Орки: Da Boyz

Posted by KorsAK on октября 12, 2012 - 22:38

-Мне нужна голова этого генерала!
-Что такого особенного в его голове?
-Я же не могу повесить на шест его ногу!

Оперативное совещание в стане орков. Игра Warhammer 40 000: Down of War – Winter Assault

«Что это мы все без молока, да без молока?»,- вопрошал голосом Олега Табакова кот Матроскин. Так же, в один из тихих уютных вечеров, когда ароматный черный чай был разлит по рюмкам, в непринужденной беседе членов редколлегии «ВР» прозвучал вопрос: «А как же бестиарий?» Ведь в индустрии компьютерных игр вообще и на страницах нашей газеты в частности появлялось в самых разных ролях огромное количество причудливых фантастических созданий. Пришло время рассмотреть поближе это многообразие видов, не попадающее под теорию Дарвина, не связанное законами физики, биологии, анатомии и нередко простыми правилами логики.

В сегодняшней, стартовой статье речь пойдет не о царственных драконах и не о возвышенных эльфах. При попутном ветре доберемся и до них. Наш рассказ - об обладателях «приза зрительских симпатий» геймдева, любимцах публики, парнях веселых и бойких, но порой небезопасных в общении. Встречайте орков.

Бестиарий орки

Само слово «орк» появилось задолго до написания «Властелина колец». Средневековые британцы называли так чужестранцев, от  которых не ожидали ничего хорошего. Под «ничем хорошим» в те времена обычно понимался молодецкий удар булавой по голове и много открытого огня. В литературе орк иногда проскальзывал как существо нереальное, вымышленное, необязательно зеленое и воинственное. Образ орков, какими они известны нам сегодня, сформировался усилиями в первую очередь того самого профессора. Джон Рональд Руел Толкиен сделал орков основой армии Тьмы, ее главной ударной силой. Они были выведены злобным Морготом путем направленной мутации и селекции. Морготу удалось настолько испортить и исказить подопытных эльфов, что в итоге получились низкорослые кровожадные уродцы. Маг Саруман пошел дальше и вывел новую породу – более сильную, жестокую и теперь не слабеющую от дневного света; орка версии 2.0 назвали «Урук-Хай». В таком виде существа начали свое шествие по страницам книг, экранам кинотеатров и, что особо важно для нас, по виртуальным игровым вселенным.

Хотя, толкиеновские орки полувековой давности имеют существенные отличия от теперешних литературных и игровых собратьев. Средиземские орки рьяно служили делу полной и безоговорочной победы Тьмы над Светом, большинство же известных сегодня орков вполне довольны совершением периодических набегов, локальным грабежом и, главное, возможностью вести войну. Против кого будут вестись боевые действия – не важно, в крайнем случае сойдут орки другого племени или те орки из своего племени, которые когда-то на кого-то косо посмотрели. Излишняя воинственность, низкий уровень материальных потребностей, в немалой степени лень и поверхностность планов не позволяют оркам возвыситься над людьми или, на худой конец, покорить «ботаников»-хоббитов. Зеленокожим это просто ни к чему. В качестве исключения можно вспомнить орков из третьей части RPG-сериала Gothic, в которой клыкастые завоеватели покорили целый человеческий континент и установили там оккупационный режим по всем правилам военного времени. В кадр это не попало, но наверняка «готичные» орки ходили по дворам с корзинами, требуя молоко и яйца. Орочье войско озабочено агрессивной экспансией и подчинением соседних рас в стратегическом сериале Warlords, но там это продиктовано особенностями игровой механики.

Бестиарий орки

Орки Толкиена исполнены злобы на грани с бешенством; зеленокожие из видеоигр все чаще проявляют терпимость и способность к социальной адаптации. В мирах Gothic и Risen орки хоть и угрюмы донельзя, но не одержимы убийством и насилием. Некоторые из них даже поселились среди людей, они могут оказать помощь в выполнении квестов и за определенную плату обучить полезным навыкам: во вселенных этих немецких RPG ученики в поте лица ищут учителей, а не наоборот, как в наших СШ. А орки мира Warhammer в первую очередь стремятся к схватке с достойным противником, а не к бессмысленной резне и садизму, как, например, темные эльфы из того же мира. Они физически неспособны пребывать в состоянии покоя, они лишены томительных сомнений, им неведомы хандра и меланхолия. Орки «Молота войны» постоянно жаждут сильных эмоций и адреналина, превыше всего ценят свободу, они грубы, но жизнерадостны. Неспроста их жаргон напоминает сленг американских черных кварталов, не хватает только рэп-импровизаций. По сравнению с орками, вышедшими из популярнейшего настольного варгейма, твари «Властелина колец» похожи на скучных, утомленных жизнью падальщиков. Вдоволь порубить классических сауроновских орков и Урук-Хаев можно в качественных слешерах Two Towers и Return of the Kings по сами знаете какой кинолицензии. А неплохая стратегия в двух частях Lord of the Rings: Battle for Middle-Earth дает ценную возможность стать во главе орочьих батальонов и отучить эльфов задирать свой бессмертный нос.

