Ретроспектива. Индиана Джонс | VRgames - Компьютерные игры, кино, комиксы

Ретроспектива. Индиана Джонс

on мая 5, 2013 - 17:41

«Если бы это было действительно опасно, они сначала сняли бы со мной больше материала»

Харрисон Форд, отвечая на вопрос об опасном каскадерском трюке в сцене погони на грузовиках

«Университет получил бандероль на имя Индианы Джонса» (Lenta.ru)

«Аненербе» - еще одна зловещая псевдонаучная организация в пантеоне нацистского рейха, которая, бесспорно, справедливо была признана преступной по итогам Нюрнбергского процесса. В бескрайней бюрократической паутине, намеренно созданной Гитлером для тотального контроля и слежки друг за другом, «Немецкое общество по изучению древней германской истории и наследия предков» было поистине уникальным и неповторимым. Фактически именно оно и стало фундаментом для множества конспирологических теорий, до сих пор не выветриваемых из умов увлеченных обывателей. Очень показательна в этом смысле великолепная игра Gray Matter (ныне готовящая у токарного станка болванки Call Of Duty) – Return To Castle Wolfenstein.

Она в полной мере передает готическую атмосферу и ауру оккультизма, красочно приписываемую сегодня нацизму. Великолепность игры кроется в том, что в ней на самом деле гораздо меньше вымысла, чем может показаться на первый взгляд. Многое из увиденного существовало как минимум в виде чертежей или даже рабочих моделей. Реален и сам замок (крепость Вевельсбург под Падерборном), и захоронение короля Генриха, как реальна одержимость Гиммлера и таинственной мадам Блаватской запрещенными знания и науками.

Ретроспектива. Индиана Джонс

Конечно, уродливые «убер-солдаты» – это плод больного воображения, но вовсе не «серого вещества», а специалистов «Аненербе». Ведь они занималась исследованиями, которые не могли привидеться уже знаменитым британским ученым даже в тяжелом наркотическом экстазе неограниченного бюджета, а научные экспедиции, пыхтя и отдуваясь, карабкались за древними реликвиями в такие уголки земного шара, где до сих пор не ступала нога Беара Гриллса. Среди множества колоритных личностей шарлатанов, одержимых наукой профессионалов и просто кровавых маньяков особенно выделяется Отто Вильгельм Ран, ученый и исследователь, писатель и археолог. Состоя в звании оберштурмфюрера СС, он, тем не менее, не обладал «нордическим характером» и к врагам Третьего Рейха относился скорее безразлично, чем беспощадно. Свое участие в СС и «Аненербе» (имевшее беспрецедентное финансирование и поддержку со стороны государства) он использовал лишь для воплощения давней мечты – поиске неуловимого Святого Грааля. В погоне за своими демонами он отправится в грандиозное путешествие, балансирующее на грани безрассудства, которое много позже получит название «В поисках утраченного ковчега», а его самого таинственным образом нарекут непонятным американским именем Индианы Смита или Индианы Джонса.

I made it as a B-movie (Стивен Спилберг)

На самом деле ни Лукас, ни Спилберг так и не подтвердили факта родства, несмотря на то, что сюжетно первая часть похождений Хана Соло в шляпе и при «сорок пятом» подозрительно напоминает «Крестовый поход против Грааля» Отто Рана. Вопрос: так ли это нам надо в фильме, цитирующем странствия Скруджа МакДака и Дональда Дака (да-да!) из классических диснеевских новелл и сюжетно покоящемся на останках приключенческих сериалов и комиксов 40-ых? Атмосферно поддевающим спагетти-вестерны и бондиану, персоналиями галантно салютующим героям прошлого Хамфри Богарту и Кэри Гранту с Джеймсом Стюартом, а Карен Аллен в роли Мэрион, конечно, вечный белый лебедь Голливуда Грейс Келли. Мешок «пасхальных яиц» этой ленты поистине бездонный, а она сама – сказка о красивейшем восхождении на вершину почитания и признания.

Ретроспектива. Индиана Джонс

Доподлинно неизвестно, когда берет свое начало эта история, можно лишь сказать, что Спилберг и Лукас шли к ней параллельно очень продолжительное время. Джордж Лукас написал небольшой рассказ под названием «Приключения Индианы Смита» еще в 1973 году. Изначально мысль фильма о поисках ковчега принадлежала Филиппу Кауфману, он же должен был стать режиссером и соавтором сценария. Однако это была далеко не единственная идея, захватившая искушенного седовласого джедая. Гораздо больше его влекло приключение, но не археологическое, а космическое. Результатом станет невозможная «Новая надежда». У Спилберга дела шли немного хуже: его «монти-пайтоновская» социальная сатирическая комедия «1941», скажем прямо, провалилась в прокате. Как показала практика, люди не очень любят смеяться ни над своими фобиями, ни над собой вообще. После этого фильма он стал размышлять над проектом, который бы оказался неким симбиозом Бонда и героев Джона Вэйна, но в ироничной форме и даже в стилизации под «Би-муви».

