Обзор Xenosaga Episode One: Der Wille Zur Macht
Платформа: PS2
Разработчик: Monolith Soft
Издатель: Namco
Жанр: РПГ
I am Alpha and Omega, I am the beginning and the end, I am Deus.
...Сквозь застилающую глаза красную пелену висящая в цепких лапах чудовища Шион с трудом различала происходящее. "Странно, — отстраненно подумала она, — я думала, перед смертью должна проноситься перед глазами вся жизнь, а вовсе не это...". На туманной поляне утопающая по колено в цветах девочка с серьезными глазами убеждала ее в необходимости выжить. Практически смирившаяся со своей участью, Шион краем глаза заметила промелькнувший серебристый силуэт, и стискивающие горло клешни разжались. Кашляя, она проморгалась и успела разглядеть, как массивную тушу гнозиса разрезал сияющий клинок и из развалившихся половинок показалась стройная фигурка Kos-Mos...
Никто не ждал от выходящей Xenogears, хоть и названной кем-то "убийцой Final Fantasy", ничего особенного. Гигантские роботы, рисованные заставки, "полная драматизма история" — все как обычно в релизах от Squaresoft. По традиции мы впереди планеты всей, и игра появилась у нас раньше, чем в Америке и западной Европе. Поэтому, когда за границей началась акция по попытке запрещения продаж Xenogears, мы лишь всезнающе ухмыльнулись и продолжили искать аналоги происходящего в игре в мировой религии и философии. "Да, Бог есть, — сказала Square, и он вас любит. На завтрак, обед и ужин".
Как оказалось, совершенно недетский мрачный шедевр Squaresoft был лишь седьмым эпизодом Xenosaga, видимо разработчиков вдохновил малоизвестный режиссер Д. Лукас. И пока все ожидали вполне логичного продолжения (людям свойственно ждать несбыточного, хотя, судя по концовке, продолжения никакого быть не может), разработчики, лелея какие-то свои далеко идущие планы, с традиционным японским поклоном передали права известному попсовику Namco. Фанаты несколько приуныли, но решили все-таки дождаться релиза с оригинальным названием Der Wille zur Macht ("стремление к власти" — нем.) — название одной из книг полубезумного философа Фридриха Ницше.
...В глубоком космосе всегда скучно. Особенно если ты — мусорщик и зарабатываешь на свой кусок хлеба с толстым шматом ветчины, мародерствуя на местах крушения крупных кораблей. В этот раз работа обещала быть абсолютно рутинной — подвергшийся атаке гнозисов военно-исследовательский корабль наверняка принесет неплохую прибыль бедным санитарам от космомусора. Штурман душераздирающе зевнул и уставился в крупный иллюминатор, за которым плавали останки экипажа и потенциальный товар для черного рынка галактики. Один труп, более-менее целый, поднесло к иллюминатору. "Хорошо, что у него глаза закрыты", — подумал, поежившись, штурман. Труп стукнулся о стекло, открыл глаза и ударом кулака едва не развалил хрупкое окно во тьму...
Графика — аниме, перенесенное в 3D. Все на месте: большеглазость, яркие краски, плавные движения, внимание к мелочам, кавайные девочки и мрачные злодеи. Это понятно, поскольку треть игрового времени вы не тыкаете по кнопкам, а лишь задумчиво следите за разворачивающимися событиями. Черт возьми, да если бы беготня и сражения занимали от силы двадцать процентов игры, я бы все равно продолжал бы утверждать, что в ней самая интригующая и интересная история из всех РПГ, что я видел. Достаточно того, что одной мимикой герои передают эмоций больше, чем голливудская звезда среднего пошиба в пик своей карьеры. Даже не самую сильную и дальнобойную атаку вы будете раз за разом применять лишь из-за исключительной красоты и пластики спецприемов. Поливающая из многоствольного пулемета вражин Kos-Mos или ломающий хребет гнозису Ziggy словно попали сюда со съемочных площадок дорогостоящих картин.
Ничего особенного не скажешь о музыке или звуковом сопровождении, тут уж каждый выбирает для себя, но до магических, чарующих мелодий Xenogears местный звук ну никак не дотягивает. Но вот озвучка... Я представляю себе собрание разработчиков, вижу, как председатель, стуча кулаком по трибуне и выплескивая содержимое графина на несчастных звукорежиссеров, требует, чтобы актеры для озвучки брались самые лучшие и "мы не пожалеем для этого никаких денег, да". С таким огромным количеством роликов на движке и совершенно разношерстных персонажей к середине игры вы по одной интонации и паре слов будете различать каждого из ваших подопечных. Полукиборг Ziggurat-8 умудряется говорить как создание с органическим горлом и механическими легкими, нытье и причитания вечного неудачника Аллена доведут вас до каления, а запредельно легкий, звенящий голос Kos-Mos вовсе не с чем сравнивать. В оригинале игра вышла аж на двух DVD, гении пиратства впихнули содержимое на один, что на качестве не отразилось — хотя, возможно, в детстве медведи устроили дискотеку на моих ушах и я просто не расслышал брака в звуковом сопровождении.
