Улицы ярости. История Streets of Rage
Жанр beat’em up, набравший силу и практически полностью «сгоревший» во времена 16-битных приставок, может похвастаться лишь несколькими хитовыми сериями. Если не брать в расчет многочисленные «игроизации» фильмов и комиксов, то в списке мастодонтов остаются Double Dragon, Final Fight, Golden Axe и Streets of Rage. Большая часть из этих проектов пыталась с переменным успехом прижиться на непривычных для beat’em up платформах – Final Fight перезапускали на PS2, а Golden Axe – на Xbox 360 и PS3, история же «Двойного дракона» получила возрождение и вовсе относительно недавно, в виде стильной и панковской Double Dragon Neon. Последний из столпов жанра, серия Streets of Rage, десятки лет оставался в рамках трилогии, но в этом году и он пополнился новой номерной главой – свет увидела Streets of Rage 4, созданная независимыми французами из Guard Crush Games и LizardCube. Выход долгожданной четвертой части – отличный повод вспомнить, с чего начиналась история «Улиц ярости»!
Streets of Rage. Первая глава
В 1990 году, когда на свет появилась первая Streets of Rage, жанр beat’em up был на подъеме. Над умами полностью властвовал «Двойной дракон», который в 1987 году и послужил причиной появления жанра на свет. Основные особенности жанра – битва двух игроков на 2.5D-локациях против толп противников – зародились именно в Double Dragon. У «Дракона» к началу 90-х уже был серьезный конкурент на аркадных автоматах – Final Fight от Capcom, эта компания тогда вместе со своей игрой Street Fighter властвовала в файтингах, но очень хотела распространить свое влияние и на родственный «мордобойный» жанр. Война компаний стала составной частью войны форматов – именно Final Fight стала одной из релизных игр домашней приставки SNES. Конкурирующая консоль от компании SEGA просто обязана была выставить достойную альтернативу, и ей в итоге стала именно первая Streets of Rage.
Streets of Rage стоит на плечах титанов, неудивительно, что она сильно напоминает Double Dragon и Final Fight. Действие разворачивается в штатовском мегаполисе, который взят под контроль распоясавшимися уличными бандами. Злодеи творят, что хотят даже средь бела дня, полиция совершенно не способна защищать граждан. Вдобавок и обезглавить банды тяжело – ими руководит таинственный Мистер Икс, которого мало кто видел. Устав от беспредела бандитов и попустительства властей, трое молодых полицейских – Адам Хантер, Блейз Филдинг и Аксель Стоун – кладут жетоны на стол, после чего выходят на городские улицы и вступают в драку с преступниками. Им предстоит пройти через восемь уровней, населенных самыми разными врагами, чтобы встретится лицом к лицу с Мистером Икс на вершине небоскреба, ставшего своеобразной крепостью для злодея.
Первая Streets of Rage была довольно простой игрой, однако при этом она максимально хорошо использовала свои козыри. К примеру, управление было очень простым – трехкнопочная система, идеальная для джойстиков Sega Genesis, предлагала отдельные клавиши для удара и для пинка ногой, а также кнопку «суперудара». За последний отвечала специальная шкала и при нажатии данной клавиши на экран выкатывалась полицейская машина, офицер которой обстреливал ваших противников, убивая всех бандитов на экране. Помимо простоты, были еще и другие важные козыри – Streets of Rage могла похвастаться идеальной музыкой, впечатляющей для того времени картинкой, отличным набором ударов и интересными главными героями (герои, кстати, отличались друг от друга не только внешностью и набором ударов, но и параметрами – кто-то был быстрее, кто-то сильнее, кто-то выше прыгал и т.п). Создатели игры предусмотрели две концовки, хорошую и плохую, в финале также присутствовал сюрприз – главные герои в определенный момент могли сражаться друг против друга, если так решали игроки.
И главное, чем выделялась игра – отлично переданной стилистикой 80-х. Панки, неоновые вывески, телефонные будки, которые можно было разбивать, превосходный танцевальный саундтрек, словно позаимствованный из ближайшей дискотеки – Streets of Rage сегодня является просто культурным слепком, который беззастенчиво давит на ностальгию. В начале 90-х же это была просто модная современная игра, демонстрирующая ровно ту же стилистику, что можно было увидеть на улице за окном.
Релиз Streets of Rage сопровождался волной хвалебных отзывов. И критикам, и простым игрокам игра пришлась по вкусу, «Улицы ярости» мгновенно стали хитом Sega Genesis и одной из игр, которые задавали моду во всем жанре beat’em up. Довольная Sega сразу же начала готовить сиквел.
