Мир гиблый, мы этому верим, однако основное внимание сосредоточено на сюжете и на экшене, сама по себе социальная составляющая умещается в первые минут 15. Причем сюжет просто сводится к беготне главных героев, которых весь фильм преследуют плохие парни. Простой человек Тео (Клайв Оуэн) защищает беременную девушку Ки, с которой, возможно, связан шанс на выживание всего человечества. Их преследуют террористы из группировки «Рыбы», которым нужна Ки для давления на правительство. Тео постоянно сражается, причем битвы поставлены очень реалистично (особенно стоит отметить невероятно качественные, сочно звучащие выстрелы). Городские бои в картине показаны превосходно, и к этим сценам вопросов нет и быть не может. При этом нет ни намека на «глянцевость», даже масштабные сцены битв показаны буднично и чуть ли не документально. В целом, и смотрится картина с интересом, и сам фильм не пустой, однако от «классической» антиутопии здесь очень мало.

Дитя человеческое

Тем не менее, фильм через имеющиеся у него на вооружении элементы антиутопии затрагивает самые разные проблемы. Прежде всего, это проблема, лежащая на поверхности – загрязнение окружающей среды. Великобритания будущего, показанная в фильме «Дитя человеческое», похожа на эдакую свалку отходов. Улицы замусоренные, заброшенные школы и приходящие в упадок заводы, мимо которых ходят неряшливо одетые люди, с бессмысленной жизнью и бессмысленной работой, которую никто из них не хочет делать. Причем фильм снят таким образом, что мы ощущаем, как будто бы этот мир находится вокруг нас. Тут свою роль играют и технологии, которые в 2027 году не далеко ушли от наших теперешних технологий. Вторая проблема – нелегальные эмигранты из других стран, которые в нашем случае выполняют роль традиционных для антиутопий повстанцев. Эмигрантов отлавливают солдаты и полицейские, они травят их собаками и депортируют за пределы страны. Эмигранты же сколачиваются в банды, противостоят силовикам и постоянно устраивают теракты.

«Дитя человеческое» производит тяжелое впечатление, в отличие от двух предыдущих кинокартин, здесь нет никакой развлекательной составляющей. Опять же, это нестандартная антиутопия и эдакая «реалистичная фантастика», которая может заинтересовать тех, кто любит такие нестандартные решения. Ну, или же если хотите полюбоваться на реалистичные перестрелки – тогда тоже проходить мимо «Дитя человеческого» не следует.

 

Яндекс.Метрика