В 1977 году, когда стало очевидно, что «Новая надежда» станет бриллиантом, Лукас позволил себе расслабиться и отправиться на острова немного отдохнуть – его давняя традиция. На Гавайях он встретился со Спилбергом, и они часами болтали о фильмах и проектах, которыми грезили уже долгое время. В один из таких дней, строя на берегу замки из песка (безусловно, символичный момент), Стивен поделился затеей снять картину с киногероем уровня Бонда. На что Джордж ответил, что у него есть герой в десятки раз круче. К работе над сценарием они подключили Лоуренса Кэздана, и с этого момента начинает обретать конкретные черты то, что сегодня все мы знаем под названием «В поисках утраченного ковчега».

Ретроспектива. Индиана ДжонсК съемкам друзья приступят в 1978 году. Сценаристом и продюсером картины станет Лукас, режиссером – Спилберг. Процесс затянулся из-за того, что первый был занят новой частью оригинальной трилогии «Звездных Войн», и только после того, как в 1979 году она уйдет на пост-продакшн, начнутся полноценные съемки. Несмотря на то, что проект задумывался высокобюджетным и за него взялся тандем из лучших режиссеров, найти киностудию, которая взвалила бы на себя бремя финансирования, так и не удалось. Лишь с большим трудом и по прошествии времени контракт был заключен с Paramount. Бюджет будет обозначен цифрой в 20 млн., что превратит его уже в полноценный блокбастер, а география раскинется от Франции и Англии до США и Туниса, который заменит Египет (а ранее и экстерьер давно затерянных галактик в «войнах»). Также это гордая страна Магриба одарит всю съемочную группу дизентерией – кроме Спилберга, который предусмотрительно привезет с собой консервированную пасту-спагетти.

На большой экран фильм вышел в 1981 году и сразу стал прокатным рекордсменом, доходы от мирового проката в 22 раза превысили бюджет, кино получило множество наград и номинаций, в том числе и престижные «Оскары». В этом нет ничего удивительного, «Индиана Джонс» стал доведенным до идеала образчиком развлечения для всех.

It`s not the years, honey, it`s the mileage (доктор Генри Джонс)

Сюжет построен вокруг профессора археологии Джонса, довольно неуклюжего на первый взгляд преподавателя «Маршалл колледж». Он относится к весьма редкой категории гробокопателей, которые не утруждают себя ползаньем на коленках с кисточкой в руках под палящим солнцем. Его любвеобильной натуре по душе выбивание зубов нацистам, затяжные марафоны по спинам гигантских аллигаторов и прыжки по лианам в неизвестность в поисках золотых тотемов. Но днем он лишь неприметный труженик науки, и проявляет свою вторую натуру в искусственно состаренной кожаной куртке, шляпе от Герберта Джонсона австралийской модели – костюмеру Деборе Нэдулмен и самому Форду пришлось несколько раз сесть на нее, чтобы придать вид «старой, но любимой» – и с непременным хлыстом лишь в исключительных случаях. Таким случаем станет появление агентов разведки с очень тревожными данными. Дело государственной важности и большой неординарности, а доктор Джонс, эксперт по археологии и знаток оккультных наук, – единственный, кто может помочь. Индиана отправляется на поиски загадочного Ветхозаветного ковчега.

Ретроспектива. Индиана Джонс

Идеальность фильма начинается с постера, где Дрю Струзан, известный мастер по смешиванию фашистов, роковых красоток, гонконгских шпионов с «парабеллумами», алчных арабов и клыкастых змей, развернулся во всем своем таланте. Для написания саундтрека Лукас привлек Джона Уильямса, чьи ратные заслуги перед музыкой были признаны уже в то время. Результатом работы стали две темы. Одна из них и будет звучать в фильме сразу в нескольких обработках. Однако Спилбергу настолько понравились сразу два варианта, что он посоветовал композитору использовать и вторую мелодию, чем Уильямс не преминул воспользоваться. Сегодня мы знаем ее, как самую известную тему в истории кинематографа: Raiders March в исполнении Лондонского Симфонического Оркестра из «Новой надежды».

