Обзор World of Warcraft: Legion

Разработчик и издатель: Blizzard Entertainment.
Жанр: онлайн-RPG.
Похожие игры: Neverwinter.
Платформы: Windows, Mac.
Минимальные системные требования: Win 7 32, Core 2 Duo E8500 или AMD Phenom II X3 720, 2 ГБ ОЗУ, GeForce GT 440 или Radeon HD 5670, или Intel HD Graphics 5000, 45 ГБ на жестком диске, выход в интернет.
Рекомендуемые: Win 10 64, Core i5-3330 или FX-6300, 4 ГБ ОЗУ, GeForce GTX 750 Ti или
Radeon R7 260X.
Возрастной рейтинг: 13+.
Есть люди, не слышавшие про World of Warcraft? Вряд ли. Эта великая игра вышла в 2004 году и изменила представление о жанре MMORPG, где жестокая первая M (от «массовая») всегда означала для игроков многочасовую рутину ради права чуть-чуть выделиться из этой самой массы. Заменив гринд простенькими квестами, WoW сделала процесс прокачки увлекательным почти на уровне оффлайновых ролевок. А огромное количество механик и равномерно распределенный по уровням контент позволяли вашему герою проявлять индивидуальность при всякой встрече с другими игроками. В WoW вы погружались с первой минуты, и далее ваши возможности росли ежечасно. Начиная от безобидной кулинарии и рыбной ловли – расслабляющих и ни к чему не обязывающих мини-игр, заканчивая войной фракций, когда можно было атаковать вражеское поселение, заблокировав другим игрокам прохождение целой локации.
О втором Гул’дане и катастрофе Азерота
Полноценных дополнений к WoW было всего два. Burning Crusade действительно сделал игру еще глубже и грандиознее. Вы кузнец – станьте мастером брони или мастером оружия. Вы нашли редкий предмет – подправьте его характеристики под себя, вставив в слоты драгоценные камни. Вы собрали фантастическую сумму на скакуна – соберите еще больше, чтобы оседлать летающего зверя! Аддон Wrath of the Lich King – первая ласточка стагнации. Пара крутых умений каждому классу, подправленная графика – а в остальном все тот же старый контент, перерисованный под северную стилистику. Смелые опыты, вроде вставок чистого экшена, не имели будущего: всем хотелось тюнинговать своего эльфа 80 уровня, а не спамить одной кнопкой безответных ботов, верхом на драконе.
Тогда, в 2009 году, у WoW был шанс переориентироваться на сюжет, для чего следовало «запустить часы» истории этого мира, остановившиеся после кампаний Warcraft 3. Но в тот роковой год Blizzard эти часы попросту разбила, отправив вслед за Иллиданом в небытие Артаса – двух колоритнейших героев, на которых семь лет держались все события вселенной Warcraft. Фактически, WoW отрезали от Warcraft 3 – а связь была очень тесной: сеттинг, локации, зацепки на сюжет, классы, боссы и едва ли не графика – все досталось онлайновой игре от стратегии 2002 года. И с этим решили распроститься.
Все же недолго бы мы плакали, если бы WoW все так же впечатляла игровыми возможностями. Но для этого геймплей нужно было развивать, двигаться вперед, отрываясь от шакальей стаи клонов-конкурентов. WoW пыталась изо всех сил – но сил не хватило. Трудно понять почему, но в 2010 году Blizzard обновила едва ли не все локации Азерота, а в 2014 году два десятка более гладких моделей для основных рас презентовались как серьезный прорыв в графике. Хуже того: непродуманный подход к топовому контенту привел к тому, что каждый следующий аддон не столько добавлял новые задания и локации, сколько делал ненужными старые. Наконец, сама компания Blizzard после 2012 года круто развернулась в сторону казуальной аудитории и коротких игровых сессий. И тогда WoW совсем уж начали резать по живому, убивая целые направления прокачки, выбрасывая многие механики, пока формула «от рыбалки до PvP – развлечения на любой вкус» не превратилась в «от рыбалки до PvP – все на один вкус».
Пять лет войны с законами жанра MMORPG стоили WoW миллионов подписчиков. Наконец решение было найдено: World of Warcraft отныне одиночная, ориентированная на сюжет RPG с некоторыми онлайновыми элементами. Не подумайте, что я цитирую разработчиков – но истина такова, и до конца статьи будет много сказано в подтверждение.
