Первое впечатление от Shin Megami Tensei 4

Серия Shin Megami Tensei в родной Японии пользуется популярностью, сравнимой только с Final Fantasy и Dragon Quest. Однако российские геймеры мало что знают о сеттинге Мегатен, зато наверняка слышали про серию японских РПГ – Persona, которая является ответвлением Shin Megami Tensei.
Вообще SMT 4 – это проект с очень тяжелой судьбой, который запросто мог бы вообще не выйти. Ибо пару месяцев назад компания Atlus, чуть не стала банкротом. Но все обошлось, и игра дожила до релиза.
Сюжет Shin Megami Tensei 4 продолжает историю, знакомую игрокам по третьей части - Shin Megami Tensei: Nocturne, которая вышла на консоли PlayStation 2 около десяти лет назад. Кратко напоминаем о случившихся тогда событиях – настал конце света, повсюду демоны, Люцифер выбрался из ада и жаждет власти, протагонист умер, воскрес и теперь может управлять демонами, а также – общаться с ними. Помимо кровожадных монстров, что хотят полакомиться его кровью и душой, за героем гоняется никто иной, как Данте, охотник на демонов в алом плаще, знакомый геймерам по серии игр Devil May Cry (в японской версии вместе него добавили Райду Казунохо, тоже известного охотника на демонов из серии игр Devil Summoner).
Итак, с тех пор прошло более сотни лет и человечество смогло вновь стать весомой силой, отсрочив свое уничтожение. Был отстроен город под названием Восточный Микадо, в котором причудливым образом сочетаются различные элементы средневековой архитектуры, а живут там сплошь самураи, владеющие магией. В общем, жизнь потихоньку начала налаживаться.
Играть предстоит за юного самурая, который, ведомый жаждой славы и желанием мстить врагам семьи, получает свое первое задание и выбирается за ворота, попав на территорию демонов. Протагонист еще совсем зеленый новичок, только-только прошедший обряд посвящения, и про ужасы «внешнего мира» он слышал только в сказках, а значит, как и игроку, ему простоит пройти весь путь с самого начала.
В игре есть несколько сюжетных развилок, в корне меняющих как сам сторилайн, так и концовки. Вся серия славится длинными кампаниями на десятки часов, эта традиция пошла еще с NES – и четвертая часть не является исключением из общего правила.
Так же в Shin Megami Tensei 4 имеется целая куча демонов, начиная с Люцифера, Сатаны (да, в сеттинге «Мегатена» это два совершенно разных и даже враждующих между собой персонажа) и Джека Фроста, и заканчивая целой пачкой свежих уродцев. Все они нарисованы очень внушительно и креативно, видно, что разработчики подходили к созданию каждой твари индивидуально.
Тут стоит сделать небольшое пояснение. Дело в том, что в игре термин «демон» воспринимается не как что-то обязательно злое и коварное, а как ками (дух) из синтоизма. То есть, конечно, завалить демонов придётся целый легион на пути к победе, но со многими можно не враждовать, а дружить, объединяться в команды, обмениваться предметами и торговать! Перед тем как испытывать на монстре новую катану, стоит пообщаться, и, возможно, демон сможет принести вам больше пользы, оставаясь живым.
Управление проходит сразу на двух экранах. На нижнем отражается статистика: какие герои у вас в группе есть, их характеристики, различные карты и прочая полезная информация. На верхнем же диалоговые окошки (они тут подаются в типичном для японских РПГ стиле, то есть это плашки с текстом, и рядом рисованный профиль персонажа), а также – экран боя. Диалоги плохо анимированы, зато они озвучены. Правда, озвучка на японском.
Битвы пошаговые, классические. Все как обычно в данной серии. Выбираем противника, после – выбираем атаку и собственно нападаем. Дальше действие переходит ко второму герою и все повторяется заново. Разработчики не стали выдумывать колесо и не тронули боевую и ролевые системы. Как все было в прошлых частях, так и осталось. У монстров есть как слабость, так и защита от стихий. К примеру, один больше урона получит от огня, а вот другого электричеством бить вообще бессмысленно. Так что порой необходимо грамотно подбирать тактику.
Никуда не делось и переманивание демонов на свою сторону. И словно в Pokemon их можно синтезировать, скрещивать с другими демонами, получая в итоге намного более сильных союзников. Немалое удовольствие во время игры приносит поиск наиболее сильных скрещиваний, которые помогут создать особенно мощных демонов.
Проходит процесс селекции благодаря суперкомпьютеру находящемуся в Мидо. Так что, переманив на свою строну очередное инфернальное порождение, приходиться все бросать и бегать в город, что несколько утомляет.
В качестве минуса стоит отметить крайне неудачный выбор платформы (ибо игра вышла лишь на карманной консоли 3DS, хотя прекрасно смотрелась бы и на цифровых сервисах для PC, Xbox 360 и PS3). Но это не ошибка рыночного позиционирования, а сознательное решение. На 3DS крайне мало годных игр, а продавать консоль как-то надо.
И второй, очень серьезный минус – игра очень неспешная и затянутая. За первые полчаса не происходит практически ничего. Беготня по локациям, разговоры, снова беготня и снова разговоры, разговоры и разговоры! Когда, наконец, доходишь до первой битвы, хочется пищать от восторга, настолько сильно радуешься, что диалоги закончились. Так что будьте готовы к тому, что в SMT 4 очень много времени уделяют сюжету, и болтовни тут с избытком.
Виктор «Гримуар» Лазарев