.. — Что ты можешь знать о боли? — вопрошал скорчившийся человек в окровавленной униформе. — Что ты знаешь о безумии, когда каждый дышащий кусок плоти кажется для тебя аппетитным? Ты, вся такая чистенькая и правильная, со своей фальшивой жалостью мож... — человек закашлялся, его стало рвать кровью.
— Какой ужас, — Шион прикрыла рот руками, — мы можем ему чем-нибудь помочь?
— Боюсь, что слишком поздно, — ответил Хаос, и его глаза засветились. — Смотрите, он уже не человек.
Одежда на спине несчастного вспучилась горбом, лопнула и оттуда жутким цветком выросли четыре щупальца. Его кожа меняла фактуру, пальцы на руках и ногах срастались в когти алмазной прочности, и даже само тело, казалось, увеличилось в объеме. Трансформация завершилась — перед ними стоял гнозис-титан...
Человечество вышло в космос и бурно это отпраздновало, но шли века, все встреченные инопланетные формы жизни оказывались не разумнее валенка, бурные праздники сменились тихим интеллигентным пьянством в одиночку. Наконец давняя мечта людей о старших братьях по разуму сбылась, но в несколько нетрадиционной форме — маленькие зеленые человечки оказались большими биомеханическими страшилками, настолько чуждыми по духу людям, что о контакте не могло быть и речи. Более того, создания далеких звезд могли свободно перемещаться в космосе, принимать призрачный облик и прикосновением растворять людей. Люди в сердцах плюнули, бросили приготовленные торт с цветами и достали из-за пазухи базуку. Однако ни базуки, ни синхрофазотронные плазмоганы, ни даже дамские пистолетики не действовали так, как A.G.W.S.(anti-gnosis weapon system), бронекостюмы высотой с трехэтажный дом, разработкой которых и занимается скромная задумчивая девушка в очках Shion Uzuki.
Однофамилица одного из героев Xenogears(Citan Uzuki) работает над проектом, запуск которого должен переломить ход войны в пользу потомков землян. За плечами четыре года ошибок и экспериментов, смерть любимого человека и потеря семьи в одной из локальных войн (в масштабах галактики локальная — это когда одна-две планетарных системы, не больше). Все это в прошлом, сейчас на спешно достроенном, но еще не протестированном военном корабле вся команда направляется за линию фронта, дабы опробовать новинку прямо в сражении. После будут и ставшие визитной карточкой Square любовные интриги, и трагические потери комсостава, и даже немного юмора — самую малость, для контраста. Наиболее близкий аналог всей истории -это произведение С.Лукьяненко "Император иллюзий": масштабные действия в космосе и вне его, без лишнего мелодраматизма и счастливых случайностей. И не забывайте — это лишь первый эпизод.
Боевой движок достаточно интересен и оригинален, чтобы не дать вам провалиться в сон посреди схватки с боссом, он больше смахивает на вдумчивый файтинг, с комбо, спецприемами и перехватами ходов. Выдаваемые скупой машиной на каждый ход 4 AP можно потратить на простые атаки, можно пробормотать что-нибудь из магии, а еще лучше засесть в блок и скопить очки для убийственного суперприема. Слегка замороченная отсутствием толкового туториала система изучения и обмена магией не переплюнет, конечно, Sphere Grid из FFX, но своеобразная гибкость и красота в ней присутствуют. Допустим, нужен лекарь, но Шион вам не по духу. Берем умение Medica, раздаем всем членам команды — и незаслуженно обиженная рыжая девушка остается не у дел. Ну и куда же без Summon'ов, коих в нашем случае зовут AGWS? У них своя система экипировки, оружия и приемов, кроме того вызванный заменяет лишь одного бойца из трех имеющихся.
В игрушке много ссылок на вторую часть, почти настоящий Интернет и добрая доля секретов. Дополнительное веселье — это искать отсылки к фразам и цитатам героев, читать между строк сюжета и догадываться о странных формах отношений казалось бы совершенно незнакомых героев. Самый большой и, наверное, единственный недостаток игры объясняется ее скоротечностью — это 30-35 часов прохождения, что, впрочем, не помешает провести это время с удовольствием.
Оценка: 8
Вывод: Серьезная и глубокая игра с совершенно недетской тематикой и диалогами. Попробуйте, если соскучились по настоящим, жестким фантастическим произведениям.
Tiamat