Streets of Rage 2. Хит от Ancient Corp
В работе над Streets of Rage принимал участие Юдзо Косиро, бывший в то время достаточно популярным игровым композитором. После премьеры второй части Юдзо основал собственную игродельческую студию Ancient Corp, где вместе с ним трудилась его сестра Аяно Косиро. Именно к Ancient Corp обратилась Sega в 1991 году с предложением о создании Streets of Rage 2.
Хитом аркадных залов в то время была Street Fighter II студии Capcom, от которой сотрудники Ancient были без ума – студия даже купила аркадный автомат с этой игрой и установила его в своем офисе. Именно на хит Capcom смотрели создатели Streets of Rage 2, создавая боевую систему игры – так родилась знаменитая связка ударов руками, включавшая два удара одной рукой, удар другой и потом мощный финальный удар рукой либо ногой, отбрасывающий противника в сторону. Более того, в Streets of Rage 2 также включили и дуэльный режим, в котором главные герои могли драться друг с другом в любое время. Однако нельзя назвать этот режим чем-то особенным для жанра beat’em up, нечто подобное было реализовано еще в самом первом Double Dragon, где персонажи также могли сражаться на отдельных замкнутых аренах.
Действие второй части разворачивалось через несколько лет после событий Streets of Rage. Город наслаждался коротким периодом мира: банды повержены, на улицах снова спокойно. Однако Синдикат восстает из пепла, еще более сильным, чем в первой части. Мистер Икс, глава организации, возвращается, и захватывает в плен Адама Хантера. На новую битву со злом выходят старые знакомые Блейз Филдинг и Аксель Стоун, которых теперь сопровождают два новых персонажа. Эдди Хантер по прозвищу Скейти – младший брат Адама, проворный парнишка, раскатывающий на роликовых коньках. Вторым новичком стал рестлер Макс Тандер – и это уже был мощный громила, делающий ставку на ломовую силу. Сама игра стала более динамичной благодаря изменившемуся набору ударов, в частности, благодаря добавившемуся удару с разбега. Был переработан и суперудар – больше не приходили на помощь полицейские на машине, вместо этого у самих персонажей было по две суператаки у каждого, причем за использование таких атак игра снимала у героев часть шкалы жизненной энергии.
Аяно Косиро серьезно поработала и над рядовыми врагами. Все персонажи были перерисованы с нуля, они стали больше по размерам, кроме того, враги, даже рядовые противники, получили собственные полоски жизненной энергии, которыми ранее обладали только боссы. Жаль только, сам набор противников не сильно поменялся, и многие рядовые бандиты вернулись из первой игры практически такими же. Интересно, что под впечатлением от игр серии Contra Аяно решила добавить в Streets of Rage 2 «инопланетный» уровень с причудливо оформленным, «биологическим» дизайном и с мини-боссом, представленным в виде космического монстра. В итоге Streets of Rage 2, вышедшая в продажу в конце 1992 года, была встречена игроками и журналистами не менее тепло, чем первая часть. Все сходились во мнении, что игра сделала большой шаг вперед, это был стильный и красивый beat’em up, в который было очень интересно играть.
Streets of Rage 3. Финал трилогии
Если вторая часть была эволюцией серии, то задачей Streets of Rage 3 было просто закрепить достигнутый успех. К середине 90-х на Западе и Востоке 16-битные консоли подходили к завершению своего жизненного цикла (у нас, само собой, они, наоборот, только-только входили в моду, во многом благодаря передаче «Новая реальность» Сергея Супонева). Вероятнее всего, Sega просто хотела красиво завершить историю Streets of Rage на 16-битном поколении, ничего большего от триквела не требовалось.
Тем не менее, какие-то эксперименты разработчики все-таки смогли проделать. В шестом и седьмом уровнях Streets of Rage 3 появлялся таймер, влиявший на то, какую концовку получат игроки после прохождения. Сюжет стал более драматичным, добавились теракты с бомбами, разбросанными по городу, а также тема воинов-клонов. Вообще, третья часть уделяет сюжету гораздо больше внимания, чем первые две игры – в Streets of Rage 3 история вышла почти киношной, естественно, настолько, насколько она вообще могла быть киношной на 16-битных приставках. В любом случае, с тем, что из триквела получился увлекательный фантастический боевик, спорить не приходится.
Геймплей остался прежним, добавились лишь мелкие нововведения, вроде «прокачки» для атак с разбега и изнашивания уличного оружия, да и бегать теперь уже могли все герои, а не только Скейти. Из главных героев трое вернулись из прошлой части, а вместо громилы Макса Тандера в триквеле появился Доктор Зан, настоящий киборг, обладающий собственным набором атак – его особенностью было то, что он мог атаковать врагов с серьезной дистанции. Были и дополнительные персонажи – Streets of Rage 3 позволяла играть за некоторых врагов. В частности, вы могли сыграть за кенгуру, которого встречали на одном этапе. Или за Шиву – очень крутого бойца, одного из боссов Streets of Rage 2. Третьим секретным персонажем триквела был Эш, босс, похожий на гомосексуалиста (в американской версии его вырезали из игры). Отметим, что многие рядовые противники вернулись из предыдущих игр практически без изменений.
