Обзор You Are Empty [КГ]
Жанр: Action.
Разработчик: Digital Spray Studios и Mandel ArtPlains.
Издатель: "1C".
Количество дисков в оригинальной версии: 1 DVD.
Похожие игры: Half-Life, "Метро-2".
Минимальные требования: Windows 2000/XP; процессор 2,4 ГГц; память 512 Мб; видеокарта класса GeForce FX 5600 или ATI 9600 с ОЗУ 128 Мб; аудиокарта; 2,5 Гб свободного места.
Рекомендуемые требования: Windows 2000/XP; процессор 3,2 ГГц; память 1 Гб; видеокарта класса GeForce 6600 или ATI X800 с ОЗУ 256 Mб; аудиокарта; 2,5 Гб свободного мес
Товарищ, верь...
Разработчики не часто балуют нас играми альтернативно-исторической тематики. А уж альтернативы, связанные с семидесятилетним периодом советской истории, можно пересчитать по пальцам одной руки, даже если прибавить сюда огромный пласт игр по Великой Отечественной войне. Поэтому проект молодых украинских разработчиков из Digital Spray Studios в свое время привлек к себе мое внимание. Они обещали неординарный шутер с множеством оригинальных геймплейных решений, сюжетную линию, описывающую альтернативный ход истории СССР конца 50-х годов, много ярких самобытных противников и, конечно же, всепоглощающую атмосферу советского тоталитарного общества. И, конечно, когда на прилавке магазина появилась коробочка с костлявым красноармейцем и размашистой надписью You Are Empty, покупка не заставила себя ждать, и я в предвкушении отправился домой смотреть, удалось ли разработчикам выполнить свои обещания.
Мы рождены, чтоб сказку сделать былью
Но сразу же хочется сказать о грустном: издатель выложил на диск сырую и корявую версию игры, и хотя свеженький патч (45 Mb) исправляет большинство багов и глюков, на душе все равно осадок — не в первый раз "родные" издатели поступают таким вот образом. Обидно, товарищи. Итак, Советский Союз, победивший сильнейшего врага во Второй мировой войне, в послевоенные годы разворачивает гигантскую работу по восстановлению и модернизации всего народного хозяйства. Достижения мировой и отечественной науки берутся в оборот и тут же воплощаются в жизнь. Строятся новые города, создаются полностью автоматизированные фабрики и заводы, модернизируются колхозы и совхозы. И вот к концу 50-х годов СССР становится сильнейшим государством в мире. Советские ученые, окрыленные небывалыми достижениями советского строя, решают воплотить в жизнь давнишнюю коммунистическую мечту о человеке новой формации — идеальном сверхчеловеке, строителе светлого будущего. Объектом эксперимента выбирается огромный советский город, где строят экспериментальную вышку пситранслятора, способную изменять физиологию и психологию людей. Но что-то в ходе эксперимента идет не так, и в итоге большая часть населения исчезает, а вместо сверхлюдей по улицам опустевшего города бродят недружелюбные мутанты. Нам с вами предстоит играть за сотрудника органов госбезопасности, который незадолго до трагических событий попал под грузовик и очнулся на больничной койке уже в изменившемся городе, наполненном мутировавшими согражданами. Отсюда — из больничной палаты — собственно, и начинается игра. Нам предстоит разобраться в случившемся, найти виноватых и в меру своих сил исправить положение. Сюжет, конечно, не является откровением альтернативно-исторического жанра и катится прямолинейно, как по путям Байкало-Амурской магистрали, но его подача заслуживает внимания. Анимационные ролики в промежутках между этапами, стилизованные под кинохронику, описывают жизненный путь конструктора, который впоследствии и изобретает установку, позволяющую изменять физиологию и психологию людей. Каждый ролик является законченной историей, поворотным случаем из жизни ученого, и все вместе они прекрасно передают дух той эпохи: детство на фоне революционных преобразований в России, годы учебы в период ударных пятилеток, работа в проектном бюро во время войны и, наконец, работа над изобретением, которое должно изменить мир. За такие стильные и качественные ролики разработчикам однозначно надо сказать спасибо. Сюжет также раскрывается через немногочисленные записки и документы, написанные жителями города незадолго до катастрофы и разбросанные по уровням.
И вновь продолжается бой...
