Первое впечатление о Warcraft 3
Оно добралось к нам. Проползло по узеньким каналам провайдеров, разбежалось по винтам, расплодилось по матрицам. В него уже играют, его тестируют, им наслаждаются. Оно потрясает воображение великолепной графикой, прекрасным звуком и музыкой, бесконечной играбельностью. Это — новое откровение от Blizzard. Это Warcraft III: Reign Of Chaos. И наплевать на то, что "beta".
Да, товарищи, в мои цепкие когти попалась бета-версия одного очень примечательного продукта под названием Warcraft III: Reign Of Chaos, я не могу не поделиться с вами впечатлениями от игры. Она действительно потрясающа — в нее, даже в "ранней бета-стадии", можно прекрасно играть — во многих минских клубах, в Интернете, по модему — везде играют в WC3Beta. Так что покупайте (или качайте из Интернета) заветные 270 Мб и присоединяйтесь к армии "неофициальных";) бета-тестеров.
"Прелестно, прелестно!"
Итак, архив занимает 270 Мбайт, инсталлируется на 400 с лишним. После инсталляции и всех шаманств с кряками я недрогнувшей рукой таки запустил ее, родимую бету! Игра прекрасно завелась как под "серьезной" Win2k, так и под видавшей виды "игроманской" Win98. War3 бодренько показал мне главное меню под приятную боевую музычку. Менюшка не статичная, а анимированная, в приятном 3D: на фоне лунного неба летают птички и стоит людской замок, время от времени хлопающий воротами и стреляющий пушками. Красиво и вполне оригинально. Меню практически не изменилось, но все опции, кроме Multiplayer/Battle.net, Options и Exit, затемнены. Нововведений в меню хватает — хочется отметить выбор видеорежима и детализации в меню "Видео" (таким образом, игру можно настроить практически под любую машину) и включение EAX и A3D, весьма оживляющих звук, в меню "Аудио". Бета, конечно, еще немного недооптимизирована, но, в принципе, гибкие настройки позволяют подогнать ее под машину практически любого класса. Тем не менее, я рекомендую для игры компьютер с хорошей 32-мегабайтной видеокартой, 256-ю мегабайтами памяти и процессором как минимум середины второго поколения (Pentium II/Celeron), а в идеале — третьего (Duron/Celeron Coppermine-Tualatin/PentiumIII/Athlon). Полноценного сингла, как вы уже поняли, в игре нет.
После запуска игры в "эмуляции Battle.net" у вас появляется возможность отстроить базу и повоевать с нейтральными войсками. Вообще, нейтралы (существа, атакующие любой юнит любого игрока) играют весьма важную (пока?) роль в мире Warcraft III. Именно на битвах с ними происходит первичная прокачка героя, они стерегут все ключевые места на картах (включая золотые шахты — теперь просто так экспаншен не поставишь, приходится сперва крошить в капусту охранничков) и мешают одиночным разведчикам. Быть может, чуть погодя на карты их будут расставлять в меньших количествах (или не будут вообще), но пока на всех шести картах бета-версии нейтралов более чем достаточно. Но я отвлекся — о ключевых особенностях третьей части знаменитой серии чуть позже, пока расскажу об играбельности.
Переход в 3D отнюдь не повредил Warcraft III. Может быть, на скриншотах юниты выглядят немного громоздко, но в действии, в движении, все огрехи 3D скрашивает замечательная анимация. А эффекты от заклинаний это просто "песня". Смотрел бы и смотрел.;) Самое главное, что старый добрый дух Warcraft остался на месте. Крестьяне Альянса (Люди) так же преданно кричат "Ready to work", грунты орут "ДабУ!", а трава и леса такие же зеленые и яркие, как и раньше. Это сложно выразить словами, но, в самом деле, игровая атмосфера чудесным образом напоминает тот старый добрый Warcraft II шестилетней давности...
Некоторым доблестным сэрам-обозревателям в Интернете не понравились портреты юнитов (они трехмерны и просчитываются в реальном времени), но это "не про меня". Портреты, на мой взгляд, выполнены просто мастерски и вполне радуют глаз. Камера практически статична, то есть смотрит на игровое поле из фиксированной позиции "сверху-сбоку". Хоть ее и не повернешь, зато можно приблизить, при этом немного изменяя угол обзора. Полноценно играть в таком "увеличенном" режиме неудобно, но иногда полюбоваться на красивые модельки юнитов и героев можно.
