Неправильные игры

Posted by Anuriel on июня 30, 2004 - 00:00

Я думаю, что практически каждый из вас когда-нибудь сталкивался с проблемой целесообразности компьютерных игр. Зачем мы играем? Зачем мы тратим деньги на бесконечный апгрейд? Какая может быть польза от этого бестолкового, на первый взгляд, времяпрепровождения? Какое влияние они оказывают на личность человека? Не правы те, кто видит в играх лишь одну угрозу. В корне не правы, поскольку их мнение базируется на эмоциях, но никак не на объективных фактах, которые говорят об обратном. Известно, что "геймеры" опережают сверстников в своем развитии, причем не только в банальных "скорость реакции" и "внимание", но также "мышление", "мировосприятие" и "сообразительность". И пусть потом психологи говорят, что "еще рано делать окончательные выводы, поскольку может оказаться, что компьютерными играми увлекаются более развитые дети". Факт остается фактом, и с этим не поспоришь.

Да. Игры развивают человека. Но! Всегда есть это гадкое маленькое "но", которое ставит свои жесткие ограничения. "Человек — существо социальное" — это набившая оскомину истина. Но немногие понимают ее реальный и глубокий смысл. Лишь некоторые задумываются над тем, что социум является точильным камнем, который планомерно заставляет материал (человека) принимать те или иные формы. Мы это называем словом "воспитание". Еще меньшая группа людей знает, что и обыкновенные компьютерные игры оказывают свое влияние на человеческую личность, закаляя и совершенствуя стержни, а иногда и ломая их. Ломая полностью и безвозвратно. Именно этой группой "знающих" и была предложена классификация игр по возрастным категориям: для детей, подростков, взрослых и, наконец, для всех возрастов. Игры для детей носят в основном обучающий и развивающий характер (простенькие мультяшные квесты, яркие и несложные аркады и т.п.). Игры для подростков уже более разнообразны, отличаются повышенной степенью сложности, интересным сюжетом с минимальными вкраплениями элементов эротики и насилия. Взрослые же играют в то, что не разрешается детям.

Не смейтесь над этой классификацией. Хоть иногда она и разбрасывает игры не по категориям, но разделение здравое, и я его полностью поддерживаю... Мало того, я полностью и всеми руками за введение еще одного пункта — "игры ни для кого".

С точки зрения современной психологии игры делятся всего на две категории. Нет никаких FPS, TPS, RTS, RPG, TBS и т.п. Есть игры "Ролевые" и "Не ролевые". Деление это очень четкое и, своего рода, совершенное. В ролевой игре вы примериваете на себя наряд Макса Пейна, Сэма Фишера, мастера Чифа, командира группы командо, президента Новистраны или путешественника по очередному фентезийному миру — не имеет значения. Вы, так или иначе, отыгрываете роль конкретной личности вне зависимости от того, видна она на экране монитора или витает где-то за облаками. А игры не ролевые включают в себя сонмище разнообразных пазлов, аркад, пасьянсов и прочих абстрактных игрушек.

Ролевые игры всегда навязывают определенную линию поведения, слегка модифицируя наше мировоззрение, в особенности — детское. Они привлекают нас своими необычными мирами, давая возможность почувствовать себя кем-то другим, более совершенным, более сильным — личностью с возможностями, намного превосходящими наши в реальной жизни. Здесь лежит еще одна проблема, связанная с тем, что "заигравшиеся" дети ощущают себя импотентами (в данном случае — лишенными силы, лат.), когда покидают уютное кресло и выходят из дому. Им на подсознательном уровне не хватает столь "привычных" гранатометов, мечей, возможности сохраниться и прочих атрибутов, которые делают их в играх героями. Собственно, отсюда и происходят все эти высказывания от заядлых геймеров, что "мир жесток и равнодушен" и "люди злы". Но, слава богу, эта стадия не длится долго, поэтому, родители, не спешите оттаскивать своих чад от мониторов, поскольку зависимость от компьютерных игр носит характер, отличный от наркотического.

