Подписаться на журнал "Виртуальные радости" в Беларуси, России, Украине

Чтобы первым читать самые свежие рецензии и много бонусных статей о компьютерных играх. Подробности по ссылкам:

Сайт Ulej.by

Сайт Belpressa.by

Заказать спецвыпуск о UniCon & Game Expo 2018

Бэт-вселенная. Часть 2: Бэт-игры

Posted by AlexS on марта 31, 2007 - 00:00

Вот мы с вами и добрались, наконец, до самого вкусного и интересного — до компьютерных и видеоигр, посвященных Ночному Воину. В этом году виртуальные воплощения Бэтмена отмечают юбилей — 20 лет самой первой бэт-игре, созданной для ZX Spectrum и нескольких других платформ того времени. Пожалуй, с нее мы и начнем.

Batman (1986)

Думаю, многие из современных игроков и понятия не имеют о том, что же такое ZX Spectrum, поэтому, прежде чем мы приступим к описанию самой игры, разрешите мне сказать пару слов об этой почтенной платформе.

Бэт-вселенная. Часть 2: Бэт-игры

ZX Spectrum представляла собой помесь персонального компьютера и приставки, подключаемой к телевизору. Игры для этой платформы распространялись на аудиокассетах, причем характерными особенностями таких игр были долгая загрузка и бедная графика. Впрочем, в то время и то и другое воспринималось как само собой разумеющееся. Самый первый "Batman", за производство которого взялась фирма Ocean, получился довольно забавной игрой. Полноватый коротышка в белом костюме (!) и черной маске никак не вязался с образом могучего и стильного супергероя, который демонстрировала нам красочная заставочная картинка. По сюжету кто-то похитил Робина и Бэтмену приходится спасать друга. Сама игра была выполнена в 3D, герой бродил по многочисленным комнатам, избегая столкновений с ловушками и разнообразными монстрами, в изобилии встречавшимися в лабиринте. Никакой самозащиты не предусматривалось, физический контакт с любым противником приводил к потере одной из 10 жизней. Попадались в игре и квестовые элементы - так, за время прохождения игрок должен был найти 7 составных частей бэтмобиля. И не забудем о просто хороших вещах, облегчающих жизнь Бэтмена: реактивный ранец, пилюли восстановления энергии, башмаки, позволяющие прыгать — все это терпеливо дожидалось Бэтмена в лабиринте.

Бэт-вселенная. Часть 2: Бэт-игры
Возможно, "Бэтмен" образца 86-го года и представлял интерес для любителей жанра "лабиринтовых бродилок", но вот поклонников Ночного Воина игра явно разочаровала. К счастью, большинство последующих проектов серии было выполнено в других жанрах.

Batman: The Caped Crusader (1988)

Через два года после релиза первой неудачной бэт-игры Ocean-таки рискнула разродиться продолжением. Несмотря на то, что некоторые элементы "бродилок" все же были сохранены, стиль и внешний облик игры поменялись кардинально. Преобразился главный герой, "Крестоносец в плаще" стал выше, серьезнее, обзавелся бэтарангом, который впоследствии станет одним из самых распространенных видов оружия в бэт-играх. Передвигаясь по "плоским" 2D-уровням, Бэтмен собирал предметы и заходил в комнаты, каждая из которых открывалась в отдельном окошке, вызывая ассоциации с комиксами. Противники наконец-то стали соответствующими: больше никаких "летающих голов" и собак-переростков, в двух игровых сценариях Бэтмену поочередно бросили вызов Пингвин и Джокер, поддерживаемые ордами боевиков. К лучшему изменились и декорации, среди игровых локаций появились улицы Готэм-Сити и бэт-пещера, база Ночного Воина, в которой нет противников, зато полно необходимых предметов. Все ведь знают, что для Бэтмена появление на улицах без надлежащего вооружения равносильно суициду.

Бэт-вселенная. Часть 2: Бэт-игры

Несмотря на то, что "Крестоносец в плаще" не стал хитом, он однозначно получился успешнее предыдущей игры. А фэнов Бэтмена и вовсе привел в дикую радость. Но ни обычные игроки, ни поклонники серии, проходившие и перепроходившие Caped Crusader сутками напролет даже не догадывались, какой шикарный подарок уже готовят им программисты Ocean.

Batman: The Movie (1989)

Разумеется, такое событие, как выход полнометражной кинокартины, не могло остаться без поддержки со стороны видеоигр. А по первому Бэт-фильму было сделано даже несколько игровых проектов.

