Обзор XCOM 2: War of the Chosen

Жанр: стратегия.
Разработчик: Firaxis.
Издатель: 2K.
Платформы: ПК, Mac, Linux, Xbox One, PS 4.
Минимальные системные требования: Win 7 64, Core 2 Duo E4700 2,6 ГГц, 4 ГБ ОЗУ, GeForce GTX 460 или Radeon HD 5770, 45 ГБ на жестком диске.
Рекомендуемые: Core i5-2320 3,0 ГГц или Athlon II X4 651K, 8 ГБ ОЗУ, GeForce GTX 770 или Radeon HD 7970.
Возрастной рейтинг: 13+.
Бывают игры, и особенно дополнения, о которых нечего писать. Пиар-отдел так заездит уши списком фич, что повторяя за ним, чувствуешь себя попугаем. С XCOM 2: War of the Chosen всё наоборот. Избранные, фракции Сопротивления – всё это звучало как-то… ортогонально что ли тому XCOM 2, каким мы привыкли его видеть. Реклама была активная, но что за зверь этот «Чузен», картина не сложилась. Попытаюсь внести ясность.
Вы поймёте меня, если я скажу, что есть компьютерные игры как дворовый футбол (Dota, Heroes, World of Tanks), а есть как кино (The Last of Us, Assassin’s Creed)? Серия XCOM движется строго в русле первых: бесконечная реиграбельность, максимум свободы игроку, весь интерес в спонтанных ситуациях. Ваши враги – время, AI и случайность, но не фантазия дизайнера-постановщика, не прописанный раз и навсегда скрипт. Это здорово, за это мы любим тактики, но всё же, как ни спорь, ручной дизайн дарит больше ярких впечатлений на час игры. Кто скажет, что XCOM 2 не была и зрелищной, и напряжённой? Конечно была – но с оговоркой «для подобных игр». War of the Chosen берётся эту оговорку снять, в разы подняв насыщенность действия, но без потерь в свободе и реиграбельности.
Как это достигается? Первое из решений напрашивалось. Миссии XCOM 2 строились очень уж по одной схеме: убить всех и уложиться в таймер. Разнообразие внесли: продержаться столько-то ходов или похитить как можно больше контейнеров, или просто эвакуироваться и выжить. Вам могут помогать боты из числа повстанцев, какие-то триггеры продлевают таймер или, наоборот, запускают новые волны врагов. Где-то разрешают взять только трех или даже двух бойцов, или только новичков, а где-то настоятельно не советуют выходить из маскировки. Забавно, что теперь случайные задания стали интереснее сюжетных, перенесённых без изменения из оригинальной XCOM 2.
Другое новшество – секретные операции – в чём-то отсылает к Long War 2. Отряд внедряется без вашего участия несколько дней… и возвращается с наградой и персональными бонусами. Но только если всё прошло гладко. Станет жарко – и вас попросят взять командование. Подобно Long War, эта механика не даёт замкнуться на одном суперзвёздном составе отряда, позволяет подтянуться «дублёрам». Но плюс в сравнении с модом – лишние миссии не растягивают игру, обычно справляется автопилот. А ещё вашего бойца могут взять в плен, и нужно будет его спасать… стоп, кажется мы где-то похожее слышали. Всё это нам обещали в World of Warcraft: Warlords of Draenor, но что-то дальше «мы соберём за тебя тир 17» дело не ушло. War of the Chosen избежал и этой ошибки тоже: награды за тайные операции не дублируются с обычными. Хотите прокачать меткость, волю, живучесть бойцов – вам сюда. Больше энергии базе? Координаты объекта «Аватара»? Улучшенные пушки? Здесь это возможно.
Тут же знакомимся с союзными фракциями. Их три: раскаявшиеся пришельцы, шаолинь-псионики и русские. Они-то и дают задания, а с ростом доверия открывают стратегические бонусы: к добыче ресурсов, к скорости исследования, к устойчивости ваших вояк. Конечно, самое вкусное – уникальные бойцы фракций, отнюдь не читерски сильные, но всё же очень полезные. Хитрость Firaxis предсказуема: добавить привлекательности тактикам, которые не были популярны в оригинальной XCOM 2. Так что есть спец по маскировке, спец по ближнему бою и паркурщик-лебёдочник. У каждого к тому же расширенный арсенал приёмов, и это отнюдь не вариации чего-то старого.
Но и здесь Firaxis пошла дальше, рискнув персонифицировать антагониста. Пришельцы, «Аватар», Старейшины – всё это хороший фон, но слишком абстрактно, чтобы действовать на эмоции. Как ни странно звучит фраза «подарить врагов», но это так: War of the Chosen именно подарила осязаемых, достойных противников, которых можно бояться и ненавидеть – это Избранные. Их трое: маг, скрытный убийца и снайпер. Каждый контролирует свою территорию и может появиться на любом задании. Убить Избранного – значит лишь прогнать его в текущей миссии. Хотя и это непросто (запас здоровья и набор способностей впечатляют), но полноценная победа обойдётся куда дороже. Фактически, предстоит сразиться с тремя компьютерными игроками, у которых собственные базы, свой прогресс в развитии, которые ищут вас так же, как вы ищите их. Это и новый фактор при планировании операций, ведь у Избранных есть свои слабые стороны и естественные враги. Это и отдельная сюжетная линия, где Избранные борются за титул правителя Земли.
