Warhammer — история жанра

Posted by Anuriel on октября 30, 2000 - 00:00

Приветствую всех прибывших на поля сражений! Wargames - это судьба. Это - целая Вселенная. В нашей стране быть варгеймером - это трагедия. Игр не выпускают, журналов нет, достать зарубежные боксы очень тяжело. Нас, варгеймеров, мало, но мы в тельняшках, латах, камзолах, мундирах (нужное подчеркнуть). И мы должны помогать друг другу.

Только об одном из множества известных мне wargames я могу сказать - Вселенная... Вселенная Боевого Молота. Собственно Вселенных как минимум две: Warhammer Fantasy Battle и Warhammer 40 000. Действие первой настольной игры разворачивается в средневековом фэнтэзийном мире, отдаленно похожем на Средиземье Толкиена и Forgotten Realms. Бэкграунд второй я могу попытаться приблизительно охарактеризовать как смесь Cyberpunk и Ravenloft (но очень приблизительно!). Мир Warhammer настолько продуман и разнообразен, оригинален в дизайне, что всякий, хоть раз увидевший раскрашенную миниатюру Citadel Miniatures, фирменный бокс или игравший хотя бы в компьютерную версию (Shadow of Hornet Rat, Dark Omen, Chaos Gate, Rites of War, Final Liberation), уже не забудет этот мир никогда и будет стараться вернуться туда снова и снова.

Warhammer

К сожалению, в Россию Warhammer пришел с опозданием лет на двадцать. Сейчас, когда отмечается 25-летие фирмы, придумавшей этот фантастический мир, и 2 октября 2000 года увидела свет шестая редакция правил Warhammer, имеет смысл оглянуться назад, в историю.

Все началось, естественно, в Англии, задолго до того, как появился "Властелин Колец". В 1912 году известный английский писатель Герберт Уэллс (который собрал крупнейшую коллекцию оловянных солдатиков в Европе) выпустил две книги, целиком посвященные правилам для игры в солдатики. Это были книги: "Маленькие войны" (Little Wars) и "Войны на полу" (Floor Wars) - и все современные wargames в той или иной степени используют правила, разработанные Г. Уэллсом (Warhammer, естественно, входит в число этих wargames).

Бум солдатиков и настольных миниатюр начался после Второй мировой войны - в конце 50-х годов. На конец 60-х приходится пик первой волны увлечения (и пластмассовые миниатюры английской фирмы Airfix только способствовали распространению нового популярного хобби, которое получает официальное название "военно-историческая миниатюра"). Появляются клубы, Военно-Исторические Общества - и все это совпадает с другой волной - Старый и Новый Свет покоряются "Властелину Колец". Среди потока танков и самолетов появляются фигурки орков и рыцарей. В результате, в конце 70-х Advanced Dungeons @ Dragons становятся эталоном (вспомните, что ее прототипом была игра Chainmail - типичный фэнтэзи-wargame, в котором игрок брал на себя управление тактическим взводом), и любая мало-мальски приличная компания по производству игрушек выпускает гоблинов и драконов.

В начале 80-х Citadel Miniatures была небольшой английской фирмой, выпускавшей исторические миниатюры из металла, а заодно и настольные игры - Runequest (по АДД) и Spacefarers (sci-fi). Фирма была маленькой, располагалась в Ньюарке (Ноттингемпшир), и неудивительно, что в год нефтяного кризиса (1979 г.) она прогорела и была куплена молодой лондонской конторой Games Workshop. И через два года мир увидел первую версию Warhammer. Занавес.

Games Workshop - это изначально три человека: Rick Priestley, Bryan Ansell, Richard Halliwell. Мир Warhammer придумал и долгие годы разрабатывал Рик Пристли, теперь этим занимается целая команда дизайнеров и писателей, еще одна команда - скульпторы и формовщики плюс типография - занимается воплощением в жизнь и тиражированием их коллективного бреда, который лично я считаю превосходным (смотрите: орки в космосе, одичавшие эльфы, Рогатые крысы, биологические танки - это все Warhammer). Каждый месяц выходит журнал White Dwarf, посвященный этому великолепному безобразию, где публикуются советы по раскраске новых фигурок, их конверсиям, ибо Warhammer - это не только целый мир, настольный wargame, но и в первую очередь - солдатики (точнее, миниатюры).