На роль Индианы претендовало множество актеров. Среди них Ник Нолти, Джефф Бриджес, Стив Мартин, Билл Мюррей, Чеви Чейс, Джек Николсон – и это только верх айсберга. Фаворитом Лукаса с самого начала был Том Селлек, Спилберга – Харрисон Форд. В конце концов, удача улыбнулась последнему, и уже по хорошей традиции на капитанский мостик он взошел перед самым отплытием: его назначили на роль за несколько недель до съемок. Форд относится к немногочисленному виду актеров одного выдающегося выражения лица. Он, однозначно, достоин «Оскара» уже только за крупный кадр его наивно удивленной физиономии в момент, когда по ту сторону экрана внезапно появляется маленькая босоногая армия, вооруженная по последнему слову 1850 года. Или после сумасшедшего самоубийственного прыжка через пропасть, когда неожиданно для себя устоит на краю пропасти и поймает равновесие. Может, это и не самая богатая мимика среди всех претендентов, но никого другого в этой роли представить теперь просто невозможно. Интересная история вышла и с позывными. В «Последнем крестовом походе» герой Шона Коннери назовет Инди Генри-младшим, а известное нам имя – это всего лишь кличка… собаки. Шутка в том, что это на самом деле так. «Индиана» – это имя маламута Лукаса (этот добродушный пес даст жизнь еще и Чубакке).

Ретроспектива. Индиана Джонс

Вторым ключевым персонажем является, конечно, очаровательная владелица бара в Непале Мэрион Рэйвенвуд. Несмотря на утонченный силуэт и милую улыбку, за словом в карман она не полезет, да и перепьет кого угодно – ведь на это не способны даже завсегдатаи заведения, самоотверженно тренирующиеся на себе годами и взошедшие на Эверест алкогольной формы. На эту роль пробовались Эми Ирвинг, Дэбра Вингер, Марин МакКормик, но досталась она в итоге Карен Аллен. Свое имя персонаж получил в честь бабушки жены Лоуренса Кэздана, Рэйвенвуд – это Рейвенвуд Корт, пригород Беверли Глен. Ситуация с Мэрион тоже была непростая. Лукас и Спилберг долго не могли решить, в каком амплуа ее использовать: как немецкого шпиона или верную спутницу Индианы. Лоуренс предложил совместить подходы и даже усложнить их. В итоге девушка вышла с необузданным норовом, жаждой наживы в глазах и тягой к приключениям. Помимо этого она оказалась дочкой бывшего наставника Джонса Абнера Рэйвенвуда, по уши влюбленной еще, будучи маленькой девочкой, в героический профиль молодого археолога-ученика. Понятно, что история их отношений будет сродни проснувшемуся на дне океана вулкану. У Мэрион в наследство от отца останется наконечник посоха «Ра», необходимый для поиска ковчега, благодаря чему она в мгновение ока потеряет свой бар и все сбережения, станет мишенью «доктора смерть» Арнольда Тота и ловко воспользуется всей ситуацией, чтобы отправиться в путь вместе с Инди.

Ретроспектива. Индиана ДжонсВерным и «немного» многодетным помощником Джонса станет каирский землекоп древних артефактов Саллах в каноничном исполнении Джона Физ-Дэвиса (до последнего момента на эту роль прочили Дени ДеВито). Он встретит Инди и Мэрион в Египте и станет бессменным участником всех передряг, в которые его будут исправно попеременно втравливать оба искателя приключений.

Не теряется среди героев и еще один персонаж, его роль безукоризненно исполнила обезьянка, сыгравшая саму себя. Мохнатое существо с фатальным пристрастием к финикам, верное своему жуликоватому хозяину и обладающее «красотой Мэрион» и «умом Индианы Джонса», очень повеселит зрителей, а также сыграет заметную роль в судьбах героев.

Главным же злодеем выступит альтер-эго доктора Джонса – археолог Рене Беллок (Пол Фриман). Многие черты Отто Рана нашли отражение именно в нем, а через него и в Инди. Ведь они все ученые от Бога, все пользовались своим положением и поставленными перед ними задачами исключительно в своих интересах, готовые бесстрашно следовать на край земли даже не ради самих ценностей, а скорее своих убеждений. Пикантности ситуации добавляет то, что Рене будет питать несвойственные ему нежные чувства к спутнице Джонса. На этом, однако, сходство заканчивается, и между ними развернется настоящая война за первенство открытия потерянного ковчега. В отличие от коллеги, Беллок будет готов на любые жертвы, особенно человеческие, и сможет ли Индиана выйти победителем из этой схватки, мы узнаем, насладившись этим великолепным фильмом.

High Noon

Увы, нечастые исключения не могут изменить положения вещей: игра по фильму – это синоним слова «плохо». Ни честное имя издателя, ни доброе разработчика ситуацию не спасают. Игры делаются в минимальные сроки на сдачу из «старбакса» и в исключительно правильное время отгружаются в бакалейные лавки. Они несколько раз окупаются, после чего все виновные в балагане прямоходящие затыкают на месяц уши, зажмуривают глаза и от напряжения даже высовывают языки. В это время и без того неспокойные воды медиа-пространства накрывает шквалами гневных мегабайт текста с перечислением конкретных половых изъянов разработчиков и цунами испепеляющих рецензий тематических критиков. В последних также нередко сквозят догадки об определенной генетической неполноценности лиц, устроивших очередные гастроли бродячего цирка. Год за годом крутятся эти качели, и как в первый раз проносится волна негодования фанатов очередной оскорбленной франшизы.