Усредненный внешний вид современного орка таков: высокий (около двух метров) рост, зеленая – как вариант, красная или коричневая – кожа, широкий нос, торчащие наружу клыки. Телосложение спортивное, атлетическое. Если вы где-нибудь, например, на Витебщине или на окраинах столицы, встречали орка с неопрятным пузом, целлюлитом и щеками-хомячинами, сообщите в редакцию о неправильном орке! Орки неравнодушны к татуировкам и ничего не имеют против украшений, элегантное кольцо в носу, по их мнению, отлично подходит для выхода в общество. В выборе одежды они, как правило, аскетичны и руководствуются простым принципом: «главное, чтобы ничего не цеплялось за колючие кусты, когда гоняешься за дриадами и лесными феями».

Бестиарий орки

При рассмотрении игровых орков несложно провести параллели с реальными историческими народами: с североамериканскими индейцами, викингами или варварскими племенами вроде гуннов и вандалов. Как и у викингов, у орков существует культ воина и бойцовской храбрости, а еще их нередко наряжают в рогатые шлемы. Настоящие, кстати, викинги прекрасно обходились без рогов и совершали частые морские походы, чем не могут похвастаться орки. Зеленокожие близки с природой, как индейцы до «приглашения» в резервации. И, как варварские племена в начале нашей эры терроризировали Римскую империю, плохоорганизованные, но многочисленные орки способны угрожать более развитой цивилизации. Орки чаще упоминаются как кочевники. Они могут обжить сеть пещер, но строить большой город с ратушей, магазинами и мусорными урнами не станут из идейных соображений. В пятой части Heroes of Might and Magic «город» орков показан как очень большой и впечатляющий экзотическими постройками, но все же походный лагерь.

Так как орки менее изнежены бытовым комфортом, чем слабые люди, они смогли приручить более диких и опасных тварей, а не ограничились  собаками, кошками и тараканами. В сериале Warcraft зеленая орда идет в бой верхом на волках-варгах и на плотоядных динозаврах. В Heroes of M&M орочья авиация представлена в виде ядовитых виверн. Правда, есть мнение, что виверны относятся к своим командирам, как к неприкосновенному запасу провизии. К нашествию орков с удовольствием присоединяются другие разумные и полуразумные дикари: огры, циклопы, мелкие гоблины.

Бестиарий орки

По уровню развития технологий орки обычно не превышают варварские народы Западной Европы начала новой эры. Вы не увидите на них сложных доспехов, они не используют арбалеты и осадные машины. Все это успешно компенсируется силой, ловкостью и яростью. Орки отличные лучники, но огнестрельным оружием не пользуются даже в мирах, где мушкеты и пушки получили широкое распространение. Возможно, орки считают такое оружие неспортивным и нечестным, но вполне вероятно, что они просто боятся пороховых вспышек и жуткого грохота. Исключение – орки из Warhammer 40 000. В одной лапе сжимая топор, а в другой держат скорострельный пистолет-пулемет. Они пользуются сложной техникой собственного производства, их «боевые трактора» и шагоходы выглядят аляповато и откровенно «кустарно», при этом являясь серьезной угрозой для гламурных «дредноутов» космического десанта. Оркам далекого мрачного будущего доступны межзвездные перелеты. Что характерно, орочьи механики при создании сложных конструкций действуют строго по наитию, и если попросить у них прокомментировать работу, то вы вряд ли услышите что-нибудь кроме бормотания о «штуковинах» и «фиговинах», которые нужно соединить именно так, и ни как иначе.

