Посвященный

Posted by AlexS on сентября 1, 2014 - 14:59

Название в оригинале: The Giver

Режиссер: Филлип Нойс

В главных ролях: Брентон Туэйтс, Мэрил Стрип, Джефф Бриджес, Александр Скарсгард

Продолжительность: 97 минут

В последнее время мы наблюдаем возвращение моды на антиутопии. Правда, современные антиутопии весьма далеки от того, что демонстрировали нам книги Джорджа Оруэлла и Евгения Замятина. С легкой руки Стефани Майер мир захватила литература в жанре «женского фэнтези». И теперь мы любуемся на различные варианты рафинированного «городского фэнтези» и не менее рафинированных антиутопий, создаваемыми девушками для девушек. После успеха киноверсии «Сумерек» женские фэнтези-романы потянулись и на киноэкраны. «Посвященный» - как раз такой случай.

Сюжет старый как мир и давно опробованный во многих литературных произведениях – даром что сама книга написана в 1993 году, еще до появления успешных романов Стефани Майер. Эпоха насилия и войн на Земле, кажется, уже подошла к концу. Люди добровольно решили отказаться от эмоций – от злости и любви, ярости и эйфории, радости и горя – от всего, что может привести к убийству других людей. Каждое утро все в Коммуне получают дозу препарата, подавляющего эмоции – и далее все идет вполне хорошо. Никто никого не бьет, не обижает, не убивает (правда, убийства все-таки есть, но они узаконены, и ни сами убийцы, ни те, кого они убивают, не понимают, что при этом происходит – здесь это называется «удалить» человека).

Посвященный

Главный герой, парень по имени Джонас, является учеником Дающего, его задача – сохранять воспоминания о прошлой жизни и передавать их дальше, своему ученику, который передаст их еще далее. Постепенно Джонас погружается в мир воспоминаний о прошлом мире, подавленных эмоций, его мир расцветает яркими красками – и тогда он начинает понимать: что-то неправильно. Что-то совсем не так, как должно быть – соответственно, он решает исправить ситуацию. Прежде всего, для того, чтобы спасти жизни людей, которые ему дороги, а потом уже – ради блага всей Коммуны.

Главная проблема общества, нарисованного нам в «Посвященном» - именно его рафинированность. Когда мы смотрим антиутопию, мы ожидаем системы, контролирующей каждый шаг человека, жестоко подавляющей волю и расправляющейся с недовольными. В «Посвященном» все совсем не так, общество Коммуны слишком сильно полагается на свои лекарства, подавляющие эмоции. И когда появляется человек, способный бросить вызов Обществу Тирании – в результате Обществу практически нечего ему противопоставить. Нет, кажется, есть весьма суровые ребята, вооруженные электрошокерами – однако обставить их главному герою получается без особенного труда.

Из этого и вытекает главная проблема, благодаря которой мужчинам смотреть «Посвященного» будет просто-напросто неинтересно: в этом фильме практически нет экшена, только слабые намеки на таковой. Наверняка картина больше понравится представительницам прекрасной половины человечества – вполне возможно, они оценят мелодраму в декорациях антиутопии, которой и является фильм. А открытый финал намекает на то, что нас ожидает продолжение – хотя даже при таком раскладе на славу «новых сумерек» фильму претендовать не приходится. Все-таки не хватает кинокартине масштабности и сильных характеров, а также серьезно фэнтезийного уклона, который был в фильмах по той же Майер.

AlexS

Перепечатка материалов разрешается только с указанием индексируемой ссылки на первоисточник.

Наши самые актуальные статьи вы найдете в журнале "Виртуальные радости".