Road Rash: горящий асфальт
В наши дни, когда половина новых релизов в игровой и киноиндустриях – ремейки, всё более странной становится ситуация с одной из успешнейших и любимейших франшиз 90-х. Практически все, кто застал расцвет серии Road Rash, до сих пор с обожанием вспоминают её, а разработчики новых игр часто цитируют (вспомните гонки из GTA IV: The Lost and Damned). Однако индустрия упорно продолжает обходить вниманием как великолепную франшизу, так и игры про мотоциклы в целом. Нам с вами остаётся надеяться на будущее и вспоминать…
Road Rash (1991)
Хотя Road Rash (ни в коем случае не Road Rush, как её постоянно обзывают некоторые забывчивые геймеры) за свою жизнь посетила чуть ли не все существующие платформы, её домом является 16-битная Sega Genesis, известная у нас под названием Sega Mega Drive. Разработала игру компания Electronic Arts, слово «arts» в названии которой в то время было абсолютно оправданным. Первая часть заложила основы всей серии. Следующие части только улучшали и дополняли её задумки. Суть игры очень проста: 16 байкеров соревнуются за звание лучшего. Гонки проходят на обычных трассах американской глубинки, что придаёт им экстремальность (резкие повороты, всякие неожиданные объекты на дороге, автомобили, пробегающие животные) и живописность. Насчитывает игра пять уровней по пять трасс. С каждым уровнем длина трасс увеличивается, а соперники становятся более быстрыми и умелыми. За деньги, выигранные в заездах, можно приобретать мотоциклы (на выбор предоставляется 8 вариантов). Каждый мотоцикл имеет свои достоинства и недостатки, о которых информирует красноречивое описание. В игре очень силён дух байкерской романтики, только не ясно, почему разработчики усадили всех гонщиков на спортивные мотоциклы и нарядили в гоночную униформу. Скорее всего, это было сделано из-за аппаратных ограничений, не позволяющих должным образом отрисовать мотоциклы-чопперы и всю непременную атрибутику их владельцев. Впрочем, графическая составляющая в игре очень сильна для своего времени. Профильная пресса даже сочла её (равно как и всю игру) опережающей свою эпоху. Яркие краски, очень качественные спрайтовые модели, множество разнообразных объектов. Фирменной фишкой серии стала панель внизу экрана, показывающая всю необходимую информацию о мотоцикле, гонщиках, трассе, а также имеющая зеркало заднего вида, полезность которого в Road Rash переоценить сложно.
Инновационным в Road Rash стал, собственно, сам геймплей: ни до, ни после неё не создавалось таких же безбашенных гоночных игр, где можно сбивать соперников с мотоциклов ударами кулаком по лицу, отталкивать ногой или спихивать с трассы, а также отбирать у них дубинки и пользоваться ими по прямому назначению. Высший пилотаж – отправить соперника пинком прямо под колёса идущего по встречной автомобиля, а затем насладиться видом аварии в зеркало заднего вида. Правда, если чересчур увлекаться драками, вряд ли получится занять призовое место, дающее солидный денежный бонус и «пропуск» на следующий уровень. Чтобы прийти к финишу первым, нужно либо иметь под задницей очень мощный байк, либо проехать всю трассу без падений, не отпуская газ. Ещё одна инновационная фишка игры – возможность бегать по трассе после падения с мотоцикла. Это, конечно, далеко не GTA, но отсутствие полной привязки игрока к байку было чем-то невероятным. И даже иногда полезным: разбив своего железного коня вдребезги неподалёку от завершения трассы, можно добежать до финишной прямой пешком. Всё это безобразие с большой дороги проходит под крутые hard’n’heavy-композиции. Написаны они композиторами EA и представляют собой самую настоящую полноценную музыку, только, разумеется, с поправкой на midi.
Само собой разумеется, что такая уникальная игра не могла кануть в Лету. Первая часть Road Rash для Sega Genesis быстро обрела армию фанатов, а затем EA увеличила её ряды в несколько раз, выпустив улучшенные издания игры для ПК и нескольких приставок. И уже на следующий год на основной платформе вышло продолжение.
Road Rash II (1992)
Вторая часть серии, выпущенная только на Sega Genesis, получилась классическим сиквелом, что не удивляет, учитывая краткий срок разработки. Electronic Arts улучшили всё по чуть-чуть. Графика стала более детализированной, трассы более разнообразными, улучшился интерфейс и система приобретения мотоциклов. Видов оружия стало два: кроме дубинки ввели ещё и цепь. Добавилась комичные анимационные ролики после заездов. Появилась система паролей. Для тех, кто ещё юн, поясним: в те времена приставки не обладали собственной памятью, на которой можно было сохраняться, а карты памяти были большой редкостью, доступной немногим. Поэтому разработчики, делавшие масштабные игры, вводили в свои произведения систему паролей, в которых в зашифрованном виде сохранялся достигнутый прогресс. Запустив игру, можно было ввести записанный пароль в главном меню, после чего игра продолжалась с того места, где была закончена.