Пока же обратимся к несчастным сценаристам, которых поставили перед фактом: ничего, кроме вселенной «Военного ремесла», игроков в WoW не удержит; обеспечьте связь времен и ностальгию. Команда Криса Метцена не придумала ничего лучше, как ввести параллельное (не испорченное Пылающим Легионом и прошлыми аддонами) измерение, откуда стала вытаскивать копии ранее погибших персонажей. Так родился Warlords of Draenor, в обзоре которого мы уже отмечали возросший уровень работы над сюжетом. Но то была лишь первая проба, а по-настоящему WoW предстает в новом амплуа с выходом дополнения Legion.
О пользе сна и реакции эльфов на пробуждение
Нет, не рассчитывайте здесь увидеть «Ведьмака 3» или даже Pillars of Eternity. Все проще: отныне прохождение квестовых цепочек – важный показатель вашего успеха в игре, наряду с уровнем персонажа или золотовалютным запасом. Хотите купить броню из последнего сезона – пройдите кампанию своего класса. Хотите нанять больше соратников – проходите квесты. Нужны ресурсы на апгрейд базы – выполняйте задания. И лучше сразу проститься со стереотипом, что все цепочки вы пройдете за пару вечеров. Сессионность – это прекрасно, но в некоторых квестах придется ждать по 8 часов реального времени – и это не предел.
Зато заданий действительно много, они складываются в длинные истории, где есть все, что мы любим в RPG: эпичность, динамика, неожиданные повороты, чувство причастности к судьбе вселенной. Началось все с нового вторжения Пылающего Легиона в Азерот и попытки Гул’дана проникнуть в гробницу Саргераса – некогда главы этого самого Легиона. Лучшие герои мира бросились помешать орку-колдуну, но их ждал полный разгром. Тогда, предвидя катастрофу, стервозная стражница Майев «спустила с цепи» охотников на демонов – и это дало временную передышку.
Дальше последней надеждой Азерота назначают лично вас и поручают сбор всяких легендарных артефактов – Столпов Созидания. А заодно разгадку тайны Кирпича, упавшего с небес и несущего в себе послание из Космоса: «Оживите Иллидана, он же такой классный!» И вы спросите: а как так все самое интересное поручают одному вам, если в WoW одновременно играют тысячи людей? А вот так: все эти эпические задания вы будете проходить в одиночку при поддержке разве что ботов. Мультиплеер в Legion – развлечение строго опциональное, на любителя.
Несмотря на продуманную фабулу, сольная игра протекает в полусне. Формально автоподстройка баланса следит, чтобы сила монстров подходила под уровень игрока. На деле в битве вы даже не теряете здоровье, и я взял максимальный 110 уровень, даже не вытащив все скиллы на панель интерфейса. Не изменились и задачи: все так же добежать до отмеченной области и что-то сделать по инструкции дневника. Мне скажут: ничего нового на движке WoW уже не придумаешь, все давно испробовано. Три раза «ха»! Посмотрите, что творят дизайнеры Nova: Covert Ops на движке стратегии, и какой там ювелирный баланс. Просто создателям Legion запретили, чтобы у игроков возникала даже тень мысли, что с каким-то заданием могут возникнуть затруднения. И даже миссии вроде освобождения Эксодара, где нет сложности, просто есть свобода маневра – это редчайшие исключения, лишь подтверждающие догадку, что могли, но не захотели.
Безусловно, миссии не однотипны и увлекают. Это могут быть красивые полеты в виде светлячка по эльфийскому лесу, побег из ада в духе Dark Souls или уроки рунописи в затерянной во времени эльфийской академии. Проблема в другом: здесь нет игры. Потому что игра, не только компьютерная, но любая – это когда прилагаешь усилия и получаешь награду. Первое обязательно определяет второе. Порвать пасть дракону, совершить что-то невообразимо сложное и получить за это красивую ленточку – нормально для игры. А вот всякое «поговори с Кадгаром, чтобы стать ЛИ-ГИН-ДАР-НЫМ!! героем» только коробит, и такую фальшь хочется поскорее забыть. Квесты Legion – потрясающе сбалансированная жвачка для мозга. Они не достаточно интересны, чтобы надолго оставить приятные воспоминания, но и не достаточно скучны, чтобы очередной кусочек сюжета воспринимался как награда за их прохождение. В новом дополнении довольно много роликов, но эффекта Wings of Liberty не получилось – вы и так, и так чувствуете себя зрителем перформанса.