Warhammer

ЦЕРЕМОНИИ ВОЙНЫ
"Вороны никогда не будут голодными, потому что после каждой битвы мы оставляем на поле боя трупы, а воюем мы ВСЕГДА!"
Morgan Bernhardt, командир Grudgebrigers,
Гроза Скавенов и Истребитель Орков,
Друг Гномов и Эльфов.

Механика боя в Warhammer проста - выжимка из 288 страничного мануала правил занимает страницу - ровно столько нужно знать для проведения боя (плюс характеристики бойцов и отрядов - содержатся в Книгах Армий). Перед тем, как изложить краткое описание боя, отмечу одну важную особенность: в отличие от исторических wargames, где численный и качественный состав армий раз и навсегда определен и ход сражения является лишь вариацией на тему (правда, требуются недюжинные знания в военной истории, чтобы понять эти нюансы боя), в мире Warhammer игроку предоставляется полная свобода - это самое красивое негласное правило Вселенной Warhammer: прошлое, по большому счету, известно; настоящее - расклад сил и общая канва событий - тоже, в принципе, определено; но вот будущее... его никто не знает (кто победит?) - и получается, что игроки сами, своими победами и поражениями творят историю.

Главное в Warhammer - сражение, процесс боя. Собственно, для игры требуется немногое - базовый набор (в него входят правила), армия для каждого игрока и некоторый запас времени. Перед боем обычно выбирается цель сражения или кампании и определяется общий лимит очков армии. Армия обычно состоит из Генерала, нескольких отрядов (regiments), боевых машин, героев, которые могут командовать отрядами, а могут быть сами по себе, монстров, союзников и колдуна (или псионика - если это Warhammer40k) - как же без магии?

Warhammer

Всего в мире Warhammer Fantasy двенадцать армий - одинадцать рас - Высшие Эльфы (High Elves), Лесные Эльфы, Темные Эльфы, Хаос (демоны и мутанты), Орки и гоблины, Гномы, люди представлены Империей и Бретонией, некроманты и вампиры - Undead Army, есть еще гигантские крысы - Скавены и гигантские Ящерицы, плюс наемники (Dogs of War), которые сами по себе (обещают, что в шестой редакции их не будет - очень жаль:((, зато официально появятся Гномы Хаоса). Каждую армию характеризует свой стильный дизайн, свои неповторимые бойцы и своя тактика. Вторая особенность Warhammer - у всех отрядов, героев, артефактов есть определенные характеристики (скорость передвижения, мастерство, сила, число атак за раунд) и цена (своеобразный численный эквивалент "крутости"). Обычно, армии формируются на 1000, 2000, 3000 очков. Чем круче боец, тем дороже он стоит, например, Генерал, увешанный магическими шмотками, верхом на драконе, может в одиночку разогнать вражескую армию, но он и стоит, как вся эта армия! Так что армии условно равны, а из кого они будут формироваться - из орд рекрутов или десятка-другого профессионалов - дело вкуса... или тактики.

Третий приятный отличительный момент Warhammer - здравый смысл и учет психологии. Например, ночные гоблины - маленькие, злые и слабые - всегда атакуют ордами (GobMob) по 20-40 гоблинов в отряде. Фигурка гоблина оценивается в 2,5 очка (со щитом, в броне - дороже), вот и подсчитайте сами, сколько вы наберете гоблинов на 1000 очков! Но даже в таком количестве они не смогут причинить серьезного вреда дракону, а если на поле боя покажется эльфийский рейнджер - ВСЯ армия гоблинов обратится в бегство - гоблины УЖАСНО боятся эльфов! Наоборот, вековая расовая ненависть заставит отряд орков и отряд гномов сражаться НА СМЕРТЬ, до последнего бойца с той и другой стороны.

