В шоке от счастья

Posted by Anuriel on февраля 17, 2017 - 13:08

"Ничто так не способствует созданию будущего, как смелые мечты. Сегодня утопия, завтра — плоть и кровь."

Виктор Гюго

Все свое существование человек ищет безупречную модель мира, идеальное общество и вселенскую справедливость – утопию. Получается, надо отметить, не совсем то, чего все ждут, но энтузиазм не угасает. Порой приводя к нежелательным последствиям: вместо равенства прав и мнений – тотальная слежка и цензура, а личность приносится в жертву системе. Так появляется антиутопия. Весьма популярный жанр, подаривший нам знаменитые Deus Ex, Half-Life, System Shock, BioShock, Dishonored. И это только самые-самые, а сколько еще отличных или даже просто хороших проектов!

System Shock и We Happy Few И пока Кен Левин прячется в тени (и, надеемся, трудится над новым шедевром), а Уоррен Спектор, засучив рукава, готовит к выпуску System Shock 3, нам остается смиренно ждать и перепроходить/перечитывать классику. Однако! Год грядущий одарит нас как минимум двумя прекрасными антиутопиями: System Shock Remastered и We Happy Few. Одна – это настоящая легенда ПК-гейминга. Другая – идейная наследница BioShock и Dishonored.

System Shock

По праву считается одним из лучших представителей жанра. В ближайшем будущем планируется выпуск полноценного переиздания, а третья номерная часть уже маячит на горизонте. Несмотря на почтенный возраст (на минуточку, игре пошел третий десяток), сюжетные хитросплетения актуальны и по сей день.

Оригинальная System Shock вышла в далеком 1994 году и была шутером с элементами ролевой игры да в антураже научной фантастики – заведомо успешная концепция. Ее события происходят на борту космической станции в киберпанковской вселенной 2072 года. Главным героем стал безымянный хакер. Он остался единственным выжившим: остальной персонал стал жертвой мутации, был уничтожен или превращен в киборгов. Каждый новый враг (робот, андроид, мутант) требовал индивидуального подхода к своему убиению. Арсенал был соответствующим: транквилизаторы идеальны против живых организмов, а разрывные снаряды – против охранных роботов. Игрок бродил по космическому судну под управлением всеобъемлющего искусственного интеллекта (SHODAN), а одной из главных особенностей была возможность действовать как в реальном мире, так и в виртуальном пространстве.

System Shock и We Happy Few Тема вышедшего из-под контроля ИИ стара, как флоппи-диск, но SHODAN – ее олицетворение. В видеоиграх это первый персонаж подобного рода. Наиболее удачно повторила подобный образ GLaDOS из Portal.

Несмотря на не очень высокие продажи, System Shock неоднократно включали в списки лучших игр всех времен. Переоценить влияние System Shock невозможно. Известна фраза Патрика Реддинга, сценариста Far Cry 2: «Факт, что так много особенностей System Shock практически стали нормой в современных научно-фантастических шутерах, доказывает влияние одной этой игры». Разработчик Deus Ex Уоррен Спектор говорил, что «хочет строить игры на основе, заложенной ребятами из Looking Glass в таких играх как System Shock». Наконец, автор сиквела System Shock 2 Кен Левин заметил: «Душа System Shock в том, что геймплей держится на игроке: душевность в позволении игроку управлять игрой вместо дизайнера».

Новая версия культовой System Shock собрала необходимые $900 тыс. за 18 дней до окончания Kickstarter-кампании. На день сегодняшний главная запись гласит: «Successfully raised $1,350,700 with 21,625 backers».

System Shock и We Happy Few «Однажды мы начали обсуждать идею создания ремейка. Мы сделали простой прототип, чтобы понять, получится ли передать визуальный облик и настроение оригинала. Результатом остались довольны», – говорят разработчики. Также они поставили ряд задач: уже достигнув $1,1 млн., игра выйдет в версиях для macOS и Linux с поддержкой Razer Chroma. $1,2 млн. позволили оформить перевод на французский, итальянский, немецкий и испанский. Оставшиеся цели:

  • $1,4 млн. добавили бы в игру торговые автоматы, систему создания и улучшения оружия, дополнительные мини-игры и головоломки, а также более детальную ролевую систему навыков (жаль, что остановились в шаге от столь аппетитного бонуса).
  • $1,5 млн. привнесли бы оркестровый саундтрек, чтобы подчеркнуть «ужасающую атмосферу “Цитадели”».
  • $1,7 млн. – дополнительный сценарий и анимации смерти героя.
  • $1,9 млн. – ремиксы композиций из оригинала достанутся бесплатно всем, кто пожертвовал $30 или больше.

«Когда мы только запустили кампанию на Kickstarter, мы задумывались о PS4, но тогда еще не успели обсудить все с Sony... Спустя несколько недель и огромное количество отправленных писем мы официально подтверждаем PS4-версию System Shock Remake», — написал глава проекта Джейсон Фейдер.