Бэт-вселенная. Часть 2: Бэт-игры

Batman: The Movie, закрывающая период ZX Spectrum, представляла собой интересную смесь жанров. Химический завод "Эксис", где начинается действие, и "Кафедральный собор", где оно заканчивается, — типичные платформеры. Обе локации населены толпами клоунов и набиты традиционными платформенными ловушками (кислота, падающая с потолка, струи пара, вырывающиеся из поврежденных труб). Все оружие Бэтмена состоит из верных бэтарангов, количество которых не ограничено. Прыгать наш герой пока еще не умеет, и для подъема на верхние этажи зданий приходится использовать "кошку".

Отдельная похвала разработчикам - за очень оригинальный индикатор жизненной энергии: портрет Бэтмена по мере уменьшения здоровья начинает как бы "таять", потихоньку уступая место улыбающейся физиономии Джокера.

Бэт-вселенная. Часть 2: Бэт-игры

Но вот химический завод, а вместе с ним и павшие смертью храбрых бандиты безумного клоуна остаются позади. И тут же игра резко меняет жанр — в последующих трех миссиях предоставляется возможность поуправлять бэтмобилем и бэтмолетом, а также решить головоломку.

Batman: The Movie был лучшей бэт-игрой для ZX Spectrum, вершиной возможностей этой платформы. Впереди был новый период, эра 8-ми и 16-ти битных приставок.

Бэт-вселенная. Часть 2: Бэт-игры

Batman (1989-1991)

Sunsoft, подхватившая эстафету у Ocean, представила сразу две версии игры по фильму. В проекте для NES арсенал Бэтмена существенно расширился, к бэтарангу добавились арбалет и еще одна странная штука, стреляющая сразу тремя зарядами. Кроме того, Бэтмен начал активно использовать кулаки. Локации стали краше и сложнее для прохождения, "кошку" заменил суперпрыжок, который позволял Ночному Воину цепляться за стены, аки Спайдермен. Разочаровал только набор негодяев: наряду с ожидаемыми клоунами-огнеметчиками и взрывающимися игрушечными машинками (непривычно, но вполне в стиле Джокера), против Бэтмена вышли здоровенные мутанты, стрелки с реактивными ранцами, ниндзя (!) и еще много всего странного. Боссы уровней – это вообще "отдельная песня". Набор, что называется, на любой вкус: муха-переросток, спятившие механизмы, великаны с электрошокерами. На фоне всей этой братии Джокер, как и в предыдущей игре, поджидающий Бэтмена на крыше Кафедрального Собора, кажется тихим и безобидным парнем. К тому же и драться с ним не в пример легче.

Бэт-вселенная. Часть 2: Бэт-игры

По стилю и 8-ми, и 16-ти битная версия были платформерами, однако в сеговский вариант, релиз которого состоялся в 1991 году, разработчики добавили изрядную примесь beat'em up'а. Также стоит отметить еще две новинки "Бэтмена" для Sega: отличные заставочные картинки и, наконец-то, достойное музыкальное сопровождение (в играх для Spectrum музыки не было вообще, в 8-ми битном варианте все мелодии бросались в крайности — то слишком быстрые, то медленные, но нудные). Бэтмен передвигался по уровням, разбрасывая кулаками и бэтарангами уличных панков, при необходимости используя "кошку" (такое чувство, что техника работы с ней, равно как и некоторые локации, были впоследствии скопированы Konami при создании 8- ми битного Batman Returns). А уж если герой садился в бэтмобиль, начинались настоящие гонки на выживание. Ну и, конечно, нельзя не отметить более "вменяемый" набор противников (Sunsoft исправила ошибки предыдущей версии), замечательный сюжет и погодные эффекты, включаемые, правда, только в определенных местах (ливень на Gotham City Streets по сегодняшним временам выглядит бедно, но в начале 90-х приводил игроков в буйный восторг).

Бэт-вселенная. Часть 2: Бэт-игры
К сожалению, и здесь не обошлось без недостатков, и самый главный — чрезмерная сложность игры. Многие намертво застревали на 2-м уровне, столкнувшись с Джеком Нейпиром (будущий Джокер). Мерзавец был отменно защищен, и схватка с ним превращалась в настоящую пытку. Разочаровало и однообразие оружия, бэтаранги все-таки быстро приедаются. Но в целом, обе игры получились крепкими "середнячками". Главное, что переход на новые платформы прошел без потрясений, а настоящие игровые бэт-шедевры были еще впереди.