Тем не менее, нашлось в Road Rash II место и для более серьёзных новшеств. Например, в игре появились полицейские. Они не доставляли особых проблем, но падение около мотоцикла или машины служителей закона неизбежно приводило к задержанию и крупному денежному штрафу. Также в игру добавили возможность играть вдвоём в режиме split screen. Реализован, к сожалению, он был не слишком хорошо. Из-за аппаратных ограничений приставки, экраны для обоих игроков были совсем небольшими, качество графики ухудшалось. Кроме того, солидный кусок места отъедали информационные панели, что тоже не радовало. Впрочем, всё равно это никого не останавливало – играли часто и с удовольствием.
Однако ничто из вышеперечисленного не сравнится с главным достоинством Road Rash II, выделяющим её на фоне всех остальных игр серии. Это практически осязаемая атмосфера. Заслуга в её создании в равной степени принадлежит как графике, так и музыке. Музыка во второй части, пожалуй, лучшая во всей серии. Композиторы развернулись по полной, написав для каждой из пяти трасс свою классную тему, подходящую к окружающей обстановке на все 100. Лучше всего удались неторопливая стоунер-роковая музыка жаркой Аризоны и бодрая хардовая композиция Вермонта, в которой midi-бас звучит получше, чем у некоторых настоящих рок-групп. Хотя самое лучшее, что есть в игре – это ставшая легендарной заглавная тема, играющая в главном меню. До сих пор владеющие музыкальными инструментами геймеры записывают каверы на неё. Сочетание отличной музыки с очень умело проработанными в визуальном плане трассами создаёт потрясающий эффект присутствия. Странно, но Road Rash II в этом плане даёт фору даже некоторым современным RPG, несмотря на разницу в технологиях. И дело здесь не в ностальгии – разработчикам каким-то образом удалось поймать и перенести в игру нужные ощущения.
Road Rash II развила и укрепила успех первой части, так что за продолжением дело не стояло…
Road Rash 3: Tour de Force (1995)
Успех первой и второй частей Road Rash на Sega Genesis побудил Electronic Arts переключиться на портирование игры на другие консоли и ПК. Впрочем, это не означало, что работа над продолжением не ведётся. Работа велась, да ещё какая! Вышедшая в 1995-ом году, на закате своей титульной платформы, Road Rash 3 представляла собой, как это водится в таких случаях, игру, в которой из технических возможностей приставки был выжат максимум. Графика ушла в сторону реализма, нарисованные модели сменились псевдотрёхмерными оцифрованными. Проработка трасс и окружения вызывала восхищение. Возросло не только её качество (если трасса зимняя, вокруг бегают олени и лыжники, если это Африка – туземцы и слоны), но и количество объектов. Как на настоящих дорогах, везде были расставлены дорожные знаки, трафик стал плотнее, пешеходы и животные попадаются через каждую сотню метров. Кроме того, веселья ради, по краям трассы стали встречаться трамплины. Всё это увеличило сложность игры, так как теперь случайный съезд с трассы часто приводил к столкновению с каким-нибудь знаком. Или, что ещё хуже, со стоящей на обочине полицейской машиной. Полиция в Road Rash 3 окончательно ожесточилась, не стесняясь пускать в ход даже вертолёты, самым наглым образом снижающиеся и бьющие гонщиков по головам.
Масштабы игры заметно выросли. Tour de Force проходил теперь не в Штатах, а по всему миру. Как и прежде, на каждом из пяти уровней нужно было проехать пять трасс, заняв призовое место, но теперь трассы варьировались от уровня к уровню. Всего их насчитывалось семь: Япония, Австралия, Бразилия, Кения, Италия, Германия, Англия. Причём каждая трасса имела свои особенности. В Японии гонка проходила ночью, дороги Австралии и Кении были покрыты пылью, затрудняющей управление, в Англии колёса скользили на мокром от дождя асфальте, а самое тяжёлое испытание предстояло в Германии с её обледенелыми дорогами и резкими поворотами. Каждый гонщик обзавёлся своей собственной биографией и наглым характером, раскрывающимся в сообщениях до и после заездов. Количество юморных анимационных роликов заметно выросло.