System Shock и We Happy Few Студия Night Dive, работающая над ремейком, продемонстрировала первый геймплей из System Shock Remastered. Разработчики отмечают, что игра еще находится в стадии пре-альфы и далека от завершения, однако примерное представление о проекте получить уже можно. Одним из главных достоинств оригинала, не растерявшего своего шарма и сейчас, остается феерическая атмосфера ужаса и безуспешной борьбы во имя собственного спасения. Разработчики не стали «оказуаливать» и подгонять игру под современные тренды. Сложная и пугающая, требующая внимания и времени, она приводит в шок от технологического скачка, который совершила индустрия. Имея одинаковый сценарный каркас, сохранив все детали и саспенс, разработчики с пиететом создали новое визуальное оформление. Это не просто перетягивание текстур с последующей продажей втридорога под крики о «Хай дефенишн в 60 фпс», а заслуживающая уважения работа по созданию совершенно новой в графическом плане игры. Стоит ли говорить, что на новых рельсах эмоции куда как выразительнее?

Переиздание System Shock выйдет не раньше декабря 2017 года. По словам разработчиков, PS4-версия ожидается в первом квартале 2018 года. Уже сегодня каждый желающий может опробовать демоверсию в Steam. Однако не мчитесь сломя голову к экрану загрузки, а проверьте свое «железо» на профпригодность. В графе «рекомендуемые системные требования» значатся: Intel Core i7-3770, 8 ГБ ОЗУ и GTX 970 4 ГБ. Что, согласитесь, сигнализирует о хорошем аппетите нашего гостя.

System Shock и We Happy Few

We Happy Few

Представленный на E3 2016 пятиминутный ролик заразил всех и каждого неподдельным интересом. По первым кадрам цепляет визуальный стиль: броский, экспрессивный и запоминающийся. В We Happy Few единственная цель игрока – собраться с духом и вырваться из этого Богом забытого места.

Действие игры разворачивается в 60-хх годах прошлого столетия в ретро-футуристическом Веллингтон Уэллсе, что в альтернативной Англии. Видно невооружённым глазом, что город строился, черпая архитектурное вдохновение в изможденном от радионуклидов Бостоне и воздушной Колумбии. Жители сего с виду уютного и милого местечка не внушают никакого опасения, но первое впечатление обманчиво. Обыватели совершили некий жуткий поступок, но какой именно — неизвестно. Они настолько были поражены собственными деяниями, что решили забыться, приняв спасительную пилюлю Joy («Радость»). Она стирает память под ноль и делает людей постоянно веселыми. Город, населенный вечно довольными овощами, которые в любой момент могут перегрызть глотку кому угодно.

От приема наркотика мир покрывается «сахарной корочкой и ванильной глазурью»: город предстанет перед игроком опрятным и привлекательным. Но на самом деле в домах зияют дыры, как после бомбежки, а горожане – изможденные и полуживые тени самих себя.

System Shock и We Happy Few Решили проявить характер и не принимать «Джой» – оказались вне закона. Если на вашем лице не сияет тупая улыбка, то будет сиять фингал, оставленный под глазом от одного из адептов беззаботного существования. Как вы понимаете, это самый невинный выпад со стороны оголтелых наркоманов, поэтому необходимо как можно быстрее удрать из обезумевшего Веллингтона.

Карта города не является постоянной, она каждый раз процедурно генерируется. Не удастся изучить район, а потом, погибнув, пройти нахрапом, зная каждый закоулок: новая игра – как очередное рандеву. Сценарий один – условия разные. Для каждого игрока опыт уникален, и это радует. Придется пробираться по улицам, маскируясь под «своего в доску парня», знакомиться с жителями, «крафтить» себе припасы и средства защиты.

Разработчики объясняют: «Маленькой команде было очень трудно сделать по-настоящему большую игру. Нужно больше людей, больше ресурсов. Поэтому нам и пришла в голову идея с процедурной генерацией. Так мы сможем создать небольшое число деталей очень высокого качества, чтобы потом построить из них множество интересных миров, – это лучше, чем создавать миллион деталей не такого высокого качества. Наш технический директор создал очень впечатляющую процедурную систему. Она очень гибкая, мы можем даже изменить длительность игры с пяти часов до, скажем, двадцати».

System Shock и We Happy Few Но фокус в том, что игру можно пройти даже за две минуты! И нет, это не баг, а фича. В самом начале нам предоставляется выбор. Дилемма, в которой многие увидели отсылку к «Матрице». Дабы не быть осужденным за спойлеры, не будем вдаваться в подробности. Отметим лишь, что именно по таким деталям и отсылкам к массовой культуре строится впечатление. И пока кредит доверия очень высок.

Артур, он же главный герой, будет не единственным подконтрольным игроку персонажем. Разработчики заверили, что мы увидим еще минимум двоих протагонистов: грузного бородача в военной форме и хрупкую девушку в странном черно-белом одеянии. Каждый персонаж будет наделен своим характером, уникальной историей и социальным статусом. Поговаривают и о наличии черного юмора, изрядно сдобренного паранойей. Если, конечно, мы до него доживем.

Примерить маску безудержного веселья можно раньше времени, поддержав разработчиков американским рублем. На днях We Happy Few вышла в ранний доступ Steam по цене $17,99. В раннем доступе нет сюжетных миссий — только пролог. На момент написания статьи подавляющее большинство отзывов от пользователей – очень положительные (80%).

System Shock и We Happy Few Сердце игры бьется под управлением Unreal Engine 4. На бумаге новый движок может дать ложное представление о картинке, ибо на деле все куда более прозаично и звезд с неба не хватает. Да и анимация выглядит приветом, запоздавшим на пару лет. Но, ей богу, откинув снобизм – взору представляется опрятное и приятное глазу оформление. Не за тем, как говорится, пришли. К слову, системные требования весьма гуманные. Перекати-поле не грозит вашему бумажнику, если надумаете закинуться «Джоем».

***

По итогу, ближайшее будущее для игрового мира не сулит ничего хорошего. Мы либо станем жертвами бесчинствующего компьютерного разума, при этом обливаясь холодным потом и нервно сжимая гаечный ключ от безысходности. Либо же мы уедем в Англию и превратимся в позитивный овощ. Перспективы, скажем прямо, удручающие. Лепота!

Никита Дашкевич

“Долг артиста — ублажать душу и развивать мышление”.

Сандер Коэн, BioShock

Есть один элемент, который безмолвно связывает две вселенные, и имя ему – Кен Левин. Орденоносный геймдизайнер и сценарист, рок-звезда от игровой индустрии. Он известен, прежде всего, за работы над такими знаковыми проектами, как BioShock, Thief и System Shock 2. Журнал Game Informer присвоил ему звание «Лучший рассказчик десятилетия». Также Левин удостоен почетной награды Golden Joystick Awards, своего рода «Оскара» от видеоигр.

Интересно, что средняя оценка творений вышедших из-под пера и мышки Левина – 90 баллов (по Metacritic)! В 2014 году, после закрытия студии Irrational Games, Кен Левин возглавил небольшой коллектив энтузиастов и профессионалов. Под патронажем Take-Two он и еще 15 человек работают над созданием дивных новых миров.

По сети бродят разрозненные крупицы информации о готовящемся откровении мэтра. Известно, что вдохновение черпается из таких игр, как System Shock, Dark Souls, Middle-earth: Shadow of Mordor, Dying Light и Civilization (!). Крайне любопытный микс, не находите? В чертогах разума Левина и его цифровом коде получит воплощение игра с сильным акцентом на эмоции и чувства персонажей. При разговоре с Game Informer Кен заявил: «Присмотревшись к героям и обратив внимание на их потребности, вы раскроете истинное естество каждого. И это не цвет кожи, не пол и не религиозные предпочтения. Это то, чего они действительно хотят, в чем нуждаются, и что мешает им в достижении поставленных целей». Для наглядности выбрана доктор Тененбаум – персонаж BioShock, чья любовь к науке безгранична. Она приносила в жертву все, чтобы развивать свои способности и навыки, вопреки религиозным убеждениям. Левин заверяет, что сюжетных развилок будет достаточно, а каждое решение имеет последствие. Окинув взглядом прошлые успехи, сомнений не остается.

Улыбаемся и машем!

Жанр антиутопии – наш наставник, который видит будущее и всеми силами пытается спасти нерадивое дитя. Даже перечень самых значительных антиутопических книг был бы очень объемен: «1984», «О дивный новый мир», «Атлант расправил плечи», «Футурологический конгресс», «Скотный двор» и многие другие. Не отстает и кинематограф: «Бегущий по лезвию», «V — значит вендетта», «Эквилибриум», «Заводной апельсин» и, конечно же, «Матрица». Семимильными шагами догоняет их новый вид искусства – видеоигры. Прибавьте к этому такие жанры, как киберпанк и постапокалипсис – похоже, мы действительно уже неплохо знаем, какое будущее мы не хотим.

Но редко мы вспоминаем, что антиутопии появились всего лишь как ответ на более старый жанр утопии. Действительно, утопия Платона, описанная в книге «Государство», сегодня скорее напоминает антиутопию: тотальная зарегулированность законами, деление людей на разные «сорта», цензура на искусство, милитаризм и даже ограничение численности населения. Да, основания для скепсиса в отношении утопий есть – с этим сложно спорить. Но все-таки мир, где люди сочиняют сотни сценариев ада на земле и ни одного сценария рая, кажется несколько… антиутопическим.

Анонс №200
Упоминаемые игры и серии: 
Яндекс.Метрика