Виртуальные гадости, или Играм все возрасты покорны | VRgames - Компьютерные игры, кино, комиксы

Виртуальные гадости, или Играм все возрасты покорны

on июня 30, 2009 - 00:00

«But if you don’t like blood
You better close the door»
Motorhead, «Life’s a bitch»

Виртуальные гадости, или Играм все возрасты покорныПродолжаем тяжелую поступь независимого мнения по избитым темам. В этот раз мы обсудим все то, из-за чего американские сенаторы сходят с ума, а в Австралии запрещают распространение игр. Все то, из-за чего родители своих чад рвут оставшиеся волосы на голове, а разработчики вынуждены считаться с возрастными рейтингами. Все то, из чего, черт возьми, состоит наша жизнь.

Гоша Берлинский: Начнем, пожалуй, с фактов. Возьмем относительно старую, но любопытную штуку — известную GTA4. С подачи одного австралийского совета, определяющего рейтинги для игр в понятно какой стране, сценарий для нее некогда был серьезно переработан. А первое дополнение оказалось настолько... мягким, что упомянутая комиссия даже не пикнула.

Любой разработчик заинтересован в прибыли. А хорошие продажи игр в наше демократическое время зависят не только от раскрутки и качества того или иного продукта, но и от его возрастного рейтинга, т.к. последний тоже в значительной степени определяет, сколько народа сможет купить данную игру. Даже будь разработчик настроен сделать жесткое и кровавое развлечение, он постарается влезть в рейтинг «Mature», что позволит продавать игру лицам от 17 лет, а также продавать лицам помладше, но, скажем так, через родителей. Потому что уже из названия более серьезного рейтинга — «Adults Only 18+» — понятно, что подросткам в такое «щасце» поиграть не светит.

При этом — как любое возрастное ограничение — оное определяется коллективным голосованием определенной кучки людей, комиссиями, советами и прочими. Шкала, норма, называйте, как хотите, те пункты, по которым оцениваются игры — они не так точны, полностью субъективны и, в конце концов, упираются в личные мировоззрения тех людей, которые этим полезным (?) для общества делом занимаются. Под «полезным делом» подразумевается политкорректное промывание... простите, ограничение мозгов... простите, ограничение для мозгов подрастающих поколений, дабы не развращать их и не разрушать их психику.

По-моему, в этом кроется некий социальный маразм. Цензура в обществе не нужна: она лишь превращает это общество в толпу жирных наивных дурачков, заблуждающихся, неподготовленных к жизни.

Diamond: Начну, пожалуй, с конца. Конца твоего резкого посыла против цензуры и прочего. Такое ощущение, будто ты накидал на свою половину качелей дюжину мешков с песком и сидишь, довольный результатом. Но не все же так просто. Я могу избрать ту же самую стратегию и заявить, что если от цензуры в обществе избавиться, то мы взрастим поколение параноиков и безумных психов, боящихся каждого шороха. Зато реалистов. Целью цензуры (как пример — в играх) является отнюдь не замылить нам обзор, а оградить от жестокости окружающего мира неокрепшие детские умы. Звучит очень по-стариковски, но от этого слова не становятся менее верными. Простите, когда 12-летний ребенок развлекается тем, что в той же GTA4 лихо давит прохожих под аккомпанемент предсмертных визгов и в декорациях безвольных трупов, то за его будущее становится страшно. Одно дело — взрослое мировоззрение, когда с годами ты понимаешь, насколько игра не соответствует реальности. Совсем другое — детский ум, который не может увидеть четкой границы между тем, что можно, а что — категорически ай-ай-ай. А потом, глядишь, ребятенок во дворе уже воплощает заветы агента 47 и душит скакалкой своего соседа... Казалось бы, и поржать после таких слов не грех, но в то же время знобит. Ведь шанс-то на такую картину немаленький. Пусть и не придушит никого ребенок, но покалечить вполне может.

Опять же, снова возьмем упомянутого лысого киллера. Ребенок не в состоянии рассмотреть неповторимый стиль игры про Хитмана, харизму персонажа, гнетущую атмосферу пыльной и кровавой работенки. Не в силах разобраться в душевных терзаниях Альтер эго. Для дитяти все это скрыто за занавесом жестокости и вседозволенности.

Хотя это касается лишь детей. Подростки (от 16), хоть и более впечатлительные, но уже способные хотя бы изредка адекватно мыслить, расстреливать своих друзей не пойдут. А если и пойдут, то тут уже не игры тому причина, а психические расстройства. Как врожденные, так и приобретенные. Скажем, от чрезмерной «заботы» родителей. А детей ограждать от игровой жестокости попросту необходимо. Почему — абзацем выше.

