Обзор Jade Empire: Special Edition | VRgames - Компьютерные игры, кино, комиксы

Обзор Jade Empire: Special Edition

on апреля 30, 2007 - 00:00

Жанр: RPG
Разработчик: BioWare Corporation
Издатель: 2K Games
Дата выхода: февраль 2007 года
Количество дисков в оригинальной версии: 1 DVD
Локализация: в разработке, дата выхода намечена на апрель 2007 года
Издатель в Росси: Бука
Похожие игры: Neverwinter Nights, Star Wars: Knights of the Old Republic, Star Wars: Knights of the Old Republic 2 - The Sith Lords Мультиплеер: нет
Минимальные требования: Windows 2000 или XP, Intel Pentium 4/AMD Athlon 1,8 ГГц, 512 Мб оперативной памяти, 64 Мб видеопамяти, 8 Гб свободного места на жестком диске
Рекомендуемые требования: Windows XP, Intel Pentium 4/AMD Athlon 3,0 ГГц, 1 Гб оперативной памяти, 256 Мб видеопамяти, 8 Гб свободного места на жестком диске

Jade Empire: Special EditionДумаю, компания BioWare в представлении лишний раз не нуждается. Особенно хорошо она знакома любителям качественных RPG. Именно игры BioWare являются законодателями мод и показателями качества в данном жанре. Каждый проект от этой именитой студии стал настоящей вехой в истории компьютерных игр. Ведь такие названия, как Baldur's Gate, Neverwinter Nights или Star Wars: Knights of the Old Republic, наверняка знакомы вам. Но в отличие от многих компаний BioWare никогда надолго не останавливается на создании адд-онов и сиквеллов к своим шедеврам. Творческие люди, работающие в ней, отдают эту работу сторонним разработчикам, а сами тем временем принимаются за создание с нуля совершенно новой игровой вселенной, истории и, собственно, игры. Примерно по такой схеме на свет божий и появился обозреваемый сегодня образец - Jade Empire.

В создании этой игры BioWare постаралась максимально отойти от канонов RPG-строения. Развитая ролевая система была упрощена, пошаговые баталии - заменены на бешеную динамику практически файтинга, а святая святых любой "ролевухи",- оружие и доспехи, были и вовсе за ненадобностью выкинуты. И, как ни странно, опыт получился более чем удачный. Jade Empire мигом покорила сердца игроков со всего света и собрала весьма лестные отзывы игровой прессы. Разочаровывало только то, что осчастливила она своим присутствием обладателей черно-зеленой первой Xbox-коробки. Впрочем, недостаток этот, ясное дело, был для тех, у кого не было дома "гроба дяди Билли". Так что нам, PC-шникам, оставалось только завидно слушать рассказы консольщиков об их приключениях в мире Jade Empire, и глотать слюни, глядя на прекрасную (в смысле атмосферы и дизайна, а не технологичности) картинку. Но, как зачастую это бывает с играми, выходящими на консоли от Microsoft, рано или поздно они удостаивают своим посещением и ПК, спустя два года игра пришла и на компьютеры. И мы сами теперь можем оценить, так ли она хороша.

Сделано в Китае

Если вы устали от мозолящих глаза орков, гоблинов, зомби и прочей мерзости, то JE станет для вас настоящим дуновением свежего ветра и глотком холодной воды в жаркий день. От игры с таким названием ничего другого, кроме как азиатского антуража, ждать не приходится. Такое предположение Jade Empire мигом подтверждает, сеттинг древнего Китая налицо. Здесь есть и мудрые мастера боевых искусств, и странные божества, и восточные принцессы, и прожорливые драконы - в общем, множество чудес уготовлено для игрока. А уж локации и вовсе заслуживают хвалебной оды на несколько страниц. Тут вам и школы боевых искусств, и таинственный лес духов, и пещеры с водопадами, населенные злобными ограми или древними духами, и странные мастерские, и арены для боев.

Jade Empire: Special Edition

А вот способом перемещения между землями разработчики удивили всех и вся. Наверняка не одного ценителя RPG унесли от компьютера с сердечным приступом, после того как он увидел, что перемещение между локациями происходит на самолетике, который сделан в лучших традициях арканоидов, к тому же еще стреляет во врагов и подбирает выпадающие из них бонусы. В главном меню есть даже пункт — "мини-игры", запустив которые предстоит полетать на "стрекозе" (именно так называется местное чудо авиации), это, между прочим, отличный способ расслабиться.