В Warcraft III теперь, как и в реальном мире, день сменяется ночью. В ночное время уменьшается радиус обзора юнитов, а войска Ночных Эльфов начинают регенерировать. Кроме того, некоторые эльфы становятся невидимыми, а при проведении соответствующего апгрейда все представители данной расы получают возможность видеть ночью так же хорошо, как и днем. Ночью все "нейтралы" спят, поэтому ваши разведчики могут спокойно обойти их, не вступая в бой. Следовательно, разведку тоже лучше делать в это время.
Теперь о новых возможностях в плане юнит-контроля: герои всегда легко доступны по кнопкам F1-F3, теперь можно отдавать приказы подгруппам юнитов одного класса отдельно в каждой "большой" группе (как и в Starcraft-е, в группу могут входить не более 12-ти ваших подопечных), не теряя при этом контроля над ней в целом. Можно ставить rally point-ы правым кликом мыши на карте, можно объединять здания в группы и вешать их на кнопки, что значительно упрощает процесс штампования "мяса" на базе без отрыва от управления боевыми действиями:). Однако Blizzard с "мясом" борется — так как лимит ныне составляет 90 "едоединиц", то старкрафтовские "мясные" битвы с полусотней юнитов от каждой стороны становятся практически невозможными. Обычно дело завершается мелкими стычками, максимум — по две-три пачки (12 юнитов). Тем не менее, не исключено, что это исправят в будущих патчах, так что до релиза дело может сто раз измениться (как говорится, "лучше бы не";).
Юниты теперь гораздо "толще", и HP>600-800 нынче совсем не редкость (особенно у героев). Кроме того, введено довольно важное понятие Upkeep (траты на поддержку войска) — теперь, если вы используете более тридцати единиц еды, то ваши шахты будут приносить не по 10 золотых в "заход", а лишь по 7. А коли у вас заюзано более шестидесяти "едоединиц", так и вообще по 4. Так что война большими силами отныне привилегия лишь очень богатых игроков. Весьма правильное и своевременное введение, всемерно поддерживаю. Новое важное и полезное новшество — cooldown time у заклинаний. То есть, даже дешевые (в плане маны) заклинания беспрерывно кастовать нельзя, а уж ultimate spell-ы героев могут "перезаряжаться" целый день. Введена небезынтересная фишка под названием "автокастинг". То есть, маги смогут некоторые заклинания (простейшие, вроде ускорения, лечения и т.п.) кастовать автоматически, без вашего прямого указа, что весьма полезно, тем более что автокастинг в случае ненадобности/вредности легко отключается. Отныне лес можно не только рубить и взрывать саперами;), но и аккуратно "срезать" катапультами и баллистами. На карте, кроме шахт, в War3, в отличие от War2, находятся весьма полезные нейтральные здания. Они охраняются злобными "толстыми" нейтралами, но во многих случаях могут сослужить вам хорошую службу. К примеру, в Goblin Laboratory вы можете купить гоблинов-саперов (помните wc2?;), гоблинский дирижабль-транспорт и за энную сумму открыть интересные (вам) места на карте. Fountain Of Life ускоряет регенерацию жизни у близлежащих юнитов, в других зданиях вы сможете нанимать дополнительных воинов в свою армию (двухголового огра, например) и покупать артефакты для героев. Пожалуй, стоит также отметить тенденцию к увеличению числа воздушных юнитов у рас (в сравнении с War2), зато водных юнитов теперь нет вообще. Ну и ладно, у каждой расы народу, в общем-то, хватает, чтоб не скучать. Старые добрые "милые" безобидные зверюшки вроде свинок и овец также наличествуют. Бегают, глаза мозолят...;->
"Heroes Of Might And Magic"
Ну, и теперь о самом главном, о том, из-за чего Warcraft III называют громким именем "3D Role Playing Strategy" — о героях. Герои — это очень сильные юниты, которых нельзя построить в "негероическом" варианте и которые в значительной мере задают тон игре. Всего героев двенадцать, по три на каждую расу. Обычно это "герой-маг" и два героя, предпочитающих ближний бой дальнему. Первый герой бесплатен (если не считать пяти единиц еды), а за остальных придется выкладывать денежку — они покупаются в главном здании расы, с проведением апгрейдов этого строения появляется возможность найма дополнительного героя из двух оставшихся. Стоит заметить, что обычно более двух героев (да даже и двух) заводить не следует, тем более, что у каждой из рас, с моей точки зрения, есть свой малополезный в игре герой. Он хуже остальных, так что деньги (а тем более опыт) на него вряд ли стоит переводить.