Гоша Берлинский: Во-первых, реалисты не могут быть параноиками и безумными психами. Жаль, формат рубрики и газеты плюс главвред не позволят побольше подискутировать на эту тему.

Второе. Ограждение детей от жестокости — это понятное дело. Правильное. Но, простите, если ребенок целыми днями проводит время за Manhunt или GTA, а затем у него проблемы в школе, при чем здесь разработчики? При чем здесь цензура? Виноваты родители, купившие ребенку игру со «взрослым» рейтингом (нашей страны не касается: у нас кто что хочет, тот то и покупает), позволяющие играть в подобные вещи на досуге (а вот это уже и нас касается). Виновата среда общения этого ребенка, атмосфера в семье и прочая бытовуха. Что еще любопытно: не дают же родители восьмилетним чадам эротические квесты? Но разрешают увлекаться играми, полными насилия. Следовательно, «разруха — она в головах».

Ничего нормального в двадцатичасовых гейм-марафонах нет, и винить в том, что пацан засиживается за компьютером до полной аннигиляции мозга, можно кого угодно, но не авторов игры. Если этот пацан получает восторг от особо извращенного прохождения Postal… Ну, нельзя же говорить, что все подростки будут так реагировать.

Я не за то, чтобы детям и подросткам родители и продавцы покупали / продавали «игры со сценами сексуального и откровенного насильственного характера». Эти дети и подростки все равно ведь украдкой посмотрят и поиграют. Я за то, чтобы цензура была в головах, а не вокруг и во всем. В игре со «взрослым» рейтингом чаще всего запрещаются даже целомудренные сцены секса. Что, взрослым игрокам нельзя видеть женскую грудь? Что, взрослые игроки не занимаются сексом? Или еще случай: в играх со «взрослым» рейтингом запрещается убивать детей. Что, взрослым игрокам это сломает психику? Они возьмут оружие и пойдут в школу стрелять? Дети — люди, а не цветы. Порой не менее жестокие, чем взрослые, к слову. Что за удивительное извращение: давать расчленять мужчин и женщин, но при этом быть политкорректными по отношению к цвету кожи, политкорректными по отношению к убийствам детей, политкорректными к проституткам…

Diamond: А тут уже гордо встает проблема менталитета. Ведь на Западе возрастные рейтинги играют роль достаточно удобного регулятора, которому можно доверять и которому, в принципе, доверяют родители, продавцы и проч. Там не увидишь картины, когда довольные детки убегают из магазина с охапкой «Mature»-игр.

И уж если у нас, как ты выразился, разруха в головах, то избавляться от рейтинговой системы было бы верхом неразумности. Если сейчас творят что хотят, то что нас ждет в случае отказа от цензуры?

Со «взрослым» рейтингом ты как-то излишне разогнался и виляешь на поворотах. Целомудренные сцены как раз присутствуют. Или же лучше их назвать сценами с намеком на секс. Откровенная же порнуха находится под запретом везде. И, честно говоря, игры от ее отсутствия не только ничего не теряют, но и не становятся бессмысленной похабщиной.

И хотя ты пытаешься все-таки отыскать лицемерие в системе рейтингов, любой ее «промах» легко поддается объяснению. Нельзя убивать детей? А ну-ка вспомним, что я писал раньше про детскую впечатлительность, и помножим это на возможность виртуального убийства ровесников. А ну как чадо дорвется до «взрослой» игры и превратит в безжизненный фарш компьютерных болванов, так похожих внешне на его друзей? Так что данное допущение есть не что иное как защита от дурака. Дурака-родителя, который невзначай оставит игру включенной и отправится разговаривать по телефону. А детки тут как тут.

Гоша Берлинский: Мне кажется, дискуссия слегка заходит в тупик.

То, что какие-то безмозглые товарищи устраивают стрельбу в учебных учреждениях, еще не означает, что это влияние игр. Точка. Давно, кстати, поставленная. В шутеры играют миллионы, а стреляет почему-то парочка человек. И большинство случаев — они в США, где любой добропорядочный американец держит в доме ружье. Так что проблемы, повторяюсь, в другом — в мозгах общества и/или отдельного индивидуума, но родительские комитеты, политики и прочие сваливают это на интерактивные развлечения. Это все понятно, избито, многими до нас оговорено.