Со сменой каждой локации меняется и энергетика, и ваши чувства. Вот вы бродили по лесу, полному древних неуспокоенных духов и, пытаясь выселить их, испытывали небольшой страх перед призрачными воинами. А вот вы уже в школе боевых искусств, помогаете восстановить справедливость и вернуть власть бывшему мастеру, и ничего кроме ненависти к предателю, подло убившему несколько человек, не чувствуете. И таких примеров тьма, поэтому стоит сказать "спасибо" BioWare за созданную атмосферу.

Чтобы придать вселенной Jade Empire еще большую правдоподобность и реалистичность, для игры был специально выдуман собственный язык, на котором и озвучена часть диалогов. Впрочем, учить выдуманный То Фан не придется, субтитры приходят на помощь. Правда, поскольку диалоги и фразы в игре весьма витиеваты, то хорошее знание английского просто жизненно необходимо, однако для всех тех, кто не в ладах с этим языком скоро должна появиться и локализация. По заверениям "Буки" локализованная версия должна поступить в продажу не позднее апреля 2007 года. В игре будут переведены текст и субтитры, а озвучка останется на оригинальном английском. Впрочем, может оно и к лучшему, в большинстве случаев русские актеры передают чувства и эмоции персонажей в диалогах намного хуже своих западных коллег. Не менее порадовать игроков должна и музыка. Восточные мотивы в композициях легки и приятны, потому на протяжении всей игры ласкают слух.

Графика в Jade Empire: Special Edition по сравнению с оригинальной Xbox-версией заметно улучшена — разработчик понимал, что по своей технологичности первая консоль Microsoft абсолютно не может тягаться с современными компьютерами, потому без каких-либо изменений не обойтись. Так, например, в ПК-версии количество полигонов на одного персонажа по сравнению с "приставочной" версией увеличено в 3 раза, большинство текстур было перерисовано, появились "мягкие" тени и некоторые прочие "фишки". Картинка, которая получается в итоге, не претендует на сверхреалистичность или технологичность, но уже и не является приветом из консольного прошлого. Кроме того, есть приятные новости и для обладателей широкоформатных ЖК-мониторов - вы можете наслаждаться Jade Empire в Widescreen-формате.

Knights of the Jade Empire

Jade Empire: Special EditionВ качестве главного героя игры "про Восток" как нельзя более подойдет какой-нибудь ученик школы боевых искусств, ведь именно с дзюдо или карате у нас чаще всего ассоциируется упоминание про Китай или Японию. Это и использовала BioWare в "Нефритовой Империи".

Свой путь мы начнем учеником мудрого мастера в богом забытой провинции. Как и положено, наш герой самый талантливый во всей школе и ему прочат великое будущее, между делом еще выясняется, что он один из последних представителей рода Spirit Monks. Ну а дальше по все тем же канонам жанра на обитель нашего персонажа совершают нападение, учителя похищают, а нам предстоит спасти мудрого старца. Кажется, что все уже понятно, и концовка очевидна, как неожиданно сюжет Jade Empire "заявляет" — "Не спешите меня хоронить". С середины игры мы попадаем в настоящий круговорот событий и неожиданных открытий, не раз ставящих все с ног на голову, и до самого конца JE проходится уже буквально на одном дыхании, а игрока уже никакими коврижками не оттянешь от экрана, пока он не увидит концовку.

Их, кстати, целых три штуки, так что в повторном прохождении есть смысл. Тем более что варианты концовок зависят от поведения игрока, от его поступков и выбранного пути. Их здесь два — "Открытая ладонь" и "Сжатый кулак". Первый подойдет пацифистам и любителям решать взаимоотношения не столько кулаками, сколько переговорами и убеждением оппонентов. Второй понравится тем людям, внутри которых на волю просится Дарт Вейдер. Отсюда и поступки, которые сопровождают последователей сжатого кулака — убийства, предательства, подлые удары в спину и прочие атрибуты "темной стороны". Впрочем, до самого конца в игре нет строгого разделения на "белых" и "черных", "серые" цвета также присутствуют. Так, вам никто не помешает спасти ребенка, а затем убить пару человек, просто показатель мировоззрения поменяется. Только финал игры заставит вас выбирать между добром и злом, третьего варианта дано не будет.

