Xenogears (игра, 1998) - обзор и отзывы VRgames - Компьютерные игры, кино, комиксы

Обзор Xenogears

on ноября 30, 2009 - 00:00

Жанр: ролевая игра
Платформа: PlayStation One
Разработчик: Squaresoft
Издатель: Squaresoft
Год выхода: 1998

Сотворил ли Бог людей, или же он сам — творение человеческого воображения? Развивается ли история по воле сильных мира сего, народа, или же движущей силой ее является ряд случайных событий? Возможна ли жизнь после смерти, и если да, то на что она похожа? Все мы хотя бы раз в жизни задавали себе подобные вопросы — вопросы, на которые никто до сих пор так и не смог дать стопроцентно верных ответов. Испокон веков человечество мучилось в догадках, путалось в многочисленных домыслах в надежде познать сущность законов мироздания и понять, что же лежит по ту сторону мира сего. В процессе создавалась уйма ложных гипотез, теорий и даже наук. В свое время подобными вещами занималась преимущественно элита общества, выдающиеся ученые. Но познать истинную сущность вещей им, увы, не было дано. И ученые мужи стали заниматься более насущными проблемами. С тех пор на этом поприще работают совершенно другие люди — писатели, кинорежиссеры, а с начала 90-х еще и игроделы. Массовая культура подарила упомянутым выше вопросам новую жизнь, сотворив такую вещь, как научная фантастика. Люди вновь стали интересоваться непознаваемым.

СоXenogearsбственно, разработчики ролевых видеоигр к научной фантастике до определенного времени относились довольно-таки холодно. Это и понятно. RPG — это в первую очередь красивый и максимально отдаленный от реальности мир, сказка для тех, кто хочет отдохнуть от серых будней, следовательно, всяким приземленным вещам, о коих повествуется в научно-фантастических книгах, здесь места нет. По крайней мере, так когда-то казалось большинству западноевропейских разработчиков. На практике же все оказалось несколько иначе.

Средневеково-европейский сеттинг, долгие годы исправно служивший девелоперам в качестве основы для их вселенных, в конце концов приелся. И первыми потерю им актуальности узрели японские разработчики ролевых игр. Тогда-то и появилась на свет знаменитая Final Fantasy VII — шедевр, умело совместивший в себе лучшие наработки жанра с элементами научной фантастики. К слову, о жанре. Таких RPG, какие мы имели возможность наблюдать в западной индустрии виртуальных развлечений, в Японии не было. Японская ролевая игра, JRPG — явление совершенно уникальное, не имеющее аналогов где бы то ни было. Она сочетает в себе элементы квеста, RPG и экшена, в большинстве случаев — с пошаговой или полупошаговой боевой системой, требующей от игрока некоторых тактических расчетов. Непонятно? Ну что же, в таком случае давайте рассмотрим конкретный пример. В 1998 году Squaresoft (нынче — Square Enix), самый крупный японский разработчик и издатель ролевых игр, выпустил, пожалуй, самую неоднозначную игру в своей истории. Xenogears (таково ее название). Будучи проектом очень оригинальным и однозначно качественным, игра так и не получила заслуженного признания. Почему? Сейчас попытаемся ответить на этот вопрос.

Чудеса восточных сценаристов

Самое уникальное в Xenogears — это сюжет. Плод упорной и длительной работы гениального сценариста Тецуи Такахаси возвышается на целую голову над всеми остальными элементами проекта. С первых минут игры становится понятно: история — это тот остов, на котором держится вся эта сложная конструкция. «Почему так произошло, что сюжет стал вдруг основой всего?» — спросите вы. Все очень просто: Xenogears является одним из немногих обладателей полноценного — на уровне хорошего научно-фантастического произведения — сценария. Не просто так было упомянуто в начале обзора о неразрешимых вопросах. По ходу игры — в порядке возрастающей сложности — все они всплывут перед игроком, а немного позднее каждый обретет свой, вполне правдоподобный и, как правило, неожиданный, ответ.

Действо поражает своим размахом. Проблемы континентального масштаба приобретают в ходе развития сюжета масштаб планетарный, проблемы же планетарные перерастают во вселенские. В начале, возможно, будет сложно понять все многообразие разворачивающихся событий, тем более что многие из них растолковываются далеко не сразу. Однако такова цена гениальности.

Очевидно, проект адресован старшему поколению геймеров. Об этом свидетельствует не только сложность и глобальность истории, но и обилие кровавых сцен и прочих радостей жизни, количеству которых может позавидовать иной триллер. Тем не менее, не стоит считать игру чем-то из ряда вон выходящим: хотя жестокость и имеет здесь место быть, однако ни в коем случае она не является главенствующим элементом, т. к. призвана добавить реалистичности, сделать сюжет более полнокровным (как в прямом, так и в переносном смысле). Сразу видно: Такахаси подошел к своему делу серьезно. Несомненно, сценарист хорошо знаком с трудами многих ученых-гуманитариев. У тех, кому приходилось изучать психологию, не сразу сойдет с лица улыбка, когда в середине второго диска игры нам покажут «растроение» личности одного из героев. На ум сразу приходит дедушка Фрейд. Кстати, о личностях. Персонажи являются, пожалуй, одним из самых удачных элементов игры. Можете забыть о делении на «плохих» и «хороших» ребят: ни первых, ни вторых вы здесь не найдете. Каждый из героев преследует свои цели и действует в соответствии с ними. Антагонистов игры в большинстве своем злодеями назвать довольно сложно. Они — лишь люди, осознающие важность собственных действий, люди, сражающиеся за правое — в их понимании — дело. Конечно, есть в игре пара отъявленных негодяев, однако значение их для сюжета чрезвычайно мало. Большинством же оппозиционно настроенных героев движут вполне логичные и даже в некоторой степени благородные цели — например, желание вернуть своему народу некогда утраченную Родину.