Наконец, возрастной рейтинг снова перепутали с целевой аудиторией, и тертые в боях герои ведут себя как 13-летние подростки. За час игры я дважды участвовал в атаках «непобедимой» армады Орды, и дважды это заканчивалось провалом, зато Орда как-то успела поссориться с Альянсом. В другом месте наблюдал, как герои темных эльфов, уже не раз отбивавшие Легион за последние 10 000 лет, обленились, обнаглели и в припадке истерии по одному отдались в руки какому-то третьесортному демоническому миньону. И уж совсем не поддаются счету бесконечные «Ва-ха-ха! Я вас всех убью!» и «Вы опоздали, Азерот падет!», всякие «рояли в кустах» с убегающими «из последних сил» боссами и просто недосмотры, когда один квест по смыслу противоречит другому. А что? Так всегда и было в WoW. Просто раньше сюжету не отдавалась центральная роль.
О серийном производстве и профсоюзах
Все же козыри у WoW есть, и потому игра еще жива. Автоподстройка сложности имеет шанс на будущее – достаточно Blizzard ввести уровни сложности по аналогии с героическим режимом подземелий. А если она соберется с силами и прикрутит автоподстройку ко всем локациям, подземельям и рейдам мира Warcraft? Это же будет просто бомба!
Вторая технология – изменение облика локаций по мере прохождения заданий – используется в Legion повсеместно. С одной лишь оговоркой: в прошлом дополнении из нее выжали максимум благодаря гарнизонам – собственноручно возводимым и обустраиваемым крепостям. Legion этот успех слил: про гарнизоны приказано забыть, впрочем это полбеды. Им взамен придумали оплоты классов – локации, где можно насладиться обществом коллег, испытать, так сказать, профессиональную солидарность, поделиться опытом классовой борьбы, спланировать забастовки и все такое… Нет, конечно, на самом деле там ничего нельзя, кроме как смотреть на пару десятков точь-в-точь таких же игроков, как вы сами, под аккомпанемент реплик NPC вроде: «Приветствую тебя, о великий из величайших!» Да, есть карта заданий, можно нанимать и прокачивать компаньонов – но это уже не цепляет. Почему? Да потому, что гарнизоны – это была отсылка к трилогии стратегий Warcraft, к незабываемому «нужна древесина» и «нужно построить зиккурат». А оплот класса – это не более чем одно из зданий в Даларане, где разве что нет адских тормозов.
Дальше трудно избежать иронии, ведь в Legion все герои одного класса пользуются одинаковым «уникальным» оружием. То есть вам поминутно говорят, что ваш кинжал (посох, лук) ну просто насквозь легендарный – и тут же заставляют крутиться в обществе других игроков с точно таким же оружием – ну не маразм ли? Эти два новшества – оплот класса и классовое оружие – по определению несовместимы, неужели никто на этапе альфа-теста этого не заметил?
По существу же классовое оружие – очередная ампутация старых механик. Раньше все строилось по проверенным законам жанра: вы шли в подземелье, убивали босса, получали новую мощную «пушку» – и это дарило то чувство «I've got a power!», за которое мы любим все виды RPG. Отныне цепочка удлинилась. Начинаем с квестов, через пару десятков оных получаем реликвию, которая дает «опыт» артефакта. Еще и еще собираем реликвии – и, наконец, нам разрешают выбрать «особенность» оружия. Открываем красивое окошко, видим как будто даже дерево прокачки. Но присматриваемся к предлагаемым бонусам – и там лишь скромные численные прибавки: +6% урона таким-то скиллом, +5% лечения другим. Серьезно: это все, что мы можем улучшить, после нескольких часов игры? Притом что активно используется десяток умений, а значит нужно в десять раз больше «особенностей» ради 5% прибавки к DPS или HPS. Вы издеваетесь?
