Аватар

Posted by Anuriel on января 30, 2010 - 00:00

Эффект разинутого рта
Название в оригинале: Avatar
Жанр: фантастический эпик, приключенческий боевик, драма
Режиссер: Джеймс Кэмерон
В ролях: Сэм Уортингтон, Зои Салдана, Сигурни Уивер, Стивен Лэнг, Мишель Родригес, Джованни Рибизи, Джоэль Мур
Продолжительность: 162 минуты

До недавнего времени разговоры о серьезном использовании цифровых технологий в кинематографической среде расценивались как вульгарный анекдот, рассказанный в приличной компании. Яркий аттракцион, пышная клоунада и ежечасное заигрывание с публикой — больших надежд на терабайты обработанной графики никто особо не возлагал, благо конвейер штампует похожие друг на друга мультижанровые забавы на любой возраст да вкус — и ладно. Пробы же задать необходимый импульс прогрессу индустрии кинотеатральных развлечений за неимением средств и желающих глохли в зародыше. Тем паче оставался свеж в памяти горький опыт Роберта Земекиса, до сих пор продолжающего раз за разом совершать давно растерявшие свой пионерский запал и ставшие больше похожими на навязчивую оголтелость перед трехмерным изображением авантюрные попытки доказать обратное. С таким положением дел перемены сулила лишь анонсированная революция по насаждению новых методов использования 3D-формата, которую без особого бахвальства пообещал свершить своей новой картиной Джеймс Кэмерон. И, что весьма показательно, он сдержал обещание.

АватарМорской пехотинец Джейк Салли отправляется вместо погибшего брата-близнеца на далекую планету Пандора работать на тамошнюю рудодобывающую корпорацию. Ему, прикованному к инвалидной коляске, предоставляется возможность с помощью собственного сознания управлять Аватаром — гибридом генетического материала человека и На’ви, коренного народа Пандоры, храбро сопротивляющегося попыткам землян использовать ресурсы планеты в своих корыстных целях.

Являясь преданным адептом научной фантастики, режиссер долго и упорно шел к реализации своего «Аватара». Еще со времен студенческой скамьи, когда сделал первые наброски будущего мира, вплоть до анонсирования проекта в середине первого десятилетия нынешнего века. Ждать выхода фильма, о котором пресса кричала буквально на каждом шагу, пришлось настолько мучительно долго, что даже самые верные фанаты творчества постановщика «Терминатора» прониклись пессимизмом к его смелым заявлениям. Все точки над «i» расставил этим летом солнечный день 21 августа, не зря прозванный маркетологами «всемирным днем Аватара». Скептики, сумевшие отыскать свою нижнюю челюсть после просмотра 15-минутной нарезки сцен из ленты, признали: игра действительно стоила свеч.

Аватар

Начинающаяся как драма борющегося со своим немощным одиночеством человека, картина, как вы уже поняли из обширной графы «жанр», перерастает впоследствии в бесконечно захватывающее дух знакомство с устройством жизни и единения с естеством Пандоры. Нашлось тут место и романтической любви, и предательству, и смелым героям, и коварным злодеям. А завершится вся эта прелюдия поистине эпической заварушкой, после которой даже решающий штурм джексоновскими орками Минас-Тирита покажется невинной шалостью. В общем, классический сюжетный букет для подобного масштаба кино, призванный не перетягивать на себя одеяло внимания зрителя от и так не скрываемых от его пытливого взгляда прочих достоинств.

Рекламный слоган ленты мог банально гласить: «Иди и смотри!» Забудьте все то, что вам прежде выдавали за истинное «три дэ». Весь минувший детский сад с гигантскими трансформерами или героями скандинавских эпосов является не более чем мультфильмами по сравнению с тем, что явил Кэмерон в «Аватаре». Рожденная авторским воображением Пандора с ее диковинными обитателями является не просто фоном для разворачивающихся событий, а взаправдашним организмом, живущим собственной жизнью. Вся специально разработанная для съемок техническая аппаратура стала подлинной волшебной палочкой, явившей невозможное ранее чудо оживления идеи — настолько мир придуманной планеты выглядит реальным и визуально осязаемым. Даже в обычных кинотеатрах впечатления от увиденного на экране цифрового великолепия производят просто бурю оваций и клокочущего в груди восторга. А уж про специально оборудованные и говорить нечего: эффект по-детски разинутого рта гарантирован.

Аватар

После завершения работ по реконструкции эпической гибели «Титаника» режиссер отнюдь не сразу взялся за оживление целой планеты, занимаясь все свободное время документальными съемками океанических глубин. Днем — густые, переплетенные тысячами цветов и лиан девственные джунгли, с парящими почти у самого купола неба скалами-островами. Ночью — мерцающая миллиардами голубоватых полутонов неоновая природа, с плывущими по воздуху пульсирующими медузообразными созданиями. Инопланетные красоты напоминают тот самый, доступный лишь ученым глубоководный мир океанического дна, который некогда же Кэмерон и исследовал. Это бесспорное сходство только усиливает понимание того, насколько титаническая работа была проведена над фильмом.

Революция произошла. Пускай не на театральных экранах — через пару лет какой-нибудь сноровистый умник будет нас удивлять куда более продвинутым цифровым живописанием действительности. Но в умах. Умах, преодолевших шаблон безусловной равнозначности понятий «технология» и «развлечение». И помог это уразуметь Джеймс Кэмерон. Тот самый, который заставил прогрессивную часть кинообщественности призадуматься о значимости трехмерных проекторов. Тот самый, который создал в одном павильоне целую вселенную, оказавшуюся в итоге живее всех живых.

Тарас Тарналицкий

№121

Geek Bar Подвал

Перепечатка материалов разрешается только с указанием индексируемой ссылки на первоисточник.

Наши самые актуальные статьи вы найдете в газете "Виртуальные радости".