Постараюсь зайти с другой стороны. Игры можно поделить на аудитории — дошкольники, подростки, студенты, люди постарше, старички и т.д. Игры можно поделить на возрастные рейтинги, где тоже вроде дошкольники, подростки и т.д. Может показаться, что это одно и то же, но на самом деле это не так. И даже не потому, что понятие «аудитория» более широкое.

Просто определенная «забота» не только о «цветах жизни», но и о, хм, моральном состоянии остальных, скажем так, мешает. Детям — детское, подросткам — подростковое, взрослым — взрослое. Взрослое детям не давать, а подростки, если хотят, пущай берут, т.к. определенным уровнем самосознания обладают, а хуже от этого не станет. Нынешние подростки — те еще. Влияние игр на формирование их личности серьезно надуманно, т.к. формируется она в большей степени все же под воздействием других жизненных факторов, а чтобы именно стрельба мышкой или джойстиком повлияла на тринадцатилетнего пацана, это, простите, психика должна быть уже крайне нестабильной.

Благие намерения или не благие — но. С изначально жестокими играми, в которых брутальность заложена в самой концепции, порой творится сущий абсурд, не столько охраняющий от аморальности, сколько выставляющий на посмешище само общество. О том, что это отрицательно сказывается на самом качестве «взрослых» продуктов, думаю, и так понятно. Кровь? Убрать! Или смягчить до красной кляксы. Дети? Убрать! Слово fuck? Не больше трех раз! В сценарии слишком много смертей и жестоких сцен? Переписать! И прочее, прочее. Речь, между прочим, до сих пор об играх рейтинга «Mature», причем всем хорошо известных.

А раз система плохо работает и никто не собирается ее пересматривать, то, возможно, ее следует вовсе упразднить? В конечном счете, раскрашивая в наивные цвета виртуальные миры, мы не убежим от повседневной жестокости мира реального, где кровь, обнаженка и маты настолько обыденны, что про развратность некоторые начинают вопить, заметив их по ту сторону экрана.

Diamond: Вспоминается Serious Sam, где кровь можно было заменить россыпью разномастных цветков... Между прочим, в общий юмористический стиль игры отлично вписывалось.

Это я к чему. На миг отойдем от осточертевшей темы цензуры и попробуем разобраться с вопросом — а чего, собственно, мы ждем от игр? Крови, обнаженки и мата? Если бы все упиралось только в эти три составляющие, то мир бы не узрел огромного количества настоящих шедевров, где нет ничего, кроме чувства стиля и умения так незаметно все перевернуть с ног на голову, что начинаешь скорее весь окружающий мир обвинять в неправильности... Примеров — уйма, и каждый сумеет назвать достаточно ценных игр. Ну а там, где кровь, обнаженка и мат просто необходимы для поддержания того же стиля, они есть. И, честно говоря, такие проекты даже не получают рейтинг «Adults Only». Как вариант — Kane & Lynch: Dead Men. Атмосферная криминальная драма, где и «fuck» слышишь чуть ли не чаще, чем в фильмах Тарантино, и насилие является частым гостем, но проект не переходит ту грань, которая аккуратно отделяет безвкусицу от эталона. А богатый на обнаженку «Тургор» даже не содержит на коробочке никаких предупреждений об этой самой обнаженке. Искусство, понимаешь.

Виртуальные гадости, или Играм все возрасты покорныТе же проекты, которые упрямо лезут под пресс рейтинговой системы, в некотором роде заслужили пережитые ими доработки и изменения. И пусть Rockstar с гордым видом заявляет, что делает игры про настоящую жизнь, студия не интересуется, нужна ли нам эта самая жизнь по ту сторону экрана со всеми из ее «реальности» вытекающими. И пусть ты, Гоша, обвиняешь цензоров в попытках трусливого побега от окружающей нас жестокости и разврата, ты забываешь, что порой на все это ой как хочется закрыть глаза. Зачем в игре эротика и порно, если и без них настоящую любовь можно показать более чем реально? На кой, простите, извращенная расчлененка и садизм, если можно вписаться в рамки строго необходимого в конкретный момент насилия? И ничего утеряно не будет. И рейтинги будут помягче. И, в конце концов, разруха в головах сумеет смениться благоразумием. Только не стоит избирательно пенять на головы тех, кто рисует эмблемки рейтингов. Сами разработчики должны понять, что делать красивые игры нужно именно красиво, а не методом «тяп-ляп» с цистернами крови. Ведь, если пообещать в новой части Need for Speed обнаженных гонщиц, отбоя от подростков не будет, а игра как была ширпотребом, так им и останется. И рейтинг, кстати, заслуженный получит. На надгробную плиту.

Аналитика №114
Яндекс.Метрика