Да и не в цифрах дело, а в том, что прокачка не ощущается в бою никак: не влияет на тактику, не прибавляет индивидуальности вашему стилю игры, не создает ощущение возросшей мощи героя, не придает даже какой-то визуальной эффектности. Жертва ради баланса? Но ведь в ранних версиях WoW были таланты, ускоряющие каст магии, снижающие стоимость или кулдаун скиллов, повышающие силу крита сразу на 10% или даже дающие новые эффекты прежним скиллам – и с балансом все было в порядке. Да зачем вообще такой баланс? Уж лучше Diablo 3 с ее фейерверком эффектов – это хотя бы весело.
Но Legion идет дальше и удаляет «символы», введенные в аддоне Wrath of the Lich King. Зачем? Они и были-то чуть ли не декоративными. Но хоть какую-то гибкость давали. Объяснений нет. Вот такое дополнение за ваши деньги: одну механику ввели – две убили. Не спрашивайте, чем занимаются теперь начертатели – ввести заглушку в виде очередных «рун», дающих численные бонусы в рейде, не проблема.
И раз уж мы о числах. В окне героя я насчитал их всего девять. По сути же имеет значение только одно – уровень предметов. Можно прямо так и говорить: «Сила моего героя 795». Так вообще бывает в MMORPG? Вы можете себе это представит даже в ролевом экшене или MOBA? Причем неожиданно находишь предметы с интересными бонусами, вроде «+N к скорости передвижения», но где это отображается и каков реальный бонус, никак узнать нельзя. Стоит ли удивляться, что сотни тысяч игроков мечтают об открытии серверов ранних версий WoW? Взгляните на калькулятор талантов Burning Crusade – да это просто божественное откровение на фоне нынешних бутафорских правил.
Да, касательно правил-однодневок – их действительно много. Есть «знание об артефакте», ускоряющее прокачку оружия. Есть «таланты чести», предназначенные для PvP. Но в это уже не веришь: ну поднимется Та Самая Главная Цифра до 850 или даже 853 – и что это изменит в геймплее?
О попытках летать рожденного ползать
Графика у WoW в лучшем случае удручающая и едва ли может конкурировать даже с играми десятилетней давности. Собственно, о проблемах с графикой я писал еще в обзоре Mists of Pandaria в 2012 году, с тех пор в мире сменилось поколение консолей, а WoW остался там же. Вопрос даже не в технологиях, а в дизайне – он зауряден и тосклив. Оскверненные земли Запределья – это фонтан красок, безумие, космос. Оскверненные локации Legion – это груда черных булыжников в ядовито-зеленых пятнах. Нордскол – это десятки совершенно разных зон, объединенных темой севера и холода. Расколотые острова – это никак не связанные леса, горы и руины.
Есть и другие причины, почему к WoW поначалу надо привыкать. Оставим даже морально устаревший интерфейс, где нельзя перетаскивать окна, а в сумке подолгу ищешь нужный предмет. Хуже, что дизайн доспехов надоел: меняются модели лишь у наплечьев и шлема, у остальных элементов – только текстуры. Поэтому в принципе нельзя создать волшебницу в костюме как у Джайны или воина в доспехах как у Гарроша. Идем дальше: монстры бегают к вам сквозь текстуры, а в других случаях вы не можете их атаковать, поскольку якобы их «не видите». Контактникам вечно нужно подгадывать дистанцию, а стрелкам – выделять каждую цель, и не дай Бог она оказалась за спиной!
Да, это все наследие эпохи, когда лаги из-за плохого интернета были опаснее условностей управления, но сегодня в WoW эти «костыли» удручают. И вот Blizzard вводит новый класс – охотники на демонов. Они быстро бегают, высоко прыгают, планируют на крыльях и смотрят сквозь стены. Вводить такой класс было рискованно, но играть за него чертовски весело – вы чувствуете свободу и драйв, как будто играете в слешер. Добавьте сюда агрессивный внешний вид «под Иллидана» и образцовую кампанию-пролог – и становится ясно, почему едва ли не каждый второй на Расколотых островах – крылатый эльф с горящими глазами.
Словом, хотите получить удовольствие от Legion – создайте охотника на демонов, проходите квесты и пореже смотрите в окно статистики. Играть прочими классами – сплошная боль от фич-ката, да и вряд ли вы захотите пройти те же миссии другим героем второй раз.
Радости:
- Колесо истории Азерота набирает скорость.
- Охотником на демонов стоит сыграть.
Гадости:
- Чувствуется моральное старение игры.
- Ни квесты, ни битвы не бросают вызов игроку.
- Ключевые механики продолжают отпиливать.