Warhammer

Еще одно отличие от традиционных wargames - для сражения в Warhammer не требуется специальной карты - достаточно стола или пола. Передвижение и стрельба осуществляются при помощи специальных линеек. Они входят в базовый набор, можно использовать и обычные. Приветствуется всяческий рельеф, в идеале изготавливается стол-макет местности, холмы, овраги, реки, мельница, развалины, деревня, крепость...

Можно использовать пенопласт, бумагу - на худой конец стопка книг сгодится вместо пенопластовых холмов. Мы люди не избалованные - это "у них" там, в каждом клубе или фирменном магазине Warhammer стоят такие столы-макеты. А у нас пока строения обозначаются коробками из-под обуви(!) и клочками бумаги (с надписями: "Ферма", "Собор". Вообще, когда-то в продаже были ГДР-овские наборы с домиками. Это то, что надо!)

Играют обычно два человека (хотя могут и два на одного, и двое на двое). Чисто теоретически число игроков никак не лимитируется. И вы можете выделить каждому своему другу в командование по отряду - пусть кидают дайсы за своих орлов сами. А вы возьмете на себя общее стратегическое руководство. Но это чревато тем, что вы можете рассориться с любимым другом из-за того, что он лихой лобовой атакой угробит ваш любимый отряд бретонских рыцарей - так что лучше нести бремя ответственности за ордер баталии самому. Вот число зрителей обычно большое - "каждый мнит себя стратегом, видя бой со стороны" - и, в отличие, скажем, от MagicTheGathering, Warhammer "со стороны" - настоящее праздничное шоу, красочное и невероятно наглядное.

Выбираете, за кого воюете, и договариваетесь, какая будет армия (1000, 2000, 3000 очков, можно и 500, и 200) - а это напрямую зависит от вашего свободного времени, Warhammer - игра неторопливая, дайсы кидаются за каждого бойца в отряде, и сражение 1000 пойнтовых армий займет у вас 3-4 часа (4-6 ходов), битва 2000 пойнтовых растянется на полдня, а 3000 отнимут у вас все выходные. В принципе, можно выбрать 5000 как верхний предел - я читал про битвы таких гигантов, но это займет не меньше недели (200-250 фигурок в армии!). Да и где вы их разместите - на кухне?).

Армии расставляются на поле - и поехали!

Warhammer

В БОЙ!
"Я видел их лица. Я видел лица своих давно умерших братьев. Я видел муку в глазах тех, чьи тела не нашли должного погребения. И теперь я знаю, в какой ад попадают космические десантники. И я рад этому. Ибо теперь я знаю, что даже тьма моего посмертия будет служить делу Императора".
Лемантерес, Высший капеллан Кровавых Ангелов.

Warhammer - типичный пошаговый wargame, каждый шаг разбит на фазы: движение, стрельба, ближний бой, применение магии и т.д. Чтобы не слишком утомлять вас стрельбой, возьмем в качестве примера столкновение двух отрядов - 5 имперских рыцарей Ордена Пантер догоняют отряд из 12 орков (Orc Boys). Рыцари перемещаются на 8 дюймов - и соприкасаются подставками (все подставки в Warhammer строго отмеряны, и в среднем на одного конника приходятся по 2 пехотинца) - значит, начался ближний бой. Орки, атакованные во фланг колонны, проходят тест на стойкость и страх.

Если отряд несет большие потери, а также атакован количественно и качественно превосходящим противником, монстром или заклинаниями, внушающими страх, то он может быть сломлен в бою и ввергнут в беспорядочное бегство. Чем круче враги, тем больше страха они внушают. И чем смелее и опытнее ваш отряд, тем меньше шанс, что ваши орлы драпанут. Орки успешно прошли испытание, рыцари атакуют (в ближнем бою участвует только первая шеренга, убитые замещаются из последующих). За каждого рыцаря бросаются 2d6 - если он выкинул число, большее или равное 4 (в данном случае 4; у рекрутов шанс попасть составляет 30-50%, увеличивается с опытом), то он успешно прошел тест на мастерство (аналог ТНАСО). Если удар попал - следует тест на силу/выносливость.