В свое время любой человек проходит через пиковую стадию, когда игры затмевают все остальные интересы в жизни, но затем, в большинстве случаев, наблюдается спад, который выходит на "плато" увлеченности той или иной степени.

Чем детская ментальность отличается от ментальности взрослой? Есть одно крупное различие: понимание нравственных и моральных ценностей, понимание, что "можно", а что "нельзя ни в коем случае". Взрослый человек отлично знает нормы поведения и последующее за ним наказание, взрослый человек отлично понимает разницу между причиной и следствием. Понятие "воспитания" как раз в этом и заключается: объяснить, показать, научить. Но компьютерные игры тоже могут быть неплохими учителями. Веселыми и добрыми, жесткими и расчетливыми, аморальными и безнравственными. Последние — самые страшные, поскольку они демонстрируют детям, что "можно" бегать по улицам с битой и избивать прохожих, что "можно" ударить человека лопатой по голове, что осколком стекла "можно" вырезать противнику глаза. И все это без последствий! Без всяких последствий! Представьте себя ребенком, который впитывает окружающий мир, как губка, который котенком тычется во все эти "нельзя" и "почему". Представьте, что игра говорит вам, что так "можно". И ведь на самом деле можно! Вспомните американских детей, которые, переиграв в подобные игры, выходили на автостраду с отцовскими дробовиками и стреляли в проезжающие машины. Которые приходили в школу и расстреливали обидевших их товарищей из пистолетов. Почему? Потому что игра научила их, что так "можно", что это — простейший способ избавления от проблемы, что так "можно" неплохо развлечься. Потому что родители не предусмотрели, не успели объяснить, что эта мораль так похожего на реальность мира совершенно не вписывается в наши законы.

Знающие люди уже, вне всякого сомнения, догадались, какие игры я имею в виду. Это так ненавистные мне GTA3/VC, Postal2 и "свежачок" Manhunt.

GTA — за то, что она, предоставив в наше распоряжение огромный город, возможность колесить по нему и выполнять интересные задания, следуя незамысловатой сюжетной линии, дала возможность совершенно безнаказанно давить людей на улицах, избивать глупых прохожих и смеяться над никчемной полицией. Да, в мире GTA есть свобода, которая позволяет устраивать беспредел без последствий. Ребенок играет роль придурковатого гангстера, вынося всю свою примитивную агрессию на виртуальные улицы. Это страшно. Страшно наблюдать, как в клубах малыши планомерно молотят дубиной по искореженному телу случайного прохожего, пуская слюни с каждой новой лужей крови. Страшно смотреть, как они носятся с бензопилой, восхищенно шинкуя виртуальных человечков. Страшно видеть, как они ездят по городу с одной лишь целью — давить всех и вся. Но агрессия таким образом не выплескивается, она становится просто более направленной, ведь ребенок уже знает, как "можно" расправляться с обидчиками. И летят в разные стороны мусорные ящики, разбиваются стекла и... умирают люди.

Вышеперечисленные мной скандальные истории про уехавших в альтернативную реальность американских школьников известны если не всем, то, по крайней мере, большинству. И меня поразило странное отношение наших людей, которые отреагировали на это уже затасканными словами Задорнова "эти тупые американцы!". Не будьте столь категоричны, наивно полагая, что нас минула чаша сия. Похожие, пусть и не такие громкие, истории случались и в Беларуси. А так — акты вандализма и неадекватного поведения со стороны наших школьников, переигравших в такие игры, тоже можно перечислять очень долго. И если кому-нибудь эта тема действительно покажется интересной, то в одном из последующих номеров я обязательно приведу интервью с практикующим психологом, занимающимся этой уже (к сожалению) актуальной проблемой.

Я играл в GTA и сам прекрасно знаю, что это на самом деле очень качественная игра. У меня есть куча знакомых, которые перепроходили ее по несколько раз, открывая все секреты и прыгая на трамплинах. Но ни один из них никогда не баловался читами, выставляя свою аватару в качестве неуязвимого маниакального монстра. Однако в GTA есть такая возможность, и дети ею пользуются. Именно поэтому Mafia — это эталон стиля, сюжета и атмосферы гангстерской Америки, а GTA — веселый и пушистый гремлин, который в мгновение ока может переродиться в кровожадного монстра.

