Обзор Spectre
От колыбели до могилы
Жанр: номинально — платформер
Платформа: PC
Разработчик: Vaguely Spectacular
Издатель: Vaguely Spectacular
Похожие игры: номинально — Braid, The Misadventures of P.B. Winterbottom
Мультиплеер: отсутствует
Минимальные системные требования: информация отсутствует
Рекомендуемые системные требования: процессор с частотой 2,0 ГГц; 256 Мб ОЗУ; видеокарта с 64 Мб ОЗУ; 200 Мб свободного места на жестком диске
Официальный сайт игры: www.spectregame.com
«За цинизмом всегда скрывается неспособность к усилию — одним словом, импотенция; быть выше борьбы может лишь тот, кто по-настоящему боролся»
Джон Фаулз, книга «Волхв»
Когда кто-то решил, что в рок-музыке текст стал иметь большее значение, чем звучание, появился post-rock. Сейчас часто приходится слышать: «Это не игра в привычном понимании слова». Или кто-то, ничего не понимая, размахивает руками и кое-как оценивает, потому как расхвалить кажется много, разнести — мало. Очень удобная отмазка. Вместе с «интеллектуальными» рассуждениями на тему, что indie-игры — это не когда они создаются на собственные карманные, а когда балом правит идея. Простенькая головоломка открыла их для мира. На самом деле проекты, аналогичные Spectre, Limbo, дилогии Samorost, — это то, что остается после игр. Post-games.
Игра оставляет после себя необычное послевкусие. Даже не на эмоциональном уровне. Все еще непривычно видеть такое на экране собственного монитора. Создается ощущение какой-то неправильности, нелогичности, неуместности происходящего. То есть — я могу представить, как прихожу в арт-галерею, где на стенах расположены экраны с демонстрацией сюрреалистичного арта Spectre, а из акустической системы льется прекрасное музыкальное сопровождение. Я могу представить это на большом экране кинотеатра, когда в маленькой каморке позади играет техник. Хотя на экране монитора проект смотрится так же нелепо, как и в вышеописанных ситуациях. К этому просто стоит привыкнуть. Мы сейчас находимся в любопытном временном промежутке, когда игры являются очередным новым способом поделиться с аудиторией собственным взглядом на этот мир. Если вы знаете лучший способ доказать то, что они — черт возьми! — являются искусством, то сообщите. Или опровергните. А можете просто сделать упрямое выражение лица — тоже неплохой выбор.
Когда кто-то считает, что в играх игра стала иметь большее значение, чем смысл, появляются проекты, подобные Spectre. Игра абсолютно бесплатно доступна на официальном сайте.
На самом деле обзор этой игры должен был появиться осенью прошлого года. Тогда Spectre был элементарно не замечен. Несколько погодя он уже был староват. В конце весны игру расширили и дополнили. Вернув обзору актуальность. Хотя она была всегда. Или ее не было никогда. Это не имеет ровным счетом никакого значения.
Вы Джозеф Виллер. Вам 73 года. И вы умерли. Вы стоите и смотрите на падающий с неба снег. Говорят, что перед смертью перед глазами в замедленном времени проносится вся жизнь. В Spectre все немного иначе. Вы Джозеф Виллер. Вы стоите и смотрите на падающий снег. Самое время оглянуться назад. Самое время вспомнить свою жизнь. Самое время понять, что можно было изменить. Самое время понять, что все могло быть иначе. Когда уже нет возможности повернуть время вспять. Когда остаются только воспоминания. After a lifetime of experiences. Is in search of a Story.
Вы Джозеф Виллер. Вам 17 лет. Это только номинально платформер. Потому что вы прыгаете. Возможно, даже преодолеваете несуществующие препятствия. На этом весь платформинг заканчивается. Choose nine moments from a vast field of memories. Вы ловите парящие в небе воспоминания. Воспоминания темные. Светлые. Приятные и не очень. И когда не очень, то все равно приятные. Вы движетесь влево. Вы Джозеф Виллер. Вам 12 лет. Вам 8 лет. Вам 6 лет. Вы движетесь вправо. Вы Джозеф Виллер. Вам 44 года. Вам 73 года. Вы стоите и смотрите на снег. From Childhood to Old Age. Вы Джозеф Виллер. И вы умерли.
Вы Джозеф Виллер. И это ваши воспоминания. Вы впервые видите снег. Вы под одеялом и боитесь ночи. Вы испытываете эмоции. Вы Джозеф Виллер. Вы испытываете свои эмоции. Свои. Вы слушаете отца и совершаете свои ошибки. Вы хороните свою мать. Свои эмоции. Вы выходите на работу. И вы выходите на пенсию. Вы Джозеф Виллер и выпускаетесь из школы. Вы ищете себя. Вы ищете ее. Вы находите ее первыми прикосновениями. И вы теряете ее, когда пальцы выскальзывают из вашей руки. Вы проживаете жизнь. Вы Джозеф Виллер, и вы проживаете жизнь. Свою жизнь. Самое время, чтобы немного притормозить и решить, что же для вас самое важное. Вы — это вы. Джозеф Виллер. Вам 73 года. Вы стоите и смотрите на падающий с неба снег. Вы идете направо. Идете налево. Вы проживаете жизнь. Джозефа Виллера. Свою жизнь.
