Обзор Liberated | VRgames - Компьютерные игры, кино, комиксы

Обзор Liberated

on июня 18, 2020 - 14:51

Комиксы про авторитаризм

Жанр: визуальная новелла, платформер.

Разработчик: Atomic Wolf.

Издатель: L.INC, Walkabout.

Платформа: ПК, PlayStation 4, Xbox One, Switch.

Минимальные системные требования: Win 7 64, Core i3 или Ryzen 3, 6 ГБ ОЗУ, GeForce GTX 660 с 2 ГБ или Radeon R7 370, 6 ГБ на жестком диске.

Рекомендуемые: Core i5 или Ryzen 5 1700X, 8 ГБ ОЗУ, GeForce GTX 970 с 4 ГБ или Radeon RX 580.

Возрастной рейтинг: 17+.

Видеоигры с раскадровкой под комиксы – не редкость в игровой индустрии. Иной раз стилизация ограничивается заставками (как в Max Payne), а порой на нее завязан весь геймплей (Comix Zone, XIII, Hopkins FBI или недавний шутер-«рогалик» Void Bastards). Особенно эффектным выглядит использование структуры страницы, разделенной на горизонтальные полосы. Тогда каждый блок становится сценой для сюжетного диалога со всплывающими «пузырями» реплик или даже для экшена. Аналогичным путем пошли и авторы Liberated, подхватившие актуальную повестку современности – массовое распространение личной информации через соцсети, постепенно ведущее к контролю со стороны правительства и теневых структур, стоящих за ним.

Обзор Liberated

Роман-антиутопия «1984» Джорджа Оруэлла долгое время казался иллюзорным, перегибающим палку и применимым сугубо к странам уровня Северной Кореи. Но оглянитесь вокруг: персональная свобода слова ограничивается ровно там, где начинаются политические интересы высокопоставленных лиц, а «гласность» и «демократия» остаются красивыми словами на бумаге. У самих же комиксов репутация неоднозначная. Встречал немало людей, до сих пор воспринимающих их как дешевое бульварное чтиво для подростков, игнорирующих серьезную художественную литературу. Таким скептикам советую графические романы Алана Мура «Хранители» и «V – значит Vендетта», поднимающие совсем недетские темы.

Джанго освобожденный

В случае с Liberated разработчики из Atomic Wolf совместили несколько концепций воедино. Сюжет подается последовательностью черно-белых слайдов, но не статичных, а с добавлением анимации. Пылинки видны под лучами солнца, у железнодорожного вокзала в момент отправления поезда от земли поднимаются клубы дыма, а шахты с огромными вентиляторами, предназначенными для отвода горячего воздуха из заводских цехов, показывают, что полной индустриализации с заменой живого труда на механический не произошло. Нет, технологии в этом мире развиваются сугубо в сторону тотального контроля над населением; о каком-то комфорте или введении безусловного базового дохода и речи не идет.

Обзор Liberated

Игра предлагает взглянуть на историю глазами персонажей, которые борются с системой, ищут правду и сталкиваются с тотальным беззаконием. Каждый из героев понимает, что в любой момент спецслужбы могут его схватить, с пристрастием допросить и отправить в лагерь либо пригрозить проблемами членам его семейства. Если гражданин перестает пользоваться электронными гаджетами и платежными системами, об этом узнают вышестоящие органы. Местная мониторинговая служба (аналог оруэлловского Министерства правды) берет товарища на заметку и проводит «разъяснительную беседу». Коль и она не помогает, включается социальный рейтинг, закрывающий перед человеком большинство дверей в стране.

Уверенность в завтрашнем дне

Мрака все больше. Начинаем за обычного бойца за справедливость, удирающего от слежки и эффектно запрыгивающего в уходящий поезд. Затем сможем поиграть за сотрудника полиции, осознавшего всю низменность власти и перешедшего на сторону протестующих. Поднимая накопившуюся у номенклатуры грязь, инспектор осознает, что будущего у страны с текущим курсом нет. Не уверен, что на большом мониторе или телевизоре эффект оказался бы сопоставимым, но в переносном формате воображение додумывает недостающие детали. Черно-белая картинка, изредка разбавленная алым свечением в моменты близкой смерти, вызывает ассоциации с тарантиновским «Городом грехов». Причем именно с гротескным фильмом, а не с первоисточником.