Игра, вышедшая в продажу в 1994 году, закономерно была встречена не столь хорошо, как предыдущие две части. Именно потому, что никаких прорывов Streets of Rage 3 не предлагала, лишь делала мелкую работу над ошибками (и очень жаль, что из игры вырезали необычный для серии уровень с погоней на мотоциклах). Да и поколение 16-битных приставок уже было на излете, соответственно, такого интереса у игроков триквел уже просто сам по себе никак не мог вызвать. Впереди была эра новых консолей.
Streets of Rage 4. Долгая дорога к релизу
Строго говоря, идея четвертой Streets of Rage появилась задолго до 2020 года. Сразу после перехода на новые консоли компания Core Design взялась за создание трехмерной beat’em up игры с героями Streets of Rage, которую планировала выпустить на приставке Sega Saturn. Однако Sega в итоге не позволила Core Design использовать бренд Streets of Rage, и компании пришлось выпустить собственную игру Fighting Force, превратившуюся затем в дилогию. Fighting Force вышла на PC, PlayStation One и Nintendo 64 и сегодня является одним из лучших beat’em up конца 90-х.
В 1999 году Sega работала над Streets of Rage 4 для приставки Sega Dreamcast (именно из-за планов по выпуску этой игры компания отказалась от того проекта, который затем превратился в Fighting Force). Streets of Rage 4 для Dreamcast должна была включать вид от первого лица, что подтверждает утекшее в сеть видео с геймплеем прототипа. Над игрой трудился сам Юдзо Косиро, но, судя по прототипу, это должно было получиться нечто кошмарное, в разы уступающее даже 16-битной оригинальной трилогии. Sega поступила правильно, отменив в итоге этот проект.
В 2012 году студия Ruffian Games работала над собственным ремейком Streets of Rage, и, судя по видео прототипа игры, это должен был получиться стильный трехмерный beat’em up, напоминающий игры этого жанра, выходившие на PlayStation 2 в свое время. Красивая графика, стильный дизайн в стиле 80-х – все, казалось бы, есть. К сожалению, Ruffian так и не смогла найти издателя для этого проекта.
Фанатская игра Streets of Rage Z: Return of the Hero от анонимных китайцев включает 11 уровней, причем выполнены они уже в духе знаменитого кроссовера Battletoads & Double Dragon – то есть, частично действие происходит в космосе, а среди врагов присутствуют инопланетяне. Особенность этой версии – можно играть командой из четырех человек одновременно.
Наконец, есть еще один очень популярный фанатский проект – Streets of Rage Remake от испанцев из Bombergames. И вот это действительно практически идеальная четвертая часть, сделанная абсолютно с нуля, но в стилистике игр оригинальной трилогии. Все персонажи трилогии доступны для игры в ремейке (в том числе и Шива, и кенгуру, и Эш), плюс добавлены несколько новых бойцов. Новые атаки для бойцов, новые уровни, внутриигровой магазин для покупки персонажей и скинов, нелинейный сюжет – все это Streets of Rage Remake.
Ну, и пару слов надо сказать об официальной Streets of Rage 4. Прежде всего, бросается в глаза непривычный визуальный стиль – в игре используется анимешная графика. А вот в остальном это все та же Streets of Rage, с 2.5D-уровнями, обилием противников, с коротким по нынешним временам сюжетом – игру можно одолеть часа за три. Есть локальный кооператив на четырех игроков и онлайновый – на двоих. Список играбельных персонажей включает ветеранов серии Акселя и Блейз (эти двое были вообще во всех играх Streets of Rage), быструю Черри, дочь Адама Хантера, умеющую бегать, и сильного воина Флойда Ирайя, обладающего металлическими руками. Адам Хантер открывается после прохождения четвертой главы сюжетной кампании. Плюс есть секретные воины, вроде того же вернувшегося вышибалы Шивы, Скейти и других героев, знакомых по оригинальной трилогии. Главным злодеем же на сей раз выступает Мистер Игрек.
Как видим, у серии Streets of Rage была славная история, включавшая и стремительный взлет, и спад популярности, и многочисленные попытки возрождения. На сегодня возрождение уже официально произошло, и это позволяет нам думать, что история Streets of Rage еще не закончилась – кто знает, что нас ждет в будущем.
Samael