У Postal же есть всего один плюс: приятная графика. А из многочисленных минусов я бы отметил полную и безоговорочную безнравственность в обнимку с аморальностью. Люди, которые восхищаются похождением отморозка Чувака — больные, потому что ни один нормальный человек не будет в восторге от возможности сыграть свежеотрубленной головой в футбол, использовать кошку в качестве глушителя и мочиться на ноги проходящей мимо девушке, чтобы затем выпустить пулю в ее открывшийся от возмущения рот. Это отвратительно! В Postal2 нет ни одного действительно стильного момента. Все базируется на примитивнейшем американском юморе и бородатых стереотипах. Ах, да. Ведь Postal можно пройти, ни разу не выстрелив. Скажите, а много ли вы знаете людей, которые действительно честно, не из-за глупого спортивного интереса, прожили пять дней в шкуре недоноска? Ведь недоноском быть обидно. Подонком — уже приятнее. Вот и сидят за компьютерами дети, бегают с лопатами по виртуальным улицам и радуются своей примитивной крутости...

В принципе, на месте этой статьи должен был появиться обзор Manhunt. Но его нет, и не будет. Потому что игра, которая оказалась на поверку ординарным и корявым stealth-action, "завернута" на насилии. Убийства в ней показаны крупным планом, очень реалистично, с растекающейся по экрану кровью, с регулируемой степенью жестокости: от "просто жестоко" до "отвратительно".

Если вам нравится смотреть, как кому-то с хрустом всаживают лом в голову, как мясницким тесаком отрубают головы, как внутренности вываливаются из распиленного живота, как черепа разлетаются на части от ударов дубиной — вперед. Значит, придурки из Rockstars нашли своего товарища по разуму. Только постарайтесь отгородить от нее детей, потому что мне не хочется жить в мире, в котором неадекватные подростки будут нести смерть, следуя "рецептам" из Manhunt. А таковые точно найдутся. Некоторым достаточно всего один раз увидеть старшую сестру, целующуюся со своим кавалером, чтобы потом убивать всех девушек, похожих на нее. Человеческая психика — очень тонкая материя. Настолько тонкая, что никогда не знаешь, в каком месте она может порваться.

Признаюсь честно: я не смог заставить себя пройти Manhunt до конца и был неприятно удивлен, когда мой знакомец, увидев расползающиеся по монитору кровоподтеки, пришел в бешеный восторг. Он прошел ее... Точнее, заставил себя пройти, потому как это циничное откровенное насилие не способно принести удовольствие психически нормальному человеку. Хватит! Мы уже и так насмотрелись по телевизору на зверства террористов, чтобы виртуально идти по их стопам!

Как жаль, что разработчики компьютерных игр не проходят обязательное психологическое тестирование. Очень жаль, потому что в таком случае не было бы у меня повода писать эту статью. Но кто-то эти игры разрабатывает. Кто-то их издает. Кто-то их локализует. А кто-то в них играет.

Да, на самом деле игр из категории "М" (mature — для взрослых) очень много. Но выделил я только три игры, опустив все эти "мясные экшены" (Painkiller, Bloodrayne и т.п.), потому что эти игры навязывают роли борцов с нечистью (демоны, зомби, фашисты и пр.), и подсознательно "враг" у детей никак не ассоциируется с человеком. Есть, не спорю, шутеры, в которых приходится убивать и людей, но это преимущественно наркодельцы, террористы, мафиози и т.д. Пусть дети и не понимают до конца социальных проблем, но они подсознательно разграничивают "хорошо" и "плохо". GTA, Postal, Manhunt заставляют детей вживаться в роль полных подонков, которые просто для развлечения убивают простых людей. В этом случае подсознательно "враг" никак себя не проявляет. Но замещается понятием "Все люди — ничтожества. Я — самый сильный!".

