Обзор Alan Wake | VRgames - Компьютерные игры, кино, комиксы

Обзор Alan Wake

on июня 30, 2010 - 00:00

Сон в летнюю ночь
Жанр: TPS
Платформа: Xbox 360
Разработчик: Remedy Entertainment
Издатель: Microsoft
Издатель в СНГ: Microsoft
Похожие игры: Dead Space, серия Silent Hill
Официальный сайт игры: www.alanwake.com

Alan Wake — без вопросов, opus magnum Сэма Лэйка — хорош ровно настолько, насколько может быть хорош настоящий психологический триллер за геймпадом без кикимор и инопланетян. В рамках своего жанра — попросту идеален.

Обзор Alan WakeRemedy как разработчики становятся классиками при жизни, и это, скорее, по тому признаку, как они делают свою работу. Двумя проектами из трех реализованных вообще за семь лет своей бытности небольшая финская студия заслужила безграничный кредит доверия у игроков и издательского подразделения Microsoft, что позволило по-национальному не торопясь ваять в течение последующих пяти лет сугубо авторский проект, вежливо улыбаясь на пресс-конференциях в ответ на вопросы о сроках выхода и меняя целевые платформы. Будучи верными традициям, финны — из неизменных отсылок к скандинавской мифологии в предыдущих своих творениях — здесь воплотили эту свою привязанность в полноценный эпизод с харизматичными персонажами, отождествляющих себя с викингами. Саундтрек помогли сделать друзья из Poets of the Fall, обретшие успех после выхода Max Payne 2, и, конечно же, физиономию Сэма Ярви не могли не запихнуть в «ящик» — в придурковатое ток-шоу.

Следуя философии Remedy, для того, чтобы сделать знаковую игру, прежде всего нужно не поддаваться на провокации поклонников, требующих обещанные ранее бесшовный мир и нелинейное действие в истории про писателя с карманным фонариком, обшаривающим твин-пиксовские леса в поисках термосов с кофе. Затем следует непременно обучить обыкновенного щуплого протагониста не распускать нюни при виде темных фигур с топорами, выглядывающих из- за елей в ночной чаще. По задумке создателей, нужно лишь как следует сфокусировать лучи фонаря на черном силуэте и, засветив того до полусмерти, прикончить из револьвера или ружья — что попадется под руку. Но главное, рассудили создатели, не стоит городить заборы из амбиций на ровном месте: сейчас всякая гениальная концепция, о которой прокричали более двух раз со страниц профильной прессы, в итоге неизменно становится лишь в пятый раз пущенной по кругу шапкой.

С этой позиции, Alan Wake — одна из честнейших ныне попыток рассказать интересную историю без помощи трансформеров и дешевого «бу!» из ветхого платяного шкафа. Проект относится к той вымирающей категории, где игра не играет сама в себя в попытках хоть как-то удержать вас у экрана. Ребята из Remedy здраво посчитали, что эмоциональный компонент всегда перевешивает остальные, а превосходное повествование, облаченное в беспрецедентную атмосферу, играючи сделает свое дело. Они-то наверняка знали, что фамилии Линч и Кинг в списках источников вдохновения спасут обещанную и несостоявшуюся революцию в жанре.

«...journey through the night...»
Обзор Alan WakeПро сюжет — собственно, это и есть весь Alan Wake — практически невозможно писать без спойлеров — в индустрии пока нет примеров столь грамотного и плотного вплетения вымышленной литературной основы в магистрально-прямолинейный геймплей. Легче написать книгу. Это даже не интерактивное кино Heavy Rain, сценаристам которой, без оглядки на инновационный нарративный метод, до коллег по цеху из Remedy — как Александре Марининой до Агаты Кристи.

А по сути, кому какое дело до того, что ваш главгерой — успешный автор ширпотребных детективов, страдающий творческим кризисом пополам с синдромом Эштона Кэтчера из «Эффекта бабочки»? Что на первый же день отдыха в милом городке Брайт Фоллз его угораздило в одночасье потерять жену и разум? Что есть, наконец, некая Темная Сущность (аналог многоликого эфемерного зла из ленты «Фантомы» или серии Silent Hill), массово зомбирующая здешнее население и чинящая всяческие козни протагонисту на всем его путешествии по уголкам собственного сознания? Важно не это. Гораздо интереснее то, как Remedy все же удалось не наступить на горло собственной песне, применив несколько интересных решений при подаче довольно тривиальной кинговской истории.

