007: Координаты «Скайфолл»
Название в оригинале: Skyfall
Жанр: шпионский боевик, драма
Режиссер: Сэм Мендез
В ролях: Дэниел Крэйг, Хавьер Бардем, Джуди Денч, Ральф Файнс, Бен Уишоу и другие.
Продолжительность: 143 минуты
Перезапущенная бондиана имела ахиллесову пяту – она вознамерилась рассказать историю длинной больше чем в одну серию. Это крайне сложная задача, когда каждый эпизод в сериале имеет бюджет в двести миллионов долларов и всякий раз меняются режиссеры.
А ведь режиссер обычно приводит и уводит с собой основную часть съемочной группы. Весь этот тяжело налаженный процесс сбился после «Кванта милосердия» из-за финансовых проблем инвесторов. Их разрешение затянулось на два года. Слишком долгий срок, чтобы продолжать старую историю – видимо, так решили авторы. Поэтому «Скайфолл», несмотря на наличие прежнего актерского состава, спокойно игнорирует предыдущие два фильма и фактически совершает перезапуск второй раз.
После затяжного пролога в стиле «Борна», рвущей шаблон сцены «небритый Бонд пьет пиво», агент возвращается в мир британской разведки, который рушится неизвестным хакером. Империи зла исчезли, говорят герои, настало время скрытых врагов, одиночек-террористов и прочих вшивых личностей. Эта роль достается покрашенному в блондина Хавьеру Бардему, на этот раз он – гомосексуальный экс-шпион со своими на первый взгляд странными, но на деле очень банальными помыслами. Его уже сравнили с Джокером из «Темного рыцаря» – и не без оснований. Тот же сильный маниакальный образ и хитрый план действий.
Сюжетно «Скайфолл» – вольное переложение притчи из Евангелие от Луки про блудного сына. Несмотря на авантюрность, обязательные путешествия, пиф-паф, взрывы в метро и роковых девушек, которым забыли придумать имена, получилась, по сути, персональная трагедия. Может, это и хорошо, что у Яна Флеминга больше нечего экранизировать – толковым сценаристам это развяжет руки. Хотя в производстве таких дорогих фильмов даже нормальные сценарии редко избегают правок и переделок в процессе съемок. В «Скайфолл» логических дыр не меньше, чем диалогов, но фильм слишком захватывающий, чтобы замечать весь этот кошмар во время просмотра. Только потом понимаешь, что между строк хватает идиотизма, что чересчур многое происходит просто так – лишь бы ВНЕЗАПНО.
Зато фильм, несмотря на наличие собственного фрика-психопата, стремится уйти от жанра «серьезного комикса», куда его ввел «Казино «Рояль». Отсылок к предыдущим классическим сериям – тьма. От появления Кью с его радиопередатчиками до ретро-машин с гаджетами. В какой-то момент Бонда спрашивают: «Куда мы едем?». И он двусмысленно отвечает: «В прошлое. Там у нас больше козырей». Хочется надеяться, что авторы закончат на этом ностальгировать, и сериал не деградирует опять до самопародии.
Марк Крузенштейн