Warhammer

Если удар недостаточно силен, он не сможет ранить. Сила стандартного пехотинца равна 3. Копье дает бонус владельцу +2. Далее следует тест на рейтинг брони - может быть, она спасла орка?

Итог: если удар успешно прошел все три теста (боевое мастерство, сила/выносливость, рейтинг брони), то ранение считается нанесенным. Стандартный человек/орк имеет в игре один хит - следовательно, любое ранение смертельно для него. Элитные части, колдуны, генералы, монстры и герои могут иметь больше одного хита (у речного тролля, например, 3 хита).

Количество атак за раунд боя. У большинства солдат - одна атака за раунд, элитные подразделения, колдуны, генералы, герои и монстры имеют 2-3 атаки за раунд. (Вампир атакует 3 раза подряд). Из книги Империи узнаем, что рыцари Ордена Пантеры атакуют 2 раза подряд (элита). Итог: 7 орков погибли, так и не успев нанести ответный удар. Рыцари имеют дополнительный бонус брони +1 как конные подразделения. Итог хода: 7:0 в пользу имперцев. Орки проходят тест на стойкость и страх (отрицательный модификатор - разница между числом убитых в обоих отрядах, в данном случае 7).

Тест провален, орки сломлены и бегут. Если отряд сломлен, но не понес критических потерь и ему удалось убежать от врага, то на следующем ходу (после проверки расстояния до ближайшего врага и теста) он может вернуться в строй. В нашем случае орки не успели убежать и были затоптаны имперской кавалерией. Game over!

Warhammer

Стартовый набор для игры в Warhammer стоит 90 долларов. В него входит все необходимое: две маленькие армии (солдатики из пластика), книга правил (288 стр.), две книги Армий (118 стр.), входящих в набор, линейки и комплект дайсов - в Warhammer используются только D6, но в больших количествах.

Отдельные наборы по конкретным отрядам содержат 5-10 миниатюр (пластик, металл) и стоят порядка 20 долларов. Но самые главные наборы - блистер-паки (аналог бустеров в МТГ) - продаются в открытой упаковке, чтобы было видно, что покупаешь (а не кот в мешке, как в МТГ!). Как правило, это авторские работы из белого метелла и стоят, в зависимости от содержимого, от 7 до 50 долларов (но Император Карл-Франц верхом на Зверюге или Лорд Хаоса на двухголовом драконе в тяжелой броне оправдывают свои 50 баксов!). Некоторые работы игрушечных дел мастеров (ранних первых выпусков) сейчас уже считаются антиквариатом и стоят 200-250 долларов. Самое приятное в этой возне - раскраска миниатюр. Каждое подразделение, каждый чаптер космодесантников имеют свои цвета, из блистер-паков собираются свои варианты миниатюр (меняем оружие, руки, ноги), можно просто делать диорамки: "Штурм орками единственной на всю округу Ванберга мельницы с последующим уничтожением оной", "Высадка космодесанта чаптера Ультрамар на заброшенном корабле Хаоса" и ставить их на полочку, на зависть гостям и знакомым.

Еще одна хорошая новость заключается в том, что если нет "родных" фигурок, их можно заменить в наших полевых условиях на любые подходящие фишки, листки бумаги (карты отрядов - как карты персов в АДД - и зачеркивать не хиты, а убитых в отряде). Можно придумать и лучше - купить "Крестоносцев" (М 1:72, набор фабрики "Звезда"), раскрасить их под имперцев и бретонцев - и тоже... играть в Warhammer.

МИР WARHAMMER FANTASY
Иногда я слышу обвинения в адрес Warhammer: мол, и Толкиена приплели и испоганили, и игрушечное это все, да и "настоящие" wargamers любят обозвать Warhammer "попсой" (хотя, как вы сами уже убедились, механика боя проста, но продумана - что и отличает элитные wargames от гор несусветных нагромождений некоторых современных "правильных" wargames).