У каждого героя есть три "эрпэгэшные" характеристики (кроме привычной брони, скорости, HP и т.п.): Strength, Agility и Intelligence. Strength (сила) влияет на количество HP у героя, скорость регенерации жизни и силу атаки. Agility (ловкость) влияет на скорость передвижения вашего персонажа, а также на уровень его защиты. От Intellegence (Интеллект) зависит максимальное количество маны у героя и скорость ее регенерации. Герой может носить на себе до шести различных вещей, включающих в себя как артефакты, увеличивающие первичные характеристики (кольца +3 Strength;) или придающие герою новые способности (например, орбы, добавляющие повреждения огнем), так и обычные зелья и свитки, восстанавливающие жизнь и ману, а также позволяющие быстро использовать некоторые полезные способности. Кроме того, встречаются книжки, после прочтения которых увеличиваются соответствующие типу книги характеристики или добавляется немного опыта. Кроме того, экспа начисляется за умертвление врагов "подопечными" и самим героем.
При достижении определенного количества этой самой экспы герой переходит на новую качественную ступень развития — он получает новый уровень. С уровнем увеличиваются характеристики героя (ясно, что у героя-воина будет быстрее расти показатель силы, а у героя-мага — интеллекта) и появляется возможность "прокачать" любую способность. У каждого героя есть по две-три обычных способности и одна необычная;), называемая Ultimate Spell. Скиллы (skill — способность, умение) бывают как пасивные, так и активные (заклинания). Пассивные способности — это навыки (например, увеличивается шанс героя нанести критический удар) и ауры (все дружественные юниты вокруг героя с аурой получают некий бонус). За них маны платить не надо, а вот за использование активных способностей (заклинаний) нужно заплатить некоторое количество магической энергии. С каждым уровнем вы получаете скилл-пойнт (а-ля Дьябла), который можете вложить в любой скилл на выбор. При увеличении уровня умения растет и ее мощность: атакующие заклинания выбивают больше дэмэджа (damage — наносимые повреждения), ауры действуют эффективнее и т.д. и т.п. Супер-пупер (Ultimate) заклинание можно изучить лишь после достижения вашим героем 5-го уровня — оно всегда очень сильное и полезное, но долго перезаряжается и требует огромных затрат маны. Если в неравном бою героя убьет супостат, то тогда он может быть за определенную мзду возрожден в специальном здании (у всех рас здание называется по-разному, но сути дела это не меняет), которое строится после первого апгрейда главной базы. Герои "подсвечиваются" цветом вашей расы, чтобы неопытному игроку было проще ориентироваться. Вроде все — теперь "пройдусь с рассказом по расам"...
Расовая дискриминация
В Warcraft III будет пять рас: орки, люди, нежить, ночные эльфы и демоны, но за последних играть будет нельзя. Борьбе с ними (Burning Legion) будет посвящен сингл в Warcraft 3. Так что нам придется довольствоваться пока лишь четырьмя расами. Многое, очень многое поменяют грядущие патчи, но в текущей последней версии (на момент написания статьи это версия 1.03) расклад таков: однозначно "рулят" ночные эльфы, остальные три расы более-менее сбалансированы.
Пару слов о расах вообще. Люди (Альянс) очень похожи на старых добрых людишек из Warcraft 2. Крестьяне таскают золото и рубят лес, а также строят и чинят здания. Из интересных новых юнитов стоит отметить гирокоптер (летающий разведчик), паровой танк, мушкетеров (заменили эльфов-лучников) и эльфов-жрецов. Остальные — более-менее стандартны. Из героев хороши Паладин и Архимаг, Горный Король мне понравился много меньше. У орков ситуация похожая, то бишь стандартная схема развития и отстройки базы. Из новых юнитов отметим всадников на вивернах (Wyvern Riders), наездников на волках, огроменных тауренов (заменяют собой огров) и шаманов. Среди героев однозначно выделяется Вождь Тауренов (Tauren Chieftain), Провидец (Farseer) и Мастер Меча (Blademaster) годятся, как мне кажется, лишь в качестве "героев поддержки".