Агрессия — неотъемлемый компонент человеческой природы, просто в ком-то она проявляется больше, в ком-то меньше. И любой человек может потерять контроль над собой, любой человек может на самом деле выйти из себя, потерять человеческое лицо и показать свою примитивную звериную сущность... И я думаю, что все когда-нибудь сталкивались с непреодолимым желанием убить кого-то, так что не буду вас провоцировать примерами. Я лишь хочу, чтобы вы поняли, что агрессия живет в каждом человеке. Что ее сдерживает до поры до времени? Для кого-то это законы, которые говорят нам "лучше не делай — будет хуже", а для кого-то — мораль, которая говорит нам "перед тем, как делать — примерь на себя". И второй вариант предпочтительнее, потому как законы — это крайний вариант, который служит обществу для того, чтобы отсеивать из него всякую шваль. Убийцы, насильники, воры, мошенники — это уже не люди! На них не распространяются эти заковыристые формулировки "человек имеет право на...". И некоторые из них теряют право даже на жизнь.

Вспомним американские фильмы, где главные герои и их противники падают с небоскребов, подлетают на взрывной волне, ловят на грудь десятки пуль и улыбаются после того, как их со всего размаха ударили носом о дубовую стойку. Дети это видят. Мы это видели, когда были детьми. Мы видели умопомрачительные драки, в которых здоровяки мутузили друг друга свинцовыми трубами. Мы детьми смотрели на это и даже не представляли себе, что после одного такого удара реальный человек уже не поднимется... никогда.

Помню, как дети, насмотревшись на это, тащили на "классические" межрайонные разборки биты и железные прутья. Какой от этого был эффект, догадайтесь сами. Они (мы) не представляли себе последствий. Они (мы) не отдавали себе отчет. Но в результате этого некоторые, наименее удачливые, становились калеками на всю жизнь.
Но теперь подрастает новое поколение. Поколение, взращенное на видеоиграх, демонстрирующих почти реалистичную графику, брызжущую в разные стороны ослепительно-настоящей кровью, и чрезвычайно натуральную анимацию. О нет! Дети уже не смотрят на это! Они уже играют в это! Они вживаются в персонажей, и это уже не просто компьютерные модельки молотят друг друга, это они сами готовы сеять смерть среди людей самыми циничными способами!

А родители, которые купили своему ребенку похожую на Postal игрушку, не понимают сути проблемы. Играют детки и играют, что тут такого? Запомните, родители! Игры — это не всегда для детей, а в последнее время — иногда и не для детей! Вы же не будете подсовывать своему карапузу очередную фашистскую брошюрку или давать посмотреть "Бойцовский клуб" вместе с "Чистилищем" Невзорова на ночь глядя?
И здесь снова показывают свои зубки наши любимые пираты, которые "забывают" вешать на игры логотипы-ограничители, а если и вешают, то сугубо "Е" (everyone — для всех возрастов)... Я был, честно говоря, в шоке, когда увидел версию Manhunt (игры, которая в большинстве цивилизованных европейских стран находится под запретом), на коробочке которой, счастливо оскалившись, висел именно этот значок, вместо жесткого "М". Это нормально?

Да, я категоричен, я это признаю. Но я категоричен именно потому, что знаю, что я прав. Заложена ли изначальная агрессия в генах? Проявила бы она себя при другом стечении обстоятельств? Можно долго спорить, но я думаю, что не гены формируют образ мышления. Не они в ответе за мировосприятие. Поймите, я не имею в виду, что у всех вообще детей, которые играют в подобные игры, происходят сдвиги. Но даже если всего 1% детей сходит с ума — это уже много. Это очень много. Я ни в коем случае не пытаюсь сказать, что все зло — в играх. Просто подобные игры — еще один деструктивный фактор детской психики. К сожалению, мы пока не понимаем, насколько. Работы в этом направлении уже ведутся, но пока очень поверхностно. Насмотревшись на то, во что играют дети, пролистав кучу информации, которую психологи за это время разработали, я решил, что пора уже хоть немного заставить родителей думать. Хоть немного заставить думать разработчиков. Хоть немного заставить думать продавцов, которые подсовывают школьникам подобные продукты.

Lockust

Аналитика № 54