Поговорим напоследок о самом главном - об игровом мире (для краткости возьмем пока только фэнтези). В принципе, игра держится на хорошо продуманном, сбалансированном мире, "бэкграунде", и зачастую то, ЧТО на этом заднике происходит, важнее даже нашей собственной миссии. (В обоих мирах игрок берет на себя роль Лорда-Коммандера, которому противостоит такой же Лорд, но с противоположной стороны). Расы в фэнтези-мире условно разбиты на две группы: "хорошие" и "плохие" (причем, "хорошие" могут бить "хороших", а "плохие" - "плохих" - полная свобода творчества!). У каждой армии свое лицо, свой индивидуальный, неповторимый дизайн, свои уникальные отряды со спецспособностями и артефактами - и на тактику найдется контртактика - бретонские рыцари презирают боевые машины, предпочитая таранный удар конными клиньями, а имперцы могут выставить на поле боя многоствольные орудия отлитые в славном городе Нульне - и снести врага огнем на предельной дистанции, Вампирский Лорд телепортируется в тыл при помощи Крыльев Ночи и единственным заклинанием уничтожает и пушку, и артиллеристов, а эльфийские лучники навскидку, по звуку истыкают колдуна стрелами...

Warhammer

Мир, в котором происходит тотальная война, на редкость органичен и похож на наш (14-15 века). Вкратце, история такова: давным-давно на планету прибыла научно-разведывательная экспедиция слаанов - разумных земноводных, которые путешествовали в космосе, используя параллельное подпространство Хаоса - warp, в поисках подходящей планеты для колонизации.

Слааны начали свои эксперименты, один из которых заключался в выведении разумной расы - так появились Перворожденные - Эльфы, которые тут же стали быстро перенимать технологию и магию (Варп - пространство магии и демонов, совсем как Планы) своих создателей. И тут случилась колоссальная катастрофа: взрыв и выброс варпа на поверхность планеты. При соприкосновении с ним все живое или моментально гибло, или мутировало. Так появились Дети Хаоса, драконы, орки - и на всех них лежала печать жажды разрушения.

Слааны пытались исправить положение, но тщетно: мутации продолжались, и Боги Хаоса и их демоны ступили на землю планеты. Слааны потерпели поражение, а их одичалые далекие потомки превратились в Ящериц и укрылись в дебрях джунглей (ацтеки). Эльфы вынуждены были уйти на остров-материк Ультуан (Атлантида), часть их осталась жить в лесах Старого Света (Лоренские лесные эльфы). На Ультуане начался раскол - и часть эльфов (Темные эльфы), поклявшись отомстить, ушла в Наггарот (Северная Америка). Оставшиеся в Ультуане эльфы заперлись в кольце гор и объявили себя Высшими Эльфами (в пику одичавшим лоренским и озверевшим наггаротским).

Мутации продолжались. Эльфам (лесным и высшим) удалось остановить армии Хаоса и осадить их в Северном Полярном Круге, но тут с гор выползли Гномы и Скавены, с севера, от страшных хаоситов и их демонов, на юг убежали орды орков и гоблинов, и все они сцепились в кровавом клубке войны за Старый мир. И под завязку драмы вдруг появились люди, захватили у всех почти все земли, загнали гномов обратно в горы, а лесных эльфов - в свой Лорен (высших эльфов гномы выставили на Ультуан еще раньше).

Warhammer

Люди создали свои империи - Бретонию (Англия+Франция) на западе, Кислев (Россия) - на севере, Тилея (Италия) - на юго-западе, Арабия - на юге и Империя (Германия) - в центре Старого мира. Проклятие варпа, дающее эльфам, людям и гномам магию, продолжало действовать - в песках Арабии некий человек-некромант открыл секрет жизни после смерти - и страшные армии Живых Мертвецов хлынули на просторы Империи - и только бого-человек Сигмар смог остановить Короля Ужаса и его армии...

ВМЕСТО ЭПИЛОГА
Как вы понимаете, обо всем в одной короткой статье не расскажешь, за бортом остались и другие шедевры Games Workshop: Space Hulk, Warhammer Fantasy Roleplaying Game, Warhammer Epic 40000, Gorkamorka, Necromunda, Mordheim... Считайте это началом и ждите продолжения - Армии Warhammer 40 000 ждут нас...

Chaos Lord

Ретроспектива № 10 Warhammer
Яндекс.Метрика