Думаю, после вышерасположенного абзаца, некоторые из читателей испытали чувство дежа вю. Да, действительно, сюжет JE напоминает предыдущей проект BioWare — орденоносную Star Wars: Knights of the Old Republic. Замените Дарта Вейдера на Death's Hand, ситхов на Lotus Assassins, а храбрых джедаев на Spirit Monks - и уже перед вами чуть ли не KotOR собственной персоной. Во время прохождения тоже иногда всплывают аналогии. Даже бывалых RPG-шников удивит количество диалогов в Jade Empire. Они "отхватывают" если и не треть, то добрую четверть всего игрового времени. Как говорилось выше, абсолютно все разговоры персонажей озвучены, и количество проделанной работы впечатляет. Практически всегда у героя есть выбор из 3, а иногда и 7, фраз. Причем то, что вы произнесете, может кардинальным образом сказаться на прохождении, ведь именно в диалогах зачастую решается, каким путем достигнуть той или иной цели, а также содержится важная информация, вроде фразы-пароля, позволяющей пройти мимо охранников-големов. Так, например, в диалоге можно уговорить противника не начинать бой, убедив его в "ошибочности мнения", либо же и вовсе в словесной перепалке между тремя людьми сделать так, чтобы они порубили друг друга на куски, оставив при этом свои руки чистыми.

Естественно, кроме главной сюжетной линии уготованы и сторонние квесты. Причем если одни из них, по сути, тоже обязательны (без них не удастся выполнить сюжетное задание), то другие выполняются по желанию, и ничего кроме денег и опыта не приносят. Именно они отличаются особым разнообразием. Здесь вам и задание по нахождению костей мертвых детей, дабы помочь перейти им в мир мертвых, и поиски мужа для лидера (вернее уж "лидершы") местного незаконного "бандформирования", и даже поедание на спор весьма опасных для здоровья блюд. Именно сторонние квесты, кстати, наиболее богаты юмором. Не все конечно, но порой встречающиеся образцы заставляют улыбнуться, а то и вовсе посмеяться от души. Как вам, к примеру, задание, цель которого уговорить огра вернуться на ферму, где он работал. Как выясняется из разговора с ним, бедное существо убежало с фермы только потому, что оно боится кого-нибудь убить или покалечить. Оказывается, что огр любил играть с волом, подбрасывая того высоко в воздух, но в один день словить его не успел... Можно привести и еще несколько примеров, однако лучше сами найдите и выполните подобные квесты. Удовольствия получите больше.

Любителям кун-фу посвящается

Jade Empire: Special EditionВ начале игры нам предстоит выбрать, кем же мы будем спасать (как вариант - разрушать и топить в реках крови) Нефритовую империю. Всего на выбор семь персонажей — четыре мужского и три женского пола. Между собой они отличаются не только по внешнему виду (кастомизировать персонажа, кстати, нельзя), но и по своим характеристикам. Кто-то быстрый и ловкий, кто-то медленный и неуклюжий, но зато сильный, кто-то лучше подходит на роль мага. Сюжет для каждого из персонажей одинаков, и выбор того или иного героя на его завязку не влияет. Так, например даже светлые чувства любви могут возникнуть и между персонажами одного пола (наверняка это сыграло немалую роль в получении рейтинга Mature).

Прокачка персонажа стандартна, за каждый левел-ап дают очки уровня и стиля, которые можно потратить на соответствующие показатели, коих, кстати, и немного, а в сравнении с другими недавними RPG, так и вовсе, преступно мало. Имеются полоска здоровья, энергии ци и фокуса. Каждая из них отвечает за тело, дух и разум. Если со здоровьем все понятно, то ци и фокус довольно загадочны. Впрочем, и им можно найти простые аналогии. Ци это мана, тратится на заклинания и лечение. А вот с фокусом немного сложнее, он расходуется на использование холодного оружия и замедление времени в бою. Каждый из этих параметров можно увеличивать с помощью очков уровня.

Впрочем, если этих очков не хватает, можно прибегнуть к помощи специальных камней, способных существенно поднять тот или иной показатель. Кроме того, только с их помощью можно непосредственно влиять на второстепенные показатели, такие как очарование, запугивание, ложь и интуиция. Камни вставляются в амулет, он здесь заменяет собой броню. Поначалу доступно лишь три слота, но по мере прохождения их количество можно довести до 7, однако от мучительной проблемы выбора, какой же камешек вставить в ваш оберег, это не избавит, ибо камни будут накапливаться в инвентаре с большой скоростью.