На поверку You Are Empty оказался обычным спинномозговым шутером, не претендующим на лавры убийцы Half-Life 2 (а именно такие надежды были). Ничем не примечательный геймплей, несколько простеньких задачек на протяжении всей игры и тупые как пробка боты, постоянно застревающие в дверных проемах и путающиеся друг у друга в ногах. Положение не спасают даже скрипты, которыми игра напичкана донельзя, а внезапные появления монстров за спиной игрока только вызывают раздражение. При том, что сам арсенал довольно стандартен для такого рода игр (пистолет, двустволка, автомат и т.д.), разработчики решили порадовать нас оригинальными графическими моделями оружия начиная с аутентичных советских стволов (краснознаменный "Маузер", винтовка Мосина, героический ППШ) и заканчивая несколькими специфическими пушками (например, пневматический молоток с датчиком давления и большой эмблемой "знак качества СССР" выступает здесь в роли автоматического пистолета). Здешние монстры тоже прямо-таки брызжут оригинальностью. Закутанные в смирительные рубашки психи, истощавшие колхозницы, вооруженные серпами, чекисты в противогазах, летающие сварщики, костлявые красноармейцы и др., — все это вносит своеобразный колорит в игру, превращая ее в аттракцион неудержимого гротеска наподобие второго "Серьезного Сэма". Правда, интеллект у противников слабоват — у каждого типа монстров свой алгоритм поведения, которому они следуют в любой обстановке, так что их уничтожение не вызывает затруднений. Графика звезд с неба не хватает. Собственный движок DS2-Engine выдает вполне приличную картинку и шустро работает с открытыми пространствами, но на всякие современные красивости вроде HDR-сглаживания рассчитывать не стоит. Физическая модель не вызывает нареканий. Монстры, приняв на грудь заряд из двустволки, живописно кувыркаются в воздухе и падают на землю в самых замысловатых позах. Интерактивность уровней тоже вполне удовлетворительна — уничтожению подвергаются не только многочисленные ящики, но и автомобили, стулья, телевизоры и другие немногочисленные образцы советской бытовой техники. В общем, если бы не левитирующие стулья, ящики, склянки и прочая утварь (один из многочисленных глюков релизной версии) и временами проваливающиеся сквозь стены конечности убитых монстров, то за физику можно спокойно ставить восемь баллов. Музыкальное сопровождение почти отсутствует, если не брать во внимание пару каких-то невнятных композиций, звучащих в самые напряженные моменты игры. Недостаток музыки компенсируется многочисленными звуками, издаваемыми окружением начиная с невнятного лепета и завывания психов и заканчивая речами или советскими песнями, льющимися из радиоприемников.
Я другой такой страны не знаю...
Вот мы дошли до самого вкусного, что есть в игре — атмосферы советского периода жизни, которую разработчикам удалось-таки прекрасно передать. Огромный советский город (ничего конкретного — просто собирательный образ) словно оживает, когда игрок выходит на его улицы. Тут есть и замусоренные пыльные дворики довоенной застройки, и проспекты с возвышающимися по сторонам домами в стиле сталинского ампира, есть центральная площадь с памятником Ленину и величественным зданием Горсовета, есть несколько ярких в московском стиле станций метро с вагонами старого образца, ну и, конечно, финальная локация — вышка пситранслятора с огромной красной звездой на вершине — воплощение технического и научного гения советского народа. Картину дополняют красные знамена, развешанные на столбах, бодрые лозунги на растяжках, бравурная музыка из динамиков радиоточек, многочисленные автомобили того периода: "Победы" и "Москвичи", ЗиСы и ЗиМы, КраЗы и автопогрузчики, рогатые троллейбусы и старенькие трамваи, ну и, конечно, автоматы с газированной водой. Кстати, эти аппараты служат дополнительным источником здоровья главного героя: после одного стаканчика газировки пошатнувшееся здоровье начинает медленно, но верно восполняться. Текстуры выглядят очень реалистично: помятые двери трансформаторной будки, ржавая раковина, указатели в метро, многочисленные кирпичные стены, брусчатка, — все это создает неповторимый эффект присутствия. Дизайн заслуживает того, чтобы просто ходить по уровням, делая скриншоты направо и налево. Единственное, с чем разработчики переборщили — так это с плакатами. Создается впечатление, что по городу пронеслась орда обезумевших зомби — расклейщиков плакатов, стремящихся перевыполнить план по покрываемой плакатами площади. Причем, когда у них заканчивались аутентичные, подходящие по времени плакаты, расклейщики принимались за старые, революционного или военного времени, из запасников. Конечно, разработчики всегда говорили, что не собираются соблюдать во всем абсолютную историчность и имеют свое видение создаваемого ими псевдоисторического мира. Но когда плакат, предназначенный для внутренней расклейки в роддомах, вывешен на фасад дома, это уже выходит за рамки любой псевдоистории. Проявили разработчики и толику здорового юмора. Например, бутылку с зажигательной смесью украшает портрет Молотова, разводной ключ в руках главного героя вызывает ассоциации со всем известной монтировкой, а здоровье главный герой пополняет из склянок с медицинским спиртом (для убедительности снабженных химической формулой данного вещества). Причем, выпив несколько бутылочек подряд, бравый ГБэшник отделывается только секундным помутнением взгляда и затем снова смело идет в бой. Все эти ухищрения позволяют хоть как-то разнообразить монотонный геймплей и выделить сей продукт из потока однообразных шутеров. Но, к сожалению, для западных игроков, если таковые появятся, эта атмосфера будет чужда и непонятна. Игра ориентирована сугубо на нашу постсоветскую аудиторию, особенно на ту ее часть, которая испытывает ностальгические чувства по прошедшим временам.
Радости:
неповторимая атмосфера советского общества;
оригинальные самобытные модели монстров и оружия;
отличные межуровневые ролики.
Гадости:
полная линейность;
однообразие игрового процесса;
глупый искусственный интеллект.
Оценка: 7.
Вывод:
Интересная задумка игры могла вылиться в адекватный "наш ответ Half-Life", но получилось как всегда. You Are Empty оказался очередным спинномозговым шутером на пару вечеров, однообразие которого скрашивает только атмосфера, наполненная своеобразным колоритом гротеска, и оригинальность дизайнерских решений.
Владимир "LeGAT" Садовский