Batman: Revenge of the Joker (1992)

Время шло, новых бэт-фильмов больше не появлялось. И боссы Sunsoft, видно, не утерпели — раз Летучий Мыш сейчас их собственность, то почему он сидит без дела? И не важно, что нет стоящих идей, главное сделать игру с Бэтменом "в главной роли", а уж фанаты ее купят, никуда не денутся. Проблемы с сюжетом? Не беда, верните негодяя из прошлой серии! Дескать, Джокер чудом выжил и решил отомстить...

Бэт-вселенная. Часть 2: Бэт-игры

И Джокер действительно отомстил, причем не столько Бэтмену, сколько поклонникам серии. "Месть Джокера", которая вышла на NES, SNES и Sega, наглядно показывает, как не нужно делать бэт-игры. Все три версии, опять же, были платформерами, рассказывать про каждую по отдельности нет никакого смысла, поскольку игры практически идентичны.

Сюжет в этих проектах отсутствует напрочь — среди игровых локаций есть и заснеженные горные вершины, где Бэтмену противостоят какие-то ведьмы, и жаркие страны с пальмами и развалинами древних городов. Но это еще только цветочки. Кто-нибудь может мне, глупому, объяснить, что на улицах Готэм-Сити (первый уровень) забыли бородатые мужики в тюрбанах, вооруженные автоматами и ножами? Или Джокер, никому не сказав, принял ислам и записался в Аль-Каиду?

Бэт-вселенная. Часть 2: Бэт-игры

Более того, словно в насмешку над файтингами, разработчики перед каждой встречей героя с боссами поставили титульные экраны с надписью "Batman vs...". Однако "поединки", которые проходят в квадратных комнатах, представляют собой банальную перестрелку "кто дольше продержится", причем у противника априори здоровья больше, чем у Бэтмена, так что приходится постоянно прыгать и пригибаться. Да и вообще, какой может быть поединок, когда все элементы beat'em up'а были беспощадно вырезаны разработчиками, вместо них нам дали один подкат, и то только для того, чтобы преодолевать некоторые препятствия.
Однако на все это можно было бы закрыть глаза, ведь графически игра выполнена неплохо (но и не идеально), интересны традиционные уже уровни со сменой жанра (в таких миссиях Бэтмен летает по воздуху с реактивным ранцем за спиной либо же резво перебирает ногами, удирая от преследующего его танка). Простить можно все, только не бредовый сюжет.

Бэт-вселенная. Часть 2: Бэт-игры

Для создателей "Мести Джокера" эта ошибка стала роковой. Sunsoft покидает нашу историю и… аплодисменты, дамы и господа, - в игру вступает Konami!

Batman Returns (1992-1993)

Как вы уже, наверное, догадались, новые видеоигры были посвящены релизу второго фильма Тима Бертона. Batman Returns тоже вышел на нескольких платформах, однако, несмотря на общее название, каждая игра получилась самобытной и запоминающейся. "Возвращение Бэтмена" для NES мгновенно стала хитом 8-ми битных приставок и, вероятно, лучшим представителем жанра beat'em up на этой платформе. Из прошлых козырей Бэтмена Konami сохранила лишь подкат и бэтаранги (куда ж без них) плюс реанимировала незабвенную "кошку". Все остальное — сплошь новинки: удары в прыжке и с разворота, апперкоты прямые в голову. А какая в игре музыка! Уже первая заставочная мелодия навсегда покоряет сердце геймера (нас ведь разработчики не часто балуют качественной музычкой, а тут вдруг такая роскошь — мрачный, тревожный транс, идеально вписывающийся в атмосферу игры).

Бэт-вселенная. Часть 2: Бэт-игры

В 8-ми битный Batman Returns в свое время играли все, даже люди, абсолютно незнакомые с бэт-вселенной (такие тоже были, хотя сейчас в это трудно поверить). Игра постепенно вышла из тени фильма, завоевав собственных поклонников. И наверняка, среди тех, кто сейчас читает эти строки, многие еще помнят долгие зимние вечера, проведенные за Batman Returns, одним большим приключением, затягивающим с первых кадров и не отпускающим до финальных титров. И все же, я был бы не я, если бы и здесь не нашел к чему придраться. Сущий пустяк, но тем не менее: обычно в играх жанра beat'em up существует возможность подбирать оружие противников (Double Dragon) либо использовать против них предметы окружающей среды (TMNT 2,3). В "Возвращении Бэтмена" я, как ни искал, ничего похожего не заметил. Но, повторяю, этот пустячок почти не портит впечатления от великолепной игры. Batman Returns, в сущности, повторила подвиг Batman: The Movie - использовала возможности своей платформы на полную катушку, буквально выжала из нее все соки. Неудивительно, что она стала последним 8-ми битным "Бэтменом": уходить нужно красиво.