Весь монолог Alan Wake — это один большой флэшбек, воспроизведенный в совершенстве. Игра натурально делает из вас форменного идиота, которого водят за нос на ровном месте вплоть до титров. Разделение внутриигрового временного пространства на четкие отрезки и два основных суточных периода способствует тому, что вы натурально ощущаете себя в центре эпизодического сериала. Днем Алан собирает по крупицам информацию о том, что же все-таки происходит с ним и его возлюбленной, получает зацепки от маньяков по телефону — и после, уже ночью, разворачивается основное представление. Городок обволакивает зловещая тьма.

Подсознание писателя генерирует нечисть в производственных масштабах, и до каждой условной точки В приходится прорываться с боем. Противостояние света и тьмы в игре воплощено элементарным образом: одержимым Темной Сущностью зомби нескольких видов, которые жутко говорят одновременно несколькими голосами, и ожившим экскаваторам, пытающимся погрести Алана под ковшом, действенно можно противопоставить лишь свет. Карманный фонарик или огромный военный прожектор — неважно. Свет здесь — жизнь. Механически крайне удачная, но однообразная боевка не прощает ошибок, и преждевременная трата патронов с батарейками довольно часто сулит топор в плечи при попытке спастись бегством. Долго бегать Алан не умеет, и, спасаясь от толпы смертоносных теней позади, доползая до очередного фонарного столба, чтобы трясущимися руками завести генератор, ощущаешь, как просыпается обыкновенное животное чувство страха. Отдышался, вышел из пятна спасительного света — и спустя несколько шагов слышится звук разбитой лампочки... и скрежещущие голоса.

Как и в любом подобии хорошего сериала, от эпизода к эпизоду действие перемежается кульминационными сценами: спасаясь от чудовищного торнадо, Алан бежит по огромному рушащемуся мосту, уворачивается от летящих в него товарных составов с вагонетками и запускает феерическое представление по уничтожению одержимых со светом и ревущим из динамиков хэви-металом на самопальной сцене заброшенного ранчо. Зрительский эффект одинаковый — во что бы то ни стало хочется услышать «Previously on Alan Wake» в начале следующей главы.

«Cliffhanger»
Обзор Alan WakeAlan Wake раскрывает себя изобретательно и очень интеллигентно. На каждые 50 квадратных метров игрового мира непременно приходится по одной разбросанной странице рукописи мистического романа. Из них персонажи вычитывают, что произойдет в дальнейшем, либо получают объяснения уже случившимся событиям. В руках полицейского оказывается абзац, повествующий о его смерти через минуту. Алану узнает о появлении здоровяка с бензопилой, обнаруживает множество сюжетных параллелей и намеков... и запутывается еще больше. Благодаря такому приему игра создает иллюзию нелинейного рассказа, геймплейно представляя собой при этом полную линейность. История скачет во времени, забегая вперед и возвращаясь к прошлому, но постепенно складывается в довольно логичную картину. Алан — сам сценарист своего кошмара.

Вообще, проще будет сказать, что у сюжета не два и даже не три дна. Отсюда же вытекает мощнейший стимул к перепрохождению — ключевые по смысловому значению страницы романа можно отыскать только на «кошмарной» сложности, обшаривая с фонарем лесопилки, старые угольные шахты и прочие окрестности злополучного городка. Технически лучший фонарик в индустрии аккуратно выхватывает мягкими тенями детали окружения, игра света завораживает и довершает погружение в процесс, подобно хорошей книге.

Темноты в Alan Wake, к слову, нет — в избитом для игропрома «детском» значении. Лучше всего для определения ее места в контексте игры подходит аналогия с пограничным состояния сна и яви у человека: тьма прозрачная и тяжелая, сквозь верхушки елей проглядывает холодная луна, вокруг — белесый туман и острое подсознательное ощущение того, что сейчас непременно что-то случится.

Awake
Авторская затравка Remedy оказалась настолько сильна, что ее хватило на парочку анонсированных DLC, служащий приквелом к Alan Wake мини-сериал Bright Falls, лидирующие позиции в британских чартах продаж и массовое негодование интернетов, призывающих объяснить им, наконец, что же все- таки произошло и к чему был звучащий перед титрами женский голос со знакомой (в известном смысле) фразой: «Алан, проснись...»

Радости:
Безупречное повествование
Кинговская сюжетная стилистика
Сильный саундтрек
Лучший фонарик в играх

Гадости:
Однообразные бои

Оценка: 9.0

Вывод:

Лучший игровой психологический триллер современности и еще один весомый повод для приобретения Xbox 360.

Антон Шидловский

шутер Обзор №126 Alan Wake

Комментарии

Tesla - Mar 19th, 2012 - 09:37 am

Игра очень понравилась. Затягивает буквально с первых минут, благодаря атмосферности происходящего и увлекательности  сюжета. Причем PC версия портирована добротно, никаких проблем в процессе игры не возникало.

Яндекс.Метрика