Обзор White Shadows
Жанр: платформер.
Разработчик: Monokel.
Издатели: Thunderful Publishing, Mixtvision.
Платформы: PC, PlayStation 5, Xbox Series X/S.
Минимальные системные требования: Win 10, Core i5-6500 или Ryzen 5 1600, 8 ГБ ОЗУ, GeForce GTX 960 или R9 380, 6 ГБ на жестком диске.
Рекомендуемые: Core i5-7600 или Ryzen 5 3600, 8 ГБ ОЗУ, GeForce GTX 1660 или RX Vega-56.
Возрастной рейтинг: 13+.
Игр-клонов Limbo и Inside выходило (и выходит) прилично, и чаще всего ничего самостоятельного в подобных проектах обнаружить не удается. В лучшем случае подражание оказывается средним по исполнению, иногда даже с какой-то своей фишкой, но и это — редкость. К счастью, White Shadows ломает этот стереотип. Дебютная игра студии, несомненно вдохновленная антиутопиями от Playdead, смело отрывается от корней и предлагает, помимо прочего, любопытное переосмысление одной «фирменной» дистопической фразы. Но главное, сам игровой процесс вышел разнообразный, в любой момент следует быть готовым к чему-то новенькому.
Мы играем за птицу Галчонка, действие же происходит в Потешнограде (Punworld). Это странный мир, жизнь в котором полностью зависит от искусственного освещения. Недаром Министерство света — самое величественное здание-башня города. И в целом здешняя архитектура, так сказать, «башенная» — призванная демонстрировать величие и подавлять всякое мелкое живое существо, это блестяще передано во множестве эпизодов «на открытом воздухе». Но этот мир жесток. Во всяком случае, к птицам. И рядом с неоновыми вывесками «Свет — это жизнь» и «Сегодня вечером в Потешнограде» мигают предупреждения, вроде «Они это заслужили, чумные птицы».
Это отлично обыграно и геймплейно. Например, в одном из эпизодов мы, фактически потеряв управление над персонажем, просто наблюдаем, как Галчонок с птенцами-молодняком катится куда-то по желобам, словно они — расходный материал. Да так и есть, даже сам Галчонок вынужден жертвовать новорожденными собратьями: заманивать их под сомнительного назначения устройство в достаточном количестве, чтобы то заработало и, всосав несчастных, выдало взамен батарейку. Ее Галчонок использует как ящик, чтобы залезть повыше и вывалиться через отверстие в стене, — и тут же оказаться под обстрелом роботов-стражей. Спасение опять же придет от птенцов: те собьются вокруг Галчонка, образовав подобие кокона, и так, жертвуя собой, станут его защищать. Потребуется одновременно и не мешкать, не то от «брони» мало что останется, и не высовываться слишком, не то попадут по нам. При этом придется еще и перелазить через преграды, в процессе чего тоже рискуешь остаться без защиты. Тут уж не до стелса, хотя в ряде эпизодов как раз без стелса не обойтись. Прятаться, например, от прожектора за вагонеткой, которая движется в своем темпе.
Платформинг умело держит в напряжении: например, нужно спускаться по лестнице, вовремя спрыгивая на выступы, чтобы пропустить стремительный вертикальный поезд, и так несколько раз. Или оказываешься на крыше вагона-монорельса, и приходится прыгать с одного такого вагона на другой. Те движутся на разных уровнях и в разных направлениях, вдобавок на ходу скачешь еще и через препятствия-помехи или пригибаешься вовремя, чтобы объект сверху не снёс в пустоту.
Задачек в привычном понимании в игре немного, и решаются они, в общем-то, на раз-два. Скажем, попеременно подавать питание на круглый контур и вращать его, чтобы в конце концов контур замкнуть полностью. Или вот на самом финише, когда Галчонок обретет крылья (да, прежде птица обходилась без них), нужно подметить знак бесконечности на стене и облететь, повторяя его, четыре столбика — это откроет проход наверх.
Упоминалось, игра не перестает удивлять. Так, в одном из эпизодов мы попадем в потешноградский цирк. И нас заставят прыгать через пилы, которые ходуном ходят туда-сюда, уклоняться от механических рук огромного робота, который старается Галчонка прихлопнуть. Причем подано всё это как ТВ-шоу в ретро-стилистике. А после того, как пройдем все испытания, прокрутят титры, и героя пригласят в ракету, где, вручив зонт, сбросят вниз через люк. И придется планировать с помощью зонта с уровня на уровень, чтобы уже на самом дне оказаться перед… входом в Город птиц. Там зонта лишимся, после чего — окажемся на зубодробительной полосе препятствий, где разные качели-поршни, что раскачиваются последовательно, оставляя мизерные зазоры, грозятся скинуть с полосы вон. В некотором роде финальное испытание — вскоре Галчонок встретит старую мудрую птицу, после чего та расскажет всю предысторию.
Была война. В ней аннигилировалось Солнце. Но звери-птицы совместными усилиями вновь наладили сносную жизнь. Потом случилось одно несчастье. И тогда же явились волки. Провозгласили: «Все животные равны — исключая птиц». А пернатые смирились: послушно продолжали поставлять яйца на убой. Здесь нам покажут и то, как Избранный Галчонок выжил и теперь готов исполнить свое предназначение. В прямом смысле слова окрыленный, он, переместившись куда-то в особой капсуле, начинает подниматься всё выше и к свету. К ерундовому, невнятному, вычурному финалу, который вроде как призван обозначить, что избранные были и прежде, и что циклы повторяются. Решение в духе «вечного возвращения»? Какой дурной вкус. «Зион разрушался уже не раз», отсылка к «Матрице» тут не случайна: пару раз в игре Галчонок натыкается на телефон, а когда берет трубку — кто-то говорит на том конце провода что-то невнятное. Намек на иную, «реальную» реальность?
Впрочем, не станем к этому придираться, как и к нестабильности FPS (вспомнилась фраза про «температуру по больнице»). Отметим лучше общий стиль игры: такой нуарный черно-белый минимализм подводил многих, в White Shadows же он смотрится как влитой, да и камера выбирает, в большинстве случаев, крайне удачные ракурсы. И, конечно, на атмосферу игры здорово работает музыкальное сопровождение, сама музыка и фоновые звуки. Музыка классическая, к содержанию эпизодов подобрана едва ли не идеально, достаточно указать на вагнеровскую торжественность, что звучит в гигантском инкубаторе. Фоновые звуки тоже хороши: скажем, надрывный голос из рупора, которому раболепно внимает свинья-охранник, заставляет поежиться, реально какой-то концлагерь. При этом часто действие происходит в тишине, вот только тишина эта — звенящая. Свидетели утверждают: именно такая тишина устанавливается между толчками землетрясения — вот как раз в тему общей гнетущей атмосферы White Shadows.
Радости:
- Стильно и атмосферно
- Разнообразный игровой процесс
- Музыкальное сопровождение
- Любопытное переосмысление классики антиутопии
Гадости:
- Нестабильность FPS
- Невнятная концовка
Оценка: 9,0
Вывод:
White Shadows определенно заслуживает внимания. Заставляя вспомнить шедевры Playdead, эта мрачная притча, полная аллегорий и отсылок, может предложить также разнообразнейший, пусть местами и аритмичный, игровой процесс, который точно не заставит скучать. Игра как искусство — это про White Shadows.
Обзор написан по ПК-версии игры
U$D