Нежить (Undead) — первая "новая" (для мира Warcraft) раса. Золото из шахт собирают аколиты, которые также могут "вызывать" здания (а-ля протоссы из StarCraft), не тратя времени на постройки. Кстати, здания у нежити строятся на специальной субстанции, которая размножается с помощью "ферм" (Ziggurats). В специальном здании (Sacrificial Pit) аколита можно пожертвовать, превратив его в тень (Shade). Тень всегда невидима, но из-за своей неспособности атаковать может служить только неплохим разведчиком. Для добывания золота шахту нужно "проклять" (Haunt Mine), и тогда ваши аколиты смогут добывать золото "не отходя от кассы" — они становятся вокруг шахты пятиугольником и, совершая пассы руками, перекачивают на базу золото. Кстати, для экспаншенов не обязательно строить Necropolis — достаточно одной проклятой шахты. Дерево рубят первые боевые юниты — ghoul-ы, чем-то напомнившие мне старкрафтовских зерглингов. Гхолы быстры и рубят эффективнее рабочих других рас (+20 в заход). Фермы легко апгрейдятся в защитные сооружения. Маги (Некроманты и Баньши) могут создавать армии скелетов и вселяться в чужих юнитов. "Катапульта" (Meat Wagon) стреляет мясом и может использоваться для сбора и хранения трупов %). Среди прочих воинов стоит отметить Frost Wyrm-ов — самых мощных летающих созданий в игре. Герои у нежити неоднозначные — хорош и Лич (Lich) со своим "старым другом" Death & Decay, и Лорд Страха (Dread Lord) с вампирической аурой, и Рыцарь Смерти (Death Knight) с Animate Dead. "Все герои хороши, выбирай на вкус":).
Ночные Эльфы, фиолетовые существа, весьма интересны. Во-первых, им не надо рабочих для добывания золота — главное дерево просто опутывает корнями шахту и начинает "сосать" из нее ресурсы; во-вторых, духи леса (Wisp), выступающие в качестве рабочих, могут собирать лес, не повреждая его! Но зато они "тратятся" при постройке зданий и довольно дорого стоят; в-третьих, эльфийские юниты женского пола (Лучницы и Охотницы) могут становиться невидимыми (если стоят на месте) ночью... Короче, плюсов у Эльфов хватает. Деревья-здания могут в любой момент выкорчеваться и перейти на другое место, кроме того они могут дать какой-никакой отпор врагу. Только у ночных эльфов первый юнит — дальнобойный (Лучница). Охотницы на пантерах смотрятся также весьма эффектно и действуют эффективно. Druid Of The Claw может превращаться в медведя, а Druid Of The Talon (появится в патче 1.04) — в ворона. Гиппогриф (Hyppogryph) — мелкая птичка, атакующая лишь воздушных юнитов. Однако, если к ней на спину заберется лучница, то получится неплохой тандем — Hyppogryph Rider может атаковать и наземных юнитов. Химеры — тяжелая летучая артиллерия эльфов. Пачка таких милых зверушек легко покрошит в пыль базу средних размеров за минимальное время. О героях отдельная песня. Почти все хороши. Demon Hunter любит баловаться с огнем и умеет превращаться в большого и страшного демона; priestess of the grove хорошо действует вместе с пачками лучниц — ее аура увеличивает их повреждения; keeper of the grove — самый приятный герой. Именно за счет его возможности создавать из леса воинов-триантов (Treant) эльфы нынче так сильны. Раш пачкой лучниц/охотниц и этим героем с прокачанной способностью создания треантов примерно в 85% случаев заканчивается для врага печально;). Кроме того, Keeper может лечить союзников и имеет ауру, возвращающую врагам повреждения. В общем, эльфы пока достаточно сильны (в умелых руках — сильнее остальных). Наверняка это будет исправлено в патчах, но точно никто ничего не знает.
Ждем релиза!
Warcraft 3 уже сейчас достоин пристальнейшего внимания игровой общественности (то бишь нас с вами), особенно имеющей возможности игры по модему/сети/Интернет. До релиза еще почти полгода, и многое может (и будет!) меняться. Я постараюсь держать вас в курсе дела;), а пока — играйте в WC3Beta. "Just Play It", как говорится. Тонны полезной информации об игре можно найти на сайтах www.warcraftiii.net, www.warcraftiii.ru, www.starcraft.ru, www.infoceptor.net и www.battle.net/war3. Играть по Интернету можно и нужно через war3.myip.org — самый крупный на сей день "нелегальный" сервер. За сим откланиваюсь и выношу вердикт.
Вердикт
Графика: [9/10] Звук: [9/10] Оригинальность: [8/10] Игровой интерес: [10/10] Общая: [9.5/10]. Вывод: Blizzard в очередной раз делает мегахит. Всем поклонникам стратегий в реальном времени играть обязательно!
Николай "Nickky" Щетько