Ретроспектива. Индиана Джонс

С «Индианой» в этом отношении тоже все непросто. В далекие времена, о которых мало кто помнит, LucasArts, еще не растерявшая остатки совести, обновила позолоту на статуе всеми любимого археолога двумя отличными квестами-адвенчурами, и чуть не затащила его в место, где темно и сыро релизом «Инфернальной машины». Мир увидел игру, равноценную по духу «Утраченному ковчегу», которая, как «хэппи-энд» бульварной книжки, дышит ощущением глуповатого счастья – Indiana Jones And The Emperor`s Tomb (2003 год). За строительство гробницы императора отвечал американский «коллектив» – The Collective. Ребята уже успели сделать себе имя на похождении «Баффи», и никогда ранее вампиры не погибали более унизительными и леденящими кровь смертями. Весь багаж накопленной кармы они перевезли в новую виртуальную реальность, чем ознаменовали один из лучших тандемов кино и игр. Сюжетно «Гробница» – это приквел «Индианы Джонса и Храма Судьбы», действо происходит в 1935 году, сюжет закручивается вокруг захоронения императора Китая Цинь Шихуанди. Нас ожидает 20 уровней с безупречной адвенчурной архитектурой и освещением, головоломками с ловушками и, конечно, головокружительным экшеном. Смертельная схватка с пражским големом (Инди против огромного противника – да, тут принято чтить традиции), гонки на рикшах, захватывающие дух прыжки по лианам в дюйме от щелкающих челюстями кровожадных аллигаторов, заплывы в затопленном дворце Стамбула, напряженное скрещивание ханджаров с турецкими янычарами и ускользание от пуль китайских шпионов в черных плащах.

Дальше больше, в наследство от «Баффи» досталось и веселье. Забудьте о насупленной серьезности Лариски Крофт, больше никаких «сэкономил патрон сегодня, пристрелил фашиста завтра», никаких хладнокровных и расчетливых траекторий при доставке кулака или дубины к черепной коробке оппонента. Игра проповедует исключительно стереотипные ковбойские ценности. Сотни гильз под ногами, размашистые хуки в никуда, комичные падения и яростные оскалы необремененных интеллектом верзил. Вместе с тем приветствуются совсем недетские добивания ногами и отломанными предметами окружающего интерьера, классический удар Инди сцепленными вместе кулаками, заранее заготовленные «розочки», стулья, столы и их производные в любом порядке, а также археологические лопаты и, наконец, хлыст…

Ретроспектива. Индиана Джонс

А ведь The Collective еще и так трепетно отнеслась к мифологии Джонса. Доктор Генри-младший, смотрящий на нас с экрана, попросту живой в своих трогательных жестах и слегка неправильном удержании револьвера, вместе с нежным отношением к шляпе. Вообще, это отдельная длинная история, ведь можно заметить, что Инди в «Утраченном ковчеге» ни в каких ситуациях не теряет своего самообладания и шляпы. Это милый реверанс к американской киноклассике 40-50 годов, где герой, потерявший шляпу, теряет голову. Всем интересующимся вопросом следует ознакомиться с превосходным фильмом братьев Коэнов «Перекресток Миллера», где тема головных уборов раскрыта во всей красе.

Что касается «Гробницы», то такое внимание к мелочам обнаруживается буквально на каждом шагу, и хотя игра не имеет прямой связи с «Утраченным ковчегом», но именно она дарит все волшебство приключения этого фильма, где хорошие не умирают, а зло всегда накажет себя само. И это не удивительно, все-таки хорошие вещи тянутся друг к другу, кто бы что ни говорил.

Ретроспектива. Индиана Джонс

Уолт Дисней

Не надо, рассказывая про успешность этой франшизы, указывать на кассовые сборы, на рейтинги кинокритиков и места в сердцах фанатов, которые она по праву там занимает. Чтобы охватить разумом ту чудовищно громадную информационную волну, пущенную в потоки времени, достаточно увидеть сайт (indygear.com), который специализируется на изучении… ботинок Индианы Джонса. На тематическом форуме люди корпят на скриншотами, сопоставляют их друг с другом, устанавливают аутентичность, модели и марки обуви, а также их развитие от части к части и обусловленность этих процессов. «Помешательство» – скажем мы. «Бессмертие» – отзовется нам из Бесконечности.

Андрей Иванов

Ретроспектива №159 Индиана Джонс
Яндекс.Метрика