Орки настороженно относятся к магии, хотя самые искушенные их шаманы способны выдать что-нибудь вроде «группового исцеления», воткнув в землю посох, как в Warcraft 3: Reign of Chaos. К богам зеленокожие относятся с почтением, но нередко забывают, как зовут того или иного небожителя. Им не по душе ни христианское смирение, ни буддийское созерцание. Шаманы общаются с умершими предками и с духами природы, но не требуют от соплеменников следования каким-либо строгим религиозным обрядам.

Бестиарий орки

В бою орки не стремятся удивить противника тактическими хитростями, планы их полководцев перед битвой чаще всего звучат одинаково: «Мы с громкими криками бросимся вперед и будем лупить всех по башке!». Ярость придает им силы и может решить исход сложного боя в пользу зеленых. В Heroes of M&M 6: Tribes of East и в «King’s Bounty: Перекрестки миров», от российских бесконечно талантливых ребят из компании Katauri Interactive, орочьи воины, нанося и пропуская удары, поднимают свои характеристики.

Морально-нравственная направленность орков прошла немалый эволюционный путь. Если изначально они являли собой мерзких головорезов с мутным взглядом и неправильным прикусом, то ныне ситуация не такая однозначная. В играх по лицензии Dungeons and Dragons (Icewind Dale, Neverwinter Nights) при генерации персонажа есть возможность выбрать расу «полуорк». Последние ожидаемо получают бонусы к силе и телосложению, но столь же обоснованно имеют штрафы к харизме, по известным причинам продавцы в лавках не хотят делать скидки покупателям, похожим на позеленевшего зубастого монголо-татарского агрессора. Популярнейшая франшиза Warcraft изначально демонстрировала нам орков, как расу захватчиков, обреченных сценаристами на поражение. Но в Warcraft 3: Reign of Chaos (2002) зеленокожие показаны как свободолюбивый народ, стремящийся избавиться от пагубного влияния демонов. Оказалось, что когда-то орки служили слепым орудием для Пылающего Легиона, однако такая роль пришлась им не по душе. Они объединяются с людьми, гномами и эльфами, чтобы под корнями гигантского священного дерева остановить демоническую армию. В венгерской стратегии Armies of Exigo, являющейся далеко не самым плохим клоном Warcraft и Starcraft одновременно, племена орков выступают единым фронтом с империей людей против местного аналога зергов. В мире Heroes of M&M орки внесли ощутимый вклад в победу над силами Инферно, когда выходцы из пекла уже праздновали успех, развязав гражданскую войну в империи Грифона и расколов единство гномов. В упоминавшемся уже сеттинге Warhammer (как 40 000, так и Fantasy Battles) орки принципиально не видят разницы между противниками, от них достается и эльдарам, и крысюкам-скавенам, и  космическим коммунистам Тау, и хаоситам. С зелеными вполне можно заключить договор, который они станут соблюдать, несмотря на расовую легкомысленность и раздолбайство на генном уровне. Так, в Warhammer 40 000: Down of War хитроумные посланники Хаоса склоняют орков к началу кровавой войны в одном из далеких миров, превратив тем самым целую планету в жертвенный алтарь для своих гнусных ритуалов. Если бы в человеческом Империуме было меньше ксенофобов и расистов, орков можно было бы легко поставить на службу. Зеленокожая орда с радостью направлялась бы в указанные горячие точки, а в качестве жалования вполне сгодились бы продукты, боеприпасы, сигареты и эротические календари. Орки «Молота войны» глуповаты, но мерзавцами и подлецами их не стоит называть.

Бестиарий орки

Образ диковатого, могучего, самую малость страхолюдного охотника и воителя продолжает пользоваться заслуженной популярностью у игроделов и игроков. Вскоре у нас появится возможность встретиться с этими неугомонными ребятами во второй части игры с говорящим названием Orcs Must Die!, а необычные орки, собранные из кубиков конструктора, порадуют взгляд в LEGO Lord of the Rings. Нетрудно найти следы орочьего влияния в других игровых вселенных: в мире «Космических рейнджеров», например, на зеленых очень похожа раса милитаристов-малоков.

И разве никогда не замечали за собой, будь вы хоть измученный зачетами студент, хоть успешный предприниматель, желания обнажить в страшной усмешке крепкие клыки и побежать по степи с топором в могучей лапе, оглашая простор разбойничьими воплями?

Алексей Корсаков

№151

Geek Bar Подвал

Перепечатка материалов разрешается только с указанием индексируемой ссылки на первоисточник.

Наши самые актуальные статьи вы найдете в газете "Виртуальные радости".