О, счастливчик!
По щучьему велению
Жанр: комедия, абсурд
Режиссер: Эдуард Парри
В ролях: Михаил Тарабукин, Владимир Меньшов, Сергей Шакуров, Владимир Кристовский, Ольга Полякова
Продолжительность: 85 минут
Комедии о милых сердцу неудачниках и прочих феерических болванах, прозябающих в самом низу пищевой цепочки социума вплоть до момента чудесного преображения в нечто значимое и уважаемое окружающими, в наших пенатах явление отнюдь не редкое. Голливуд с разной периодичностью любит штамповать подобные сказки, самые экзотические из которых — вроде недавней бойловской лавстори с миллионом рупий в кармане — даже умудряются получать позолоченные статуэтки в несоизмеримых своим заслугам количествах. Главное, чтобы история была послезливее да типажи набранных актеров не давали повода усомниться: они именно «из грязи в князи», и никак иначе.
Отечественный мейнстрим, временами уставая от производства полнометражных юморесок имени Comedy Club или очередной «любови-моркови», тоже частенько обращается к своему фольклорному наследию, кишащему необходимым материалом и так и просящемуся на переработку под современные реалии. Немного усилий, щепотка лоска и бородатых шуток — и вуаля, осовремененная история былинного дурака готова. Старая песня на новый лад. Или «О, счастливчик!» в режиссуре Эдуарда Парри, что, по сути, равносильные понятия.
Среднестатистический лузер по имени Славик, устав от беспросветной тривиальности своего затхлого существования, решает сделать единственно верный в своей жизни поступок — сигануть с моста. Но и это у него толком не выходит. В самый ответственный момент проезжавшие мимо двое эксцентричных не то биографов, не то волшебников делают Славику предложение, от которого он и не думал отказываться: сменить свою никчемную биографию на благополучную. Бесплатный сыр вскоре влечет за собой неприятные последствия, на которые главный герой совсем не рассчитывал. Еще до начала просмотра с восприятием фильма начинают возникать первые проблемы. Вероятно, с целью раззадоривания ассоциативного воображения зрителя фильму было дано уже давно находящееся на слуху название. Это как раз и послужило причиной полнейшей неразберихи: идет ли тут речь о киноадаптации пресловутого телешоу с Дмитрием Дибровым? Или же о ремейке одноименной британской притчи Линдсэя Андерсона с Малкольмом МакДауэллом в главной роли? А может, истина где-то рядом? Мысль о том, что за сценарную основу «О, счастливчика!» был взят сюжет бульварного романа «Ось Ординат» писателя Дмитрия Алейникова, выступившего также сценаристом картины, уж точно не возникнет.
А дальше непонимание становится еще больше. Как известно, главной бедой российского жанрового кинематографа является то, что кино вначале снимают, а уже после принимают решение, для какого зрителя оно сгодится. Режиссер со своим полнометражным дебютом попал в точно такую же ситуацию. Позиционирование «О, счастливчика!» как молодежной комедии полностью идет в разрез со стилем ее исполнения. Бодрое начало, где доходчиво объясняется, что главный герой клеит и к кому он сам клеится, резко сменяется сказочными превращениями, наивными лицами, пикантными ситуациями, бандитскими разборками и остальной невнятной мышиной возней. В итоге получается совершенно маловразумительный фильм-бардак, фильм- абсурд, где вместо толкового повествования есть только калейдоскоп глуповатых комических и криминальных ситуаций, из которых протагонист выпутывается только ради того, чтобы запутаться в них снова.
Впрочем, с технической точки зрения фильм оставляет в целом приятное впечатление. Неплохая работа оператора, красивые натурные съемки городских и природных пейзажей вкупе со спокойным, пусть и не первой свежести, юмором — вот то немногое, что хоть как-то сглаживает удручающую картину. Спустившиеся с гор кавказцы ищут будущего мужа своей сестры, английский агент выполняет задание Ее Величества, бандиты требуют денег и метелят друг дружку. Своим событийным ералашем «О, счастливчик!» напоминает уже отжившие свое перестроечные комедии, где разрешалось показывать многое, на что ранее было наложено табу, в любых пропорциях и количествах.
Порой создается впечатление, что в картину понапихали абсолютно все, о чем в здравом уме и подумать сложно. Тут вам и дуэт Владимира Меньшова и Сергея Шакурова в попугаечном прикиде Элтона Джона, и Армен Джигарханян, разговаривающий исключительно тостами. При всей этой клоунаде никто даже и не собирается играть — лицедеи только произносят свои скупые реплики, гримасничают в камеру и скрываются прочь из виду. Ближе к занавесу из кустов выкатываются обязательные сюжетные рояли, знаменующие собой приближение финального морализаторства.
Тем не менее, при всей невнятности и нарочитой коммерционности «О, счастливчику!» все же удается удивлять. Хотя бы фактом выживания и даже некоторой конкурентоспособности на фоне бушующего непостоянства киноманских вкусов. Поистине, неисповедимы пути кризиса.
Тарас Тарналицкий