Арсенал оружия также расширился до семи единиц. Кроме каноничной дубинки, разводного ключа, цепи и нунчаков (самое мощное оружие) в игру добавились такие дикие вещи, как электрошокер, газовый баллончик и абсолютно бесполезные, но забавные склянки с машинным маслом, которые можно бросать под колёса. Очень радовало то, что теперь отобранное у соперников оружие не исчезало после гонки, а оставалось у вас до выхода из игры. Более того, между отобранным оружием можно было переключаться, зажимая кнопку «вверх» и нажимая Start. С разгону вмазать по голове противнику разводным ключом, услышав громкий звонкий лязг – это, доложим вам, непередаваемое удовольствие.
Качество звука в Road Rash 3 повысилось до максимально возможного, чего нельзя сказать о музыке. Она, безусловно, хороша, но лишена той атмосферы, которая была в предыдущей части. Налицо признаки дорогого блокбастера: снаружи всё как надо, а вот дух куда-то улетучился.
Парк мотоциклов расширился до 15 моделей (+1 супербайк, который можно было открыть только с помощью чита). Стало возможным не только покупать мотоциклы, но и улучшать их. Как и в Road Rash II, у каждого монстра были свои сильные и слабые стороны, так что деньги следовало тратить с умом.
Количество мультиплеерных режимов выросло в три раза. Кроме стандартного сплит-скрина, появился также «дуэльный» режим, где игроки соревновались на трассе вдвоём, и режим чемпионата, где игроки участвовали в заездах по очереди. Разумеется, несмотря на неудобства сплит-скрина, всё равно он остался самым популярным из режимов.
Road Rash 3 стала лебединой песней серии. Несмотря на наличие более продвинутых версий, именно она считается у фанатов лучшей из всех. К сожалению, дальнейшее развитие серии было обречено на стагнацию неудачными решениями и действиями EA, о которых речь пойдёт ниже.
Road Rash на других платформах
Road Rash (Sega CD) (1993)
Первым портом игры стала версия для приставки Sega CD. Разрабатывала её контора New Level Software, создавшая кривоватый гибрид Road Rash II с наработками Road Rash 3, добавившая к этому музыку и видео из грядущей версии игры для 3DO. В игре отсутствовал мультиплеер, техническая реализация была также не на высоте. Вдобавок, Sega CD оказалась провальным проектом, не окупившим затраченные на него средства. С игрой получилось то же самое.
Road Rash (3DO) (1994)
Примером неудачного решения EA стал выпуск отдельной версии Road Rash для приставки 3DO от Panasonic. Сама-то игра была прекрасна, и той малой частью фанатов, кто сыграл в неё, считается одной из самых лучших игр для платформы, да и в серии Road Rash тоже. Эта версия объединяла в себе наработки второй и третьей частей для Genesis, музыку в CD-качестве, а также совершенно новые трассы (включая городские), современные технологии, и живое fmv-видео. К сожалению, Electronic Arts снова прогадали с платформой. Жизненный цикл приставки длился всего три года, а за такое время особой популярности не наберёшь. Road Rash для 3DO стала неоправданной тратой сил и средств, нанеся второй удар по доселе непоколебимому статусу серии.
Road Rash (PlayStation) (1995)
В отличие от предыдущих двух позиций, этот порт Road Rash оказался значительно более успешен. Он отличался от версии для 3DO только немного улучшенной графикой. Выпускать 2,5-мерную игру на приставке, созданной под знаком 3D, конечно, не слишком логично, но игроки были рады видеть замечательную серию на «народной» консоли.
Road Rash (Sega Saturn) (1996)
В случае с этим портом остаётся только повториться. Это та же версия игры, изначально вышедшая на 3DO, неплохо реализованная, но не оправдавшая ожиданий из-за платформы, которая снова оказалась проблемной.
Road Rash (PC) (1996)
На ПК Road Rash вышла в виде, идентичном вышеперечисленным версиям, только с дотянутой до максимального качества графикой и уникальным интерфейсом. Особого успеха, к сожалению, игра не снискала. Виной тому, прежде всего, неудобное для клавиатуры управление, а также необходимость постоянно держать диск в приводе, что раздражало уже в те годы, когда игроки были ещё гораздо более привычны ко всяческим препонам.
Road Rash (Game Boy) (1996)
Самая худшая версия Road Rash была выпущена на Game Boy. Маленькая портативная приставка в своих трёх цветах не сумела передать динамику серии. Слабая техническая часть оставила за бортом большинство геймплейных особенностей Road Rash, так что этот порт стал ещё одним бесполезным вложением.