Формула War of the Chosen в том и состоит: фракции, Избранные, тайные операции и доп. условия миссий – все эти механики существуют в собственных плоскостях и умножаются на события из оригинальной XCOM 2. Результат – множество непредсказуемых острых ситуаций. Например, задание спасти ВИПа могло бы стать «очередным», но ВИП защищает себя турелью – и это меняет ход действия. Едва вы прикинули план – на сцену выходит Избранный и снова ломает шаблон. Хаос и рандом? Ни в коем случае! Вы предупреждены и можете всё спланировать. Ну или хотя бы попытаться, ведь факторов очень много, и где-то вам придётся пойти на риск.
Вот ещё фактор из новых – человеческий. Съев пуд соли в одном отряде, ваши люди и впредь захотят работать командой. Взять ли на задание привычного напарника ради бонусных умений? А если этот боец устал? Да-да, теперь и такое случается: усталость грозит стрессом, а за ним и до фобий недалеко. Не лишены эмоций и учёные. Они вдвое быстрее завершат исследование, на которое вдохновлены сейчас, но стоит отложить его на потом – и мысль уйдёт, а с ней и бонус скорости. На нормальной сложности можно на что-то закрывать глаза, но правил «для галочки» здесь попросту нет.
Говорят, что War of the Chosen сделал XCOM 2 новой игрой. Это не так, скорее добавил объемности. Задумка не изменилась, но аддон выжимает из неё максимум. Наверное, со времён серии Heroes не было такой комбинации разнообразных правил, синтеза жанров, тотального симулятора всего сразу в заданном сеттинге. Не хватает до сих пор лишь полноценного мультиплеера: две секретные организации не могут помериться силами.
На фоне написанного даже как-то неудобно останавливаться на простых количественных добавках. Придумали новых противников – действительно новых, а не как в DLC или модах. Разнообразили локации: подземелья, заражённые города и заросли инопланетной флоры. Разрослось и дерево науки, правда больше пустяками вроде ускорения построек. Изменилась механика Центра подготовки: теперь бонусные перки выдаются не с повышением звания, а изучаются за специальные очки. Причем таковые есть как у самих бойцов в отдельности, так и общий резерв, который нужно распределять по собственному усмотрению. Верный способ их набрать - тактическая смекалка, например, убийства с фланга или с возвышенности. Другой путь - побеждать Избранных или боссов из DLC. Третий - выполнять тайные операции. Старания себя оправдают, когда у вас появится Спец с обеими вкачанными ветками: хакерской и медицинской. Или Рейнджер с лучшим снайперским перком "Серия".
Особняком в списке нововведений стоят миссии с особыми противниками – Странниками. Они явно отсылают к зомби-боевикам как рисовкой, так и изменёнными правилами игры. Убийство такого зомби не отнимает очки действий, а укрытиями они не пользуются. Проще говоря, стреляем, пока хватает патронов. Как водится, пушечное мясо берёт числом, причем чем больше ваш отряд шумит (гранатами, например), тем большая орда стянется по вашу голову. Примечательно, что «Адвент» тоже боится Странников, так что XCOM и пришельцы в какое-то мгновение даже могут вместе отбиваться от толпы мертвяков. |
Словом, улучшено действительно очень многое, но если вы ждёте ложки дёгтя, то я вас не разочарую. Firaxis слишком увлеклась новшествами, чтобы всерьез перелопатить самые основы своей игры. Это и движок, который всё так же замирает в раздумьях, отбирает управление во время болтовни героев (а Избранные горазды поболтать) и сонно проматывает тексты в окнах вместо понятного скроллинга. Расчёт урона и попаданий – всё тот же тяжкий выбор между save/load'ом и собственными нервами. А интеллект врагов, мягко говоря, оставляет право на ошибку, конечно с оговоркой, что ботов-союзников пилотирует он же. Простой пример – монстры активируются при приближении вашего отряда, но на ботов не реагируют и спокойно дают себя убивать. Да и в целом охотно играют роль шкафов, которые громко падают, что не удивительно: придумать и красиво нарисовать суперспособность проще, чем запрограммировать её своевременное использование, а сложность быстрее подкрутить цифрами, чем стараться переиграть игрока.
Может, так и надо. XCOM 2 выглядит как боевик, где можно разнести пачку пришельцев взрывом, срезать пафосного мутанта метким выстрелом и балансировать на лезвии ножа забегами прямо во вражеские позиции. Движок обеспечивает slo-mo и эффектные ракурсы камеры. Физика – разрушаемость всего и зрелищные полёты трупов. Ах, да! У XCOM появился свой фотограф, и на какой-нибудь базе Сопротивления вы заметите плакаты с вашим отрядом. А радио «Адвента» расскажет о ваших злодеяниях прямо как в Wings of Liberty. Firaxis позволила себе огромный слой глазури, но ничуть не убила этим хардкорную стратегическую основу. Просто пришло время проститься со стереотипом, будто пошаговая стратегия – это всегда сухие клеточки да циферки.
Радости:
- Новые механики и неожиданные их комбинации.
- Больше разнообразия.
- Новые классы, монстры, уровни.
- И все многочисленные достоинства оригинальной XCOM 2.
Гадости:
- Тормоза на ровном месте.
- Перлы AI.
Оценка: 10.
Вывод:
Если это не превосходный аддон, то я пасую угадать, что ещё может Firaxis добавить в XCOM 2. От неё и требовалось-то подкрутить пару гаек, вместо этого игру будто увеличили вдвое. И все изменения в сторону углубления правил, что так редко позволяют себе пошаговые стратегии. Остаётся мечтать о чем-то похожем для Civilization 6.
Обзор написан по ПК-версии игры.
Anuriel