Подписаться на Виртуальные радости

Вы можете подписаться на журнал "Виртуальные радости"

Чтобы первым читать самые свежие рецензии и много бонусных статей о компьютерных играх. Подробности по ссылкам:

Сайт Ulej.by

Сайт Belpressa.by

Немой

Posted by AlexS on марта 25, 2018 - 23:05

Название в оригинале: Mute

Жанр: фантастика, детектив, триллер

Режиссер: Дункан Джонс

В главных ролях: Александр Скарсгард, Пол Радд, Сейнеб Салех

США, 2018 год

После анонса и оглашения первых сюжетных подробностей фильма «Немой» довольно забавно было читать статьи некоторых СМИ. Часто писали, что «Немой» будет достаточно жесткой смесью нуара и киберпанка. Забавно потому, что классический киберпанк, тот самый, который создавал в своих книгах Уильям Гибсон, как раз и вырос во многом из нуарной стилистики. И если изъять из киберпанка элементы нуара, то как такового киберпанка уже не будет.

Впрочем, понятно, почему «Немого» считают смесью нуара и киберпанка люди, привыкшие видеть во всем, прежде всего, внешние элементы. Несмотря на то, что действие в «Немом» разворачивается в киберпанковском мире 2052 года, мир здесь не является чем-то кардинально необходимым для развития сюжета. Эта полудетективная история могла разворачиваться и в 80-х, и в 60-х и, да, даже в 40-х годах прошлого века. Киберпанковский антураж лишь украшает ее, делает интереснее для любителей научной фантастики, но не является, как в классических киберпанковских романах, чем-то очень важным...

Немой

Скорее всего, ценители научной фантастики будут разочарованы. Зато вот любителям «крутых детективов» «Немой», неожиданно для них самих, может очень понравиться. Простой как пять копеек сюжет рассказывает циничную историю о любви и о мести. Лео, главный герой, в детстве стал жертвой несчастного случая – он чуть не утонул, из-за чего пострадали голосовые связки. Врачи могли бы спасти Лео, но, на свою беду, он рос в секте амишей, отрицающих всякий технический прогресс. Мать Лео посчитала, что на все воля Божья, и запретила делать операцию ее сыну. Годы спустя немой и здоровенный Лео работает барменом в одном из популярных клубов футуристического Берлина. Он по-прежнему следует заветам амишей, сопротивляясь проникновению в свою жизнь любых современных устройств. Он влюблен в молодую официантку, которая отвечает ему взаимностью. И вроде бы все хорошо и дело движется к свадьбе, но однажды возлюбленная Лео исчезает. Немой бармен пускается на поиски любимой, и во время этого путешествия все глубже погружается в тайную, страшную и отвратительную жизнь берлинских трущоб…

Для фантастики с уклоном в криминал в «Немом» все-таки очень мало действия. Безусловно, сочетание города будущего, летающих машин, кибернетических протезов в человеческих телах – сочетание всего этого с тарантиновскими диалогами и неприкрытым насилием могло бы отлично сработать... Если бы здешние диалоги были по-настоящему тарантиновскими, а не бледной пародией на них. И если бы насилия было побольше. Первая половина фильма вообще тянется очень скучно. Во второй есть и вполне адреналиновая погоня, и пара-тройка боевых сцен, вот только Дункан Джонс словно бы стесняется насилия, камера временами стыдливо отворачивается, будто избегая его. Особенно это заметно в сцене поединка главного героя с Гюнтером – здоровенным громилой в очках. Мы видим начало схватки, когда две огромные машины для убийства приближаются друг к другу... А затем камера просто уходит в сторону, чтобы спустя пару минут показать нам результаты схватки – один из противников на ногах, второй валяется на полу. Со стороны режиссера это просто бесчестно. Джонс не просто избегает насилия, он словно бы дразнит зрителя, словно водит его за нос. Для чего здесь вообще эта сцена – решительно непонятно.

Не добавляет «Немому» динамики и разделение на две сюжетные линии – параллельно с поисками Лео своей возлюбленной раскручивается история тех самых тарантиновских персонажей, двух американских хирургов, работающих на мафию. Пол Радд отлично смотрится в непривычной для себя роли очень плохого и очень крутого парня, но сама история пары хирургов скучна до безобразия. Все, что она делает – только разбивает основное действие, отвлекает от истории Лео и попросту вызывает раздражение... А вот Александр Скарсгард в роли немого бармена не просто хорош – он великолепен. Человек, по сценарию не умеющий говорить, одним лицом и глазами выдает настоящую бурю эмоций, заставляя ему сочувствовать...

У картины «Немой» слишком уж много недостатков, чтобы можно было назвать ее хорошим фильмом. Для блокбастеров слишком бедно, для умной фантастики – нет абсолютно никаких глубоких, интересных идей. Лента подойдет для специфического настроения, это криминальный и пессимистичный темный киберпанк для пасмурного или дождливого вечера, когда на душе кошки скребут. Дождитесь подходящего настроения, и, вполне возможно, «Немой» вам даже понравится.

Samael