Road Rash 3D (PlayStation) (1998)
Первая по-настоящему трёхмерная Road Rash появилась на первой PlayStation. Современные технологии позволили EA осуществить изначальную задумку: теперь игра стала турниром настоящих байкеров на чопперах, со всеми сопутствующими атрибутами. В остальном же схема осталась прежней, только на этот раз в честном 3D. Игра вызвала достаточно смешанные чувства, поскольку корявая трёхмерная графика пришлась по вкусу далеко не всем. Что ещё хуже, динамика заметно проигрывала предыдущим частям. Акцент был смещён в сторону гонок, драться стало неудобно и не обязательно. Мультиплеер отсутствовал. Однако Road Rash 3D всё-таки собрала свою кассу и, в целом, воспринимается как достойное произведение.
Road Rash: Jailbreak (PlayStation) (1999)
Спустя год на наработках Road Rash 3D была выпущена последняя «большая» игра серии. Jailbreak выделялась впервые появившейся простенькой сюжетной линией, более проработанной байкерской стилистикой, улучшенной графикой. Также там был шикарный саундтрек и запоминающийся до конца жизни мультиплеерный режим, в котором игроки ездили на одном мотоцикле с коляской. Можно было сыграть и за полицейского, добавилась система бонусов. Минусы, увы, тоже присутствовали. Трассы получились похожими друг на друга. При появлении на экране более трёх моделей мотоциклистов игра начинала сильно тормозить. Драться снова стало удобно, но не так весело, как раньше. Jailbreak, как и её предшественница, оставила неоднозначное впечатление. И Electronic Arts, к тому времени уже почти завершившая своё превращение в колосса игрового мира, начала задумываться о цифрах, которые говорили не в пользу серии Road Rash.
Road Rash 64 (Nintendo 64) (1999)
Nintendo 64 была недолговечной, но очень интересной приставкой, на которой вышло немало хитов-эксклюзивов. Версия Road Rash для неё получилась подстать платформе. В ней был свой уникальный визуальный стиль, здорово выручавший технически никуда не годную графику. В ней присутствовал режим мультиплеера для четверых игроков. Анимация и чувство езды были выполнены на очень высоком уровне. Плюс к тому, присутствовало 69 (!!!) трасс с возможностью срезать путь, очень умная полиция, реалистичный трафик, отличная музыка, куча мелких возможностей типа кастомизации байка и водителя. К сожалению, эта прекрасная игра осталась эксклюзивом для не самой удачной платформы, вскоре ушедшей в историю.
Road Rash (Game Boy Color) (2000)
Версия Road Rash для цветного Game Boy мало в чём отличалась от предыдущей попытки, поскольку техническая начинка приставки осталась на уровне NES. Это очень примитивная гоночная игрушка с интерфейсом второй части и возможностями первой. Для Game Boy было не так уж плохо, но в 2000-ом году людей интересовали игры совершенно другого уровня.
Road Rash: Jailbreak (Game Boy Advanced) (2003)
Последней игре в серии 17 сентября этого года исполнилось 11 лет. Jailbreak для Game Boy Advanced выглядела красиво и ярко, но совсем лишилась стиля, да и вообще больше походила на Mario Kart в сеттинге байкерских побоищ. Продажи и отзывы оставляли желать лучшего, поэтому у Electronic Arts лопнуло терпение, и с серией было покончено.
Тени прошлого и свет будущего
Из-за неудачных выступлений последних версий Road Rash были отменены Road Rash: Jailbreak для GameCube, а также абсолютно новая Road Rash: Next Generation для PlayStation 2. Как сейчас известно, в 2006-ом внутри EA начались попытки сделать ремейк классических частей игры, но эта затея быстро сдулась. Чуть дольше ходила информация о выходе мобильной версии Road Rash, которая официально была отменена в 2008-ом. Впрочем, и сейчас серия не умерла окончательно. Создатель серии Дэн Гизлер пытался собрать средства на ремейк с помощью Kickstarter, но потерпел крах, будучи недостаточно убедительным. Поэтому сейчас гораздо более радужной видится надежда на Road Redemption. Эта игра – духовный наследник Road Rash, создаваемый компанией DarkSeas Entertainment. Компания начала не с нуля: её сотрудники обладают большим опытом участия в создании множества отличных игр. Road Redemption обладает потенциалом большого интересного проекта и хорошеет с каждым днём, хотя ещё далека от завершения. Уже сейчас за $12,5 можно получить в Steam доступ к ранней версии игры. Судя по отзывам игроков и новым скриншотам, разработчики действительно по полной программе трудятся над своим детищем. Пожелаем им удачи и поддержим рублём, потому что, если честно, среди современных игр недостаёт серии, в которой можно бить соперников по лицу гаечным ключом на скорости выше 200 км\ч.
Роман Бетеня