В центре внимания: Final Fantasy XIV
Жанр: MMORPG.
Разработчик и издатель: Square Enix.
Платформы: PC, PlayStation 4/5.
Минимальные системные требования: Win 8.1 64, Core i5 2,4 ГГц, 4 ГБ ОЗУ, Nvidia GTX750 или Radeon R7 260Х, 60 ГБ на жестком диске.
Рекомендуемые: Win 10 64, Core i7 3 ГГц, 8 ГБ ОЗУ, Nvidia GTX970 или Radeon RX 480.
Возрастной рейтинг: 13+.
«Король умер. Да здравствует король!» — именно так можно охарактеризовать ситуацию, которая разворачивается с лета вокруг World of Warcraft и Final Fantasy XIV. Если вкратце, то Blizzard, похоже, полностью потеряла связь с аудиторией своей MMORPG, а игроки, в свою очередь, решили уйти из WoW и перебраться в более дружелюбный мир четырнадцатой «Финалки». Что же такое Final Fantasy XIV, и стоит ли начинать в неё играть в 2021 году, особенно в связи с выходом четвёртого глобального аддона Endwalker — давайте разбираться.
Начнём с самого начала… Нет, не с создания персонажа, а с некоторого экскурса в историю создания этой игры.
Японские хроники
Впервые о Final Fantasy XIV рассказали в июне 2009 года в рамках выставки E3. Square Enix объявила, что новая часть популярной серии будет MMORPG и выйдет эксклюзивно на PC и PlayStation 3. Тогда же стало известно, что над созданием игры работали авторы предыдущей онлайновой «Финалки» (Final Fantasy XI): продюсер Хиромити Танака и руководитель разработки Нобуяки Комото.
К тому моменту проект находился в разработке уже около пяти лет — команда трудилась над новой игрой параллельно с поддержкой FF XI. И это, как отмечали многие, сыграло с разработчиками злую шутку.
Дело в том, что Хиромити Танака и Нобуяки Комото на волне успеха Final Fantasy XI, которая вышла в 2002 году, старались сделать новую MMORPG по «Финалке» в том же стиле, с теми же игровыми механиками. Однако к тому времени World of Warcraft стал стандартом качества и геймплея для рынка многопользовательских ролевых игр, поэтому когда в 2010 году стартовала закрытая бета FF XIV, многие пользователи были в шоке от того, насколько устаревшая игра их ждала.
Изначально Final Fantasy XIV должна была выйти в марте 2010 года на PC и PlayStation 3, однако после первой волны негативных отзывов Square Enix решили перенести игру на сентябрь. Позже стало известно, что версия для консолей Sony задержится до весны 2011 года. В студии надеялись, что они смогут поправить часть технических багов, чем заслужат благосклонность игроков, а затем сработает магия «Финалки», но этого не случилось.
Игра вышла на персональных компьютерах в сентябре 2010 года и провалилась. Пресса уничтожила проект, а игроки были в недоумении, как можно выпустить настолько слабую игру по их любимой франшизе. В Square понимали, что нужно что-то предпринимать, так как новая игра сильно навредил имиджу серии Final Fantasy.
Примерно тогда же Ёити Вада, являвшийся президентом Square Enix, обратился к Наоки Ёсиде, одному из руководителей разработки серии Dragon Quest и большому фанату жанра MMORPG, с просьбой возглавить работу над ошибками четырнадцатой «Финалки». Ёсида, который в то время работал над собственной игрой, согласился.
Сперва он поиграл в последнюю на тот момент версию Final Fantasy XIV, чтобы оценить масштаб трагедии и понять, что и как следует переработать. Спустя несколько недель у Ёсиды уже был готов план, а точнее — два плана. Первый включал в себя серию доработок, которые позволили бы привести игру в более-менее приличный вид, сделав её хотя бы играбельной. При этом Ёсида отмечал, что даже с учётом этих исправлений FF XIV никогда не стала бы великой игрой. Второй план был крайне необычным: параллельно с доработками текущей версии игры команда должна в кратчайшие сроки с нуля разработать совершенно новую Final Fantasy XIV.