Встречают по одежке

XenogearsЖаль, довольно реалистичных героев испортили дилетанты-художники. Возникает ощущение, что Squaresoft в порыве альтруизма решила обеспечить работой самых слабых выпускников какого-то заурядного художественного колледжа. Не надейтесь насладиться высокополигональными 3D-моделями героев: ими здесь даже и не пахнет. Невиданной еще со времен 16-битных приставок паршивости спрайты — вот какова оболочка, пожалуй, самых интересных личностей из JRPG. Они просто не вяжутся с самыми красивыми среди трехмерных RPG консоли локациями, коими одарили игру талантливые 3D- художники. Радует, что хотя бы не все движущиеся объекты здесь спрайтовые. Крупные монстры, а также боевые роботы подружились-таки со всеми тремя измерениями. Жаль только, что появляются они исключительно во время битв и некоторых сюжетных сцен.

Посему главным аттракционом для глаз будут локации. Талант дизайнеров заметен в каждой детали каждой карты игрового мира. Естественно, на ультрасовременную графику рассчитывать не приходится (1998 год, как-никак), но вот сами художественные идеи, воплощенные в местных достопримечательностях, удивят даже избалованного современными видеоиграми геймера. Особенно оригинальными получились города. Героям предстоит подышать смогом в Нортуне — городе, напоминающем нью-йоркские трущобы, полетать вместе с населением Шевата — огромного футуристического конгломерата, расположившегося на летающей тарелке, поплавать вместе с экипажем Темзы — корабля-города, где поселились семьи матросов, погрустить на руинах Зебойма — некогда огромного мегаполиса… И увидеть еще много всего интересного. Графическая технология игры довольно симпатична — для своего времени.

Игровое действо…

Xenogears…сводится к передвижению из пункта А в пункт Б, как и в большинстве RPG. Мирное шествие героев по локациям регулярно прерывается так называемыми Random Encounter’ами. Выглядит это следующим образом: в ходе передвижения игра неожиданно останавливается, экран темнеет — и начинается битва. В большинстве игр жанра у игрока есть возможность управлять несколькими персонажами одновременно. Эта традиция не минула и Xenogears. Игрок по очереди рулит каждым из героев с помощью специального меню, позволяющего ему начать атаку, восстановить здоровье группы, использовать магию и т.д. Довольно интересной находкой разработчиков здесь является система суперударов. Во время своего хода каждый из героев может нанести врагу несколько ударов в зависимости от специальной шкалы. Удары бывают трех видов. На каждый из них приходятся разные кнопки, которые можно нажимать в любой последовательности. Многие комбинации этих пинков способны вызывать эффектные суперудары, наносящие врагам огромный урон. Получается что- то вроде файтинга в пошаговом режиме. Однако все суперудары требуют изучения. Чтобы выучить хотя бы один из них, необходимо постоянно набирать случайные комбинации.

Другой интересной находкой создателей являются миссии с участием боевых роботов. В этих миссиях мы путешествуем на так называемых гирах — огромных механических воинах, чем-то напоминающих знакомых всем трансформеров. Сражения здесь также происходят на роботах, с идентичной боевой системой. К сожалению, однако, интересная реализация сражений не спасает однообразные и скучные боевые локации. Нет, здесь, конечно, все не так уж плохо: локации, предназначенные для миссий на гирах, как правило, сделаны на совесть. Другое дело — локации для обычных миссий. В большинстве своем это такие кишкообразные лабиринты с массой ответвлений, ведущих к тупикам с зачастую бесполезными предметами. Это еще более усугубляется Random Encounter’ами, которые порой наступают уж слишком часто. С другой стороны, радует довольно высокий для JRPG уровень сложности. Последних боссов, к примеру, даже на 80-90 уровне развития вооруженной до зубов партии победить будет очень непросто. Да и автору этих строк неоднократно приходилось попадать в ситуацию, когда всю группу выносили обычные монстры.

Отдельно следует рассказать про музыку. Работал над ней Ясунори Мицуда — композитор среди геймеров-приставочников не менее известный, чем, например, Акира Ямаока (Silent Hill) или Нобуо Уемацу (Final Fantasy). Саундтрек получился действительно мощным, необычным, крайне эмоциональным. Такие мелодии, как Knight of Fire и Flight, ни за что не оставят вас равнодушными, а финальная тема Small Two of Pieces ничуть не уступает по красоте знаменитой My Heart Will Go On из «Титаника». Кстати, разработчики не поскупились даже на видеоролики. В ходе игры нам постоянно будут показывать довольно качественные видеовставки, выполненные в стиле аниме с участием самых разных игровых персонажей. Таким образом, мы имеем очень интересную и довольно длинную (порядка 60-70 часов) RPG с, возможно, лучшим в истории видеоигр сюжетом, превосходным саундтреком и большой долей жестокости. Шедевр не для всех, берущий мертвой хваткой и не отпускающий до самых финальных титров. Таких проектов на самом деле очень мало. Именно поэтому его обязательно нужно попробовать. Вполне возможно, что Xenogears станет вашей любимой игрой.

Глеб Ugend Сафроненко

Xenogears ролевая игра №119
Яндекс.Метрика