Бэт-вселенная. Часть 2: Бэт-игры

А теперь давайте обратим наш взор на Batman Returns для Sega и SNES. Сеговская версия стоит как бы особняком. Начнем с того, что ее делала не Konami, а именно Sega, решившая, видимо, представить альтернативный взгляд на "Возвращение Бэтмена". Посему игра отличается и локациями, и противниками, и стилем. Нет, это все еще beat'em up, правда, какой-то странноватый: 2D уровни, много прыжков-подъемов на верхние этажи, минимальный набор ударных техник, несколько видов метательного оружия — такое смутное чувство, что мы все это уже видели. Да, друзья, Sega в очередной раз соорудила бэт-платформер, однако сделала это намного лучше создателей "Мести Джокера". Особенно меня заинтересовали новые способности Бэтмена — возможность планировать по воздуху, используя плащ (в фильме он тоже так умел), и стайка летучих мышей, которой Бэтмен кидался во врагов (забавно, но не более того). Силы зла представлены циркачами "Красного Треугольника" и оживающими горгульями (?). Локации тоже непривычны, но "в пределах нормы" (так, начинается игра на городских крышах, впоследствии действие переносится в полуразрушенное здание и в музей).

Ну и, наконец, SNES-версия, в общих чертах сходная с восьмибитным боевиком. Тоже отличный beat'em up, причем с расширенным боевым арсеналом. Некоторые из новых движений Бэтмена получились действительно смешными: противников можно стукнуть головами или, схватив одного из них за горло, прикрываться им, как щитом, от выстрелов другого.

Бэт-вселенная. Часть 2: Бэт-игры

Помните, какие дифирамбы я пел в адрес 8-ми битного Batman Returns? В отношении версий для SNES и Sega вы от меня этого не дождетесь. Бесспорно, обе игры хороши, но, к сожалению, не идеальны ни в графическом, ни в сюжетном плане.

The adventures of Batman and Robin (1994-95)

Соперничество Konami и Sega набирало обороты. С разрывом в один год обе фирмы опять выпустили две абсолютно разные игры с одинаковыми названиями. Правда, новый кинофильм о Бэтмене еще на экраны не вышел, поэтому за основу был взят популярный в то время мультсериал. The adventures of Batman and Robin от Konami могла похвастаться отличной рисованной графикой. Признаюсь, в первый раз запустив игру, я не сразу сообразил, когда же начался собственно игровой процесс. Все локации и персонажи были нарисованы так хорошо, что создавалось впечатление, будто смотришь великолепную мультяшную заставку. Клянусь, я нисколько не преувеличиваю.

Бэт-вселенная. Часть 2: Бэт-игры

Изменился и геймплей, правда, незначительно. Действие начиналось в бэт-пещере, где мы запасались оружием и получали сведения о предстоящей миссии (привет от Caped Crusader). Вернулись и еще несколько старых "бэт-фишек": суперпрыжок, позволяющий цепляться за стены, элементы "бродилок", казалось бы, навсегда канувшие в Лету вместе с ZX Spectrum. И, конечно же, гоночный уровень, изюминка игры! Стандартные гонки по прямой остались в прошлом, теперь бэтмобиль "рассекал" по улицам ночного города, сворачивал в переулки, обходя сонных водителей в погоне за бандой Двуликого, ограбившей банк. В других миссиях "засветились" иные мультяшные негодяи: Ядовитый Плющ, Кэтвумен, вездесущий Джокер — они все поочередно вставали на дороге Бэтмена, выступая в качестве босса одного из семи уровней игры. Кто-то, как Пингвин, занимался банальными ограблениями, другие, например Джокер и Пугало, устраивали кровавый террор. Общий стиль игры остался традиционным, 2D beat'em up вперемежку с платформером, хотя в заключительной, восьмой миссии появлялись элементы файтинга: нам приходилось по очереди сражаться со всеми основными негодяями, в очередной раз сбежавшими из Аркхэма.

Но главное достоинство игры это, несомненно, бесподобная графика. В таком стиле игру о Бэтмене до Konami не делал никто. И, на мой взгляд, The adventures of Batman and Robin для SNES является одной из двух лучших Бэт-игр на 16-ти битных приставках. На ее фоне конкурентный проект от Sega – тоже достойная игра – смотрится бледно.