С этими двумя планами Ёсида пришёл к боссам Square Enix, которые должны были решить: какой из них будет реализован. Выбор пал на второй…
Так Наоки Ёсида вместе командой, уже поработавшей над оригинальной Final Fantasy XIV, а также с привлечением новых лиц (например, композитора Масаёси Сокэна и художника Акихико Ёсиды) приступил к исправлению текущей FF XIV и созданию новой. Переработке подверглось всё: от оптимизации движка до интерфейса, от классов и квестов до боевой системы. А главным ориентиром при создании новой игры разработчики выбрали именно World of Warcraft как безоговорочного лидера жанра. Кроме того, Ёсида старался перенести свой опыт игры в MMORPG от WoW до Guild Wars, Everquest и даже Dark Age of Camelot на новый продукт.
Square Enix в то же время не стремилась сообщать игрокам, что в будущем их ждала новая Final Fantasy XIV. По крайней мере, поначалу.
Переписывая историю
Первое официальное заявление Square касательно FF XIV гласило, что версия для PlayStation 3 откладывается на неопределённый срок. В это же время команда Ёсиды в поте лица работала сразу над двумя проектами: старой Final Fantasy XIV и новой. Задача разработчиков была фактически невыполнимой: им надо было с нуля создать абсолютно новую MMORPG за два года, чтобы успеть выпустить игру до конца жизненного цикла PlayStation 3.
Пока разработчики корпели над техническими патчами и фичами для нового проекта, сценаристы под руководством Ёсиды кропотливо работали над историей…
Действие оригинальной Final Fantasy XIV разворачивалось в фэнтезийном мире Эорозии. На старте в игре было несколько фракций: несколько стран, объединённых в Альянс Эорозии, и зловещая Гарлеанская империя. С приходом Ёсиды изначальный план развития сюжета был переделан: в игре начали появляться абсолютно фановые квесты с порой крайне абсурдными ситуациями, а основной сценарий стал развиваться крайне стремительно. История сконцентрировалась на противостоянии Альянса и Империи, которая создала огромный ретранслятор, чтобы притянуть к планете её луну Даламуд, обрушить последнюю на землю и таким образом уничтожить племена зверолюдей.
Когда в игре стартовала цепочка квестов, связанная с Даламудом, Square наконец-то раскрыла свои карты перед игроками: в июле 2012 года было объявлено о перезагрузке игры, которая теперь стала называться Final Fantasy XIV: A Realm Reborn.
Сервера оригинальной Final Fantasy XIV проработали до 11 ноября 2012 года. Тогда же завершился масштабный ивент, в результате которого стало известно, что Даламуд — это не луна, а тюрьма для титанического дракона Бахамута, который, в конце концов, уничтожает Эорозию. Однако с помощью поддержки 12 божественных сущностей одному из величайших учёных Эорозию Луисуа Левеллёру удаётся отправить всех героев — персонажей игроков и некоторых сюжетно важных NPC — в разлом времени и вернуть их тогда, когда Эорозия восстановится.
Новая эра
Релиз Final Fantasy XIV: A Realm Reborn состоялся 27 августа 2013 года. Успех был оглушительный: пресса хвалила перезапуск, а также саму студию, которой хватило смелости не похоронить проект, а полностью его переосмыслить. Это особенно показательно на фоне провала той же Anthem, работу над обновлённой версией которой BioWare просто прекратила, сославшись на нехватку кадров.
Играть в Final Fantasy XIV: A Realm Reborn нам предстоит за одного из тех героев, которых Луисуа смог перенести в новую эру Эорозии. При этом конфликт в игре всё так же строится вокруг противостояния Альянса Эорозии и Гарлеанской Империи, которая хочет возродить Прималов — опасных древних божеств.
По классике, в самом начале игры нужно создать персонажа, выбрав определённую расу и пол, задав день рождения персонажа по местному календарю и выбрав класс. Номинально, выбор расы влияет на определённые статы героя, однако на деле это не особо чувствуется в начале, а на поздних этапах почти не играет никакой роли: +1/+2 очка к базовым характеристикам одного параметра при наличии снаряжения на +100 ничего особо не даст. Собственно, поэтому вы можете создать просто симпатичного вам героя.