Обзор Liberated

В случае гибели сцена перезапускается с последнего чекпоинта, порой расположенного на значительном удалении от вашего прогресса. Более того, если в главном меню случайно нажать на New Game (а по умолчанию выбран именно этот пункт), единственное сохранение сотрется, поскольку дополнительных слотов под Save не предусмотрено. Форменное безобразие! Среди прочих багов отмечу периодическое замирание героев при подъеме по лестнице и на входе в новый комиксный бабл. Враги не способны вести огонь с верхнего этажа под углом, поэтому легко найти парочку мертвых зон и безопасно отстреливать «гестаповцев».

А вот механики головоломок, напротив, воспринимаются как глоток свежего воздуха. Взлом компьютера путем выставления символов в правильную последовательность, прокладывание кабельной сети или выбор правильного ответа на допросе – все вплетено в геймплей аккуратно. Впечатления от сюжета и развития истории сугубо положительные, а концовка заставляет сидеть с открытым ртом. Предпосылок к такой развязке не было, и это – безошибочный сценарный ход. К сожалению, довести каждый аспект до ума авторы не сумели, но благодаря стилю, прямых конкурентов у произведения нет. Нишу господа из Atomic Wolf выбрали грамотно, но в итоге сделали середнячок.

Обзор Liberated

Кроме визуальной новеллы присутствуют неплохие загадки, элементы платформера, стрельба и даже примитивный стелс с необходимостью прятаться за укрытиями, подкрадываться к охране и аккуратно вырубать ее. Целиться и стрелять мы будем примерно как в олдскульном Flashback, однако в данном случае патроны собирать не нужно, они бесконечные. Единственная задача – вовремя перезарядиться. Несмотря на схематичную (читать «стильную») рисовку есть даже физика объектов: убитый враг падает с лестницы, а выскользнувший из рук фонарик эффектно отскакивает от пола с преломлением луча света. Иногда возникают QTE-моменты, где требуется лишь попасть по указанной кнопке. Выставленная сложность («чтец» или «игрок») влияет преимущественно на толстокожесть героя: с первой ли пули он откинется или же примерит на себя бронежилет, выдерживающий автоматную очередь в упор.

Поскольку я проходил версию для Nintendo Switch в портативном режиме (и вообще, никогда не подключал эту консоль к ТВ), то сразу подметил, что шрифт подобран отвратительно. Он очень тонкий, с небольшого экрана его тяжело воспринимать. Когда встречаются выделенные жирным термины, они читаются значительно лучше. Почему бы не сделать весь текст таким? Судя по всему, проект (хотя бы в локализованной версии) вообще не тестировали в портативе. С производительностью-то все хорошо, а вот с удобством – нет.

Обзор Liberated

Радости:

  • Разнообразие локаций и окружения
  • Захватывающие приключения, разбитые по выпускам
  • Музыкальное сопровождение и звуковые эффекты
  • Общая стилизация

Гадости:

  • Локализованный шрифт, нечитаемый на экране Nintendo Switch
  • Монотонные перестрелки с двумя видами врагов
  • Неудобная система сохранений
  • Лишний стелс
  • Скоротечность

Оценка: 6,0

Вывод:

Фанатам нуара и антиутопии можно порекомендовать к ознакомлению. Произведение выглядит мрачным и гнетущим, чего и добивались создатели, однако повторяющиеся забеги по расчерченным полосам скорее мешают, чем помогают создать нужную атмосферу. Малая продолжительность не идет в плюс: только проникаешься судьбами несчастных людей, как по экрану ползут титры. Потенциал остается нераскрытым, а жаль.

Обзор написан по версии игры для Nintendo Switch.

Альберт Сипов

Интерактивное кино, платформер Обзор №243
Яндекс.Метрика