Бэт-вселенная. Часть 2: Бэт-игры

Sega при создании своего ответа Konami сделала ставку на смену жанра. Действительно, такого в Бэт-играх еще не было — после заставочных мультиков на экране начинался яростный экшен с нехилой примесью аркады. От первого до последнего уровня мы, почти не останавливаясь, куда-то бежали, летели, прыгали, стреляли на ходу, вступали в рукопашный бой, если противник подходил слишком близко. От врагов буквально рябило в глазах, казалось, что они размножаются делением прямо на ходу! Джокерские клоуны (как всегда!), бандиты Двуликого, механические игрушки Шляпника и, наконец, "космонавты" Мистера Фриза — в предыдущих играх противников тоже было немало, но те легионы, которые вышли против нас в The adventures of Batman and Robin, по суммарной численности наверняка превосходят все население Готэм-Сити.

Игра не давала расслабиться буквально ни на минуту, палец все время должен был сжимать клавишу стрельбы, поскольку малейший перерыв тут же оборачивался потерей драгоценной жизненной энергии.

Бэт-вселенная. Часть 2: Бэт-игры

Однако сменой жанра новинки не исчерпывались. Впервые за всю историю серии в игре появился мультиплеер. При старте можно было выбрать не только Бэтмена, но и Робина, или даже обоих сразу. Уже за одно это игре от Sega можно сказать спасибо. Ну и, конечно же, аркадные миссии — как альтернатива привычному бэтмобилю, полеты на подзабытом реактивном ранце и бэтмолете. Единственное, что подвело игру — средненькая графика (повторюсь, со SNES-версией проект Sega в этом плане не выдерживает никакого сравнения).

Что ж, думаю, с играми по мультику мы более-менее разобрались. На очереди стильный файтинг по мотивом третьего фильма, сработанный новым игроком бэт-вселенной — фирмой Acclaim.

Batman Forever (1995)

Acclaim также выпустила две версии игры, однако обе они были абсолютно одинаковыми. Сразу оговорюсь, что номинально игра опять-таки относится к жанру beat'em up, но фактически это самый настоящий файтинг. Судите сами: на вас одновременно может напасть не более двух противников. Схватки проходят в замкнутых комнатах, причем из такой комнаты выйти нельзя, пока не перебьете всех, кто в ней находится. Кроме того, в игре есть и классический файтинг — нулевой, тренировочный уровень, позволяющий выбрать себе противников из тех, кто впоследствии встретится в игре, и отточить на них свою боевую технику. Бэтмен и его противники обладают различным вооружением, но гордость игры — это система рукопашного боя без оружия. Сразу видно влияние 3-го Mortal Kombat, в создании которого Acclaim, кстати, тоже принимала участие: удары кулаками наносятся по двум уровням, хотя, вероятно, разумнее будет просто не подпускать противника близко, орудуя исключительно ногами. Главными плохишами, как и в фильме, были Двуликий и Ребус, поддерживаемые разнообразными рядовыми бандитами, среди которых даже затесались несколько клоунов (а эти-то что здесь забыли, в игре ведь нет ни Джокера, ни Пингвина?).

Бэт-вселенная. Часть 2: Бэт-игры

Batman Forever была первой игрой серии, использовавшей оцифровку живых актеров, посему все персонажи смотрелись необычайно реалистично, казалось, что они только-только сошли с большого экрана.

Но вот зачем было делать игру такой длинной? 80 уровней постоянной драки кого угодно могут вывести из себя. Я понимаю, что постоянно играть никто не заставляет, можно бросить все, а потом начать с того же места. Но неужели нельзя было хоть как-то разнообразить геймплей? А то действительно, файтинг получился чуть ли не бесконечным.

Еще один минус — полное отсутствие заставок, вместо них теперь сухие строчки текста, объясняющие суть предстоящего задания.

batman forever

И последнее — заключительные уровни невероятно сложны (я пробрался на них читерскими тропами, и, даже обладая правом на убийство с одного удара, все равно несколько раз скопытился, прежде чем добрался до финала). При желании и упорстве, конечно, можно справиться и с этим, но зачем настолько усложнять и без того длинную игру?

И все же, после SNES-версии The adventures of Batman and Robin, Batman Forever - лучшее из того, что есть на 16-ти битных платформах.

Продолжение следует…

№ 87