Но основу боевой системы Jade Empire составляют стили. Именно они помогут герою выжить в схватке. Оружия в игре вы не найдете за исключением того, что можно выбирать по сюжету, или того, что "поставляется" вместе с определенным стилем. Каждый стиль — это, по сути, набор из двух-трех различных ударов. Поначалу, в зависимости от выбранного персонажа, игроку выделяется два стиля, но к концу игры при должном усердии их количество можно увеличить до 20. Приобрести новый удар можно либо у продавца, купив специальный свиток, либо от другого персонажа. Существенное влияние на стили оказывает и выбранный игроком путь добра или зла. Так, некоторые учителя не согласятся научить новому стилю последователя открытой ладони, другие же, наоборот, не дадут урока "злюке". Сами стили условно можно поделить на рукопашные (на их использование не требуется никакой энергии), магические (потребуется энергия ци), отвечающие за владения холодным оружием (тратится фокус) и стили перевоплощения (все та же ци). Наиболее эффектно смотрятся последние, нет ничего лучше, чем во время жаркого боя превратиться в адского скакуна и хорошенько полить стоящих рядом противников огнем.

Jade Empire: Special Edition

Сами бои происходят в реальном времени, а их механика намного ближе к файтингам, чем к RPG. Так, левая кнопка мыши отвечает за удар, правая — суперудар, пробел — блок. Кажется, все просто и ничего зрелищного в бою не получится. Но это всего лишь иллюзия. Как и в файтинге, в Jade Empire под пологом простоты скрывается множество комбо и разного рода хитростей и уловок. Блок, например, легко пробивается суперударом, а суперудар можно нейтрализовать простым ударом по противнику, накапливающем энергию, и подобных вариантов масса. Именно поэтому исход сражения в JE больше зависит от ловкости игрока и умения быстро нажимать на кнопки, нежели от уровня героя.

В любом бою самая главная роль отводится под стили. На более поздних уровнях, чтобы выжить, волей-неволей придется комбинировать различные стили, ведь зачастую их число зашкаливает за десяток. А количество всевозможных комбо не поддается исчислению. Можно, например, парализовать врага, основательно искромсать его мечом, а затем прикончить с помощью файерболлов, ну и так далее. Но поначалу проявляется некоторое несовершенство боевой системы: можно пользоваться, например, одним "легендарным ударом" и ни о чем не заботиться, враги умирают слишком быстро и не оказывают никакого сопротивления. Поэтому самое главное не забросить игру на этом моменте, а пройти дальше. Вскоре супостаты станут наседать целыми кучами, и придется изрядно попотеть, прежде чем всех одолеть.

В большинстве боев на помощь главному герою придут компаньоны. С самим героем может путешествовать только один персонаж их партии. Каждый из "попутчиков" не только помогает мечом или магией, но и имеет специальный бонус. В компании кого-то регенерируется энергия ци, кто-то поднимает здоровье, а некоторые наделяют уникальным стилем. Стиль "пьяницы" как раз из таких, его нельзя использовать без специального компаньона, который даже не дерется, а лишь исправно снабжает нашего Альтер эго... бутылками с выпивкой. Все это не только забавно, но и эффективно. Будучи пьяным, наш персонаж легко пробивает блоки врагов и наносит им весьма ощутимый урон. В разговорах со своими компаньонами можно не только узнать их предысторию и некоторые факты об Империи, но кое-кого и на поцелуй уломать. Финальный выбор добра или зла скажется и на взаимоотношениях со своей командой. Возможно, некоторые взбунтуются, и их придется самолично убить.

Радости:
Самобытная музыка
Прекрасно озвученные диалоги
Динамичные и захватывающие бои
Отличный дизайн локаций
Возможность выбрать сторону "добра" или "зла"
Интересный сюжет

Гадости:
Некоторая схожесть с KotOR
Легкость некоторых боев
Довольно простая ролевая система

Оценка: 8,5

Вывод:

С Jade Empire: Special Edition стоит ознакомиться любому уважающему себя любителю RPG. Это не значит, что игра вам 100% понравится. Идеи, заложенные в ней, весьма необычны, и, возможно, не всем придутся по душе, но нечасто встретишь ролевую игру, замешанную на эффектных, практически файтинговых, драках. Однако антураж, необычный сеттинг и хитрозапутанный сюжет должны привлечь даже тех, кто будет не в восторге от боевой системы. Так что, потратив 30 часов на JE, вы вряд ли будете об этом сожалеть.

Антон Костюкевич

ролевая игра Обзор № 88 Jade Empire
Яндекс.Метрика