Игра отсчитывает мгновения жизни и запускает миниатюрные сюжеты. From Sadness to Joy. Вы взрослеете, живете, и вам 73 года. Вы Джозеф Виллер, и вы налаживаете контакты, вы дружите и ссоритесь. Вы живете в семье. Вы взрослеете, уходите, слушаете советы отца, совершаете свои ошибки и хороните свою мать. Вы учитесь. Или не учитесь ничему. Вы любите. Вы впервые заглядываете в глаза, вы выпускаете ее пальцы из вашей ладони. Или не выпускаете. Вы Джозеф Виллер. Вы смотрите на падающий снег. Смотрите на свой город и свой дом, и дом не свой, ставший домом. Вы выпускаете ее пальцы из вашей ладони. Вам 73 года. И вы умерли.
Вы Джозеф Виллер. И вы впервые видите снег. Make his life your own. Вы бежите от собственных страхов. И убегаете — или они догоняют вас. Вы делаете тот самый шаг — или остаетесь неподвижными. Вы счастливы и летите в ночном небе, срывая горящие звезды. Вы падаете вниз, в темноту, падаете в чарующий мир апатии и депрессии. Или нет. Вы или справляетесь, или выбираете другой путь. Под переливы чудесной меланхоличной глубокой мелодии. Вам 73 года, и вы умираете. Видите падающий снег. Вы Джозеф Виллер, и вам 6 лет. Вы всегда можете начать все сначала и прожить жизнь по-другому. Вы — это вы. Вы всегда можете остановиться, оглянуться назад и решить, что же для вас действительно важно. Что вообще действительно важно. Make your life your own. Или можете продолжать мчаться вперед. Это — всего лишь выбор. Вы Джозеф Виллер. Вам 73 года. И вы умираете. Смогли вы решить, что для вас действительно важно и бороться ли за это, или даже не пытались. Вы стоите и смотрите на падающий с неба снег. Так не бывает, что вам 73 года и вы умерли — вы вновь Джозеф Виллер, и вам снова 6 лет. Самое время остановиться. Оглянуться назад. Решить, что действительно важно. Вы стоите и смотрите на падающий с неба снег.
Более сотни воспоминаний. В два раза меньше возможных концовок.
Игра оставляет после себя необычное послевкусие. На эмоциональном уровне. Все еще непривычно видеть, когда игра склоняет вас остановиться. И задуматься над своей собственной жизнью. Переоценить. Немного по-другому расставить приоритеты. Задуматься о том, что действительно важно. То есть — я могу представить, когда я раскладываю себя по полочкам после прочтения книги. После просмотра фильма. После ночи и двух десятков чашек чая. На экране монитора это смотрится куда более нелепо, чем в вышеописанных ситуациях. К этому, наверное, просто стоит привыкнуть. Во временном промежутке, когда даже игры являются новым способом еще раз поговорить с самим собой. Психологи называют это шизофренией. Кастанеда называет это препятствием для раскрытия всех возможностей своего существа. Если вы знаете лучший способ доказать, что это — черт возьми! — правильно, то сообщите. Или опровергните, мотивируя тем, что таких игр вообще не должно быть, что они лишнее звено, ведь игры должны развлекать и расслаблять. А можете просто принять упрямое выражение лица — тоже неплохой выбор.
Spectre — это нечто очень личное.
В любом случае, все — только выбор. Это выбор, который мы делаем прямо сейчас. Выбор между страхом и любовью.
Вы стоите и смотрите на падающий с неба снег.
Когда-то что-то подобное пытался показать нам Блоу в своем Braid. Слишком неглубоко, поверхностно — поглощенное платформингом и играми со временем. У студентов из Университета Южной Калифорнии получилось сотворить то, что есть. Возможность остановиться. Еще хотя бы раз. Выбрать то, что действительно важно. И умиротворение. Быть выше борьбы, потому что по-настоящему боролся. И нет причин говорить об отсутствии целевой аудитории. Стихам читатель не нужен. Игра оставляет после себя необычное послевкусие. Оставляет. После себя. Послевкусие. Оставляет. Вы стоите и смотрите на падающий с неба снег.
Радости:
Сюрреалистичный посыл призадуматься о жизни
Гадости:
Нет
Оценка: 8.7
Вывод:
Spectre — это остановленное мгновение. Когда вы получаете возможность замереть и оглянуться — на свою жизнь. Получаете возможность рассмотреть прошлое с ракурса сегодняшнего дня. Переоценить. Увидеть то, чего не видели раньше. Проникнуться. Понять. Решить, что действительно важно. Не так уж и мало. С учетом того, что после этого вы наберете первую космическую скорость и помчитесь дальше по лабиринтам вашей грядущей жизни. Или нет. Игра оставляет после себя необычное послевкусие.