А вот выбор стартового класса определит ваши первые 20 часов в игре: от него зависит начальный город и стартовые квесты. Так, лучники и копейщики отправляются в лесное поселение Гридания, гладиаторы — в пустынный Ульда, а мародёры — в приморский город Лимса Ломинса.
Всего в игре есть 9 боевых классов и 11 классов ремесленников, таких как кузнец или плотник. За каждым боевым классом закреплена определённая специальность: например, лучник становится бардом, а гладиатор — паладином. Кроме того, все боевые классы разделены на две категории: Дисциплины Войны и Дисциплины Магии. От наличия прокачанного класса одной из этих категорий зависит доступ к профессиям из аддонов. Например, только классы Дисциплины Войны могут стать самураями.
Однако не стоит переживать, выбирая класс в начале. Достигнув определённого уровня в своём первом классе, вы сможете спокойно сменить его и начать прокачивать другой. Важная особенность FF XIV — возможность освоить все классы и профессии на одном персонаже. Смена класса и профессии происходит автоматически, как только вы меняете оружие в руке. А благодаря тонкой настройке пресетов снаряжения, делать это можно буквально на лету.
Таким образом, вам не придётся проходить уже пройденный ранее сюжетный контент или платить за быстрый скип уровня на новом персонаже, если вы начали играть за мага, а спустя 200 часов вдруг решили стать самураем. Вы можете просто сконцентрироваться на сюжетке соответствующей гильдии и левел-квестах.
Собственно, если рассматривать прокачку, то она здесь довольно линейная и максимально простая: вы уничтожаете противников и выполняете задания, получаете за это опыт и повышаете уровень. С каждым новым уровнем класса открываются новые способности для него, а также повышается здоровье и запас маны. При этом больше всего опыта начисляется именно за выполнение заданий, а не за убийство врагов.
Почти все классы имеют ограничение по прокачке до 80 уровня, однако уровень Синего Мага можно повысить лишь до 70, так как этот класс является необычным для игры: Синие Маги копируют способности других классов.
Что же касается квестов, то они разделены на несколько групп. Так, задания основного сценария, задания гильдий и побочные задания, взятые в открытом мире, — это именно сюжетные квесты, в которых почти не встречаются миссии в стиле «убей 5 кабанчиков». Непосредственно для гринда в игре есть левел-квесты, которые как раз и направлены на то, чтобы после выполнения всех сюжетных заданий на локации у вас была возможность быстро прокачать какой-то определённый класс или профессию.
В левел-квестах для боевых классов основной упор делается на сражениях, но даже в этом случае игра старается сделать процесс гринда максимально комфортным, а сражения — не напряжёнными. Во-первых, в FF XIV «таргет»-боёвка, то есть все ваши атаки летят точно в выбранную цель. Есть, конечно, ограничения на зону действия, но в этом случае игра покажет нотификацию, что противник находится вне зоны атаки. Во-вторых, кулдаун (перезарядка) умений в FFXIV довольно щедрый — 2,5 секунды — из-за чего тайминги атак довольно компромиссные.
В этом плане игра относится к типу easy to learn, hard to master. С одной стороны, вы с лёгкостью можете пройти всю сюжетку, спокойно прожимая абилки в боях и не особо задумываясь о тактике, а с другой — те же сражения с рейд-боссами требуют выполнения сложной ротации навыков героя — последовательности применения навыков для получения наилучшего эффекта от способностей выбранного класса.
Так как FF XIV многое взяла от WoW и других классических MMORPG, в игре также есть разделение героев на роли: танки, хилеры и ДД. Задача танков — отвлечь на себя внимание врагов. Персонажи-ДД сосредоточены на нанесении урона врагу, а хилеры — на выживании группы игроков. Для прохождения стандартного подземелья начальных уровней требуется группа из одного танка, одного хилера и двух ДД. Подбор осуществляется с помощью матчмейкера, однако вы можете отправиться в данж и с партией друзей.
Здесь стоит отметить, что у FF XIV, пожалуй, одно из самых дружелюбных сообществ в онлайн-играх. Практически всегда найдутся игроки, которые готовы дать совет или ответить на какой-то вопрос. К новичкам, которые готовы учиться, относятся без каких-либо претензий, а модераторы наказывают игроков за любую токсичность, включая унижение сопартийцев за низкий урон.
При этом Final Fantasy XIV, в отличие от большинства современных MMO-проектов, не заставляет вас обязательно социализироваться. Если не хотите играть с другими пользователями, то помимо множества квестов вас ждут охоты на редких монстров и rogue-like подземелье. Если вы любите PvP — не проблема. В «Финалке» есть как камерные матчи 4 на 4, так и массовые сражения трёх команд по 24 человека в каждой. Ну и, естественно, здесь есть рейды: раз в два патча поочерёдно выходят рейды на 24 игрока и порции из четырёх рейдов на 8 человек, имеющих особо сложную savage-версию.
В общем, как уже можно было понять, в FF XIV просто мегатонны контента — каждый найдёт в игре что-то для себя. Тем не менее, нельзя не отметить ряд нюансов.
Нюансы
Во-первых, количество контента. Большая часть как PvE, так и PvP активностей скрыта за прогрессом по основным сюжетным квестам. А так как FF XIV — это в первую очередь «Финалка» и уже только потом онлайновая-ролёвка, то сюжета здесь очень много. В целом, на прохождение всей сюжетки сейчас спокойно может уйти около 500-600 часов. Это если не отвлекаться на побочные активности. Поэтому не каждый готов влить порядка 1000 часов времени в какой-то один проект.
Во-вторых, FF XIV не переведена на русский и вряд ли когда-либо будет переведена. Если ваш английский ниже среднего, то с пониманием диалогов могут возникнуть определённые сложности, так как они имеют сильный литературный, поэтический окрас.
В-третьих, система распространения. Игра доступна на PC, MacOS и PlayStation 4/5. Базовая FF XIV вместе с первым аддоном Heavensward доступны в рамках пробной (Trial) версии игры. Совершенно бесплатно вы можете освоить весь контент основной игры и одного дополнения, а также прокачать специальность своего персонажа до 60 уровня.
Естественно, у пробной версии есть ограничения, но в первую очередь урезан социальный функционал. Например, вы не сможете вступить в Free Company (местный аналог клана) и использовать для торговли Market Board (торговля между игроками). Но в те же рейды и данжы вы сможете ходить совершенно спокойно. Именно на кор-механики игры пробная версия никак не влияет.
При этом никто не мешает сходу купить саму игру и все её дополнения. Самый выгодный способ – приобрести Complete Edition. Кроме того, надо понимать, что в FF XIV есть подписка: по умолчанию всем новичкам дают 30 дней бесплатной игры, однако затем взимается абонентская плата. С одной стороны, это может довольно сильно ударить по карману, с другой — в игре нет Pay to win и Pay to progress механик, а необходимость платить за доступ к серверам отсекает довольно большой кусок токсичной аудитории F2P-игр.
Кроме того, важно отметить, что у Final Fantasy XIV есть кросс-прогресс между платформами, так как прогресс привязывается к учётной записи Square Enix, однако саму игру и все дополнения к ней вам придётся покупать на каждой платформе. К слову, Steam и магазин Square Enix также считаются разными платформами.
В-четвёртых, фан-сервис. Это, пожалуй, не совсем нюанс, но быть готовым к нему всё-таки стоит. В связи с тем, что FF XIV — это японская игра, в ней есть огромное количество кросс-оверов. В частности, с другими играми Final Fantasy – например, серия сюжетных рейдов Return to Ivalice, связанная с двенадцатой «Финалкой». Встречаются и отсылки к прочим медиа-франшизам, тем же Nier, Monster Hunter и даже Assassin’s Creed! Плохо это или хорошо — решать, конечно, каждому. Но на общее положительное впечатление от игры это почти не влияет.
***
Собственно, на этом всё. Final Fantasy XIV уже восемь лет. За это время игра превратилась из провальной MMO в одну из лучших представительниц жанра. А упор на PvE-контенте и сюжете делает её ещё и просто отличным одиночным приключением.
Максим Данилюк
Версию FF XIV для PlayStation 3 перестали поддерживать 16 июня 2017 года вместе с релизом дополнения Stormblood. Релиз игры на PlayStation 5 состоялся в мае 2021 года. Кроме того, Square Enix обсуждает с Microsoft возможность портирования Final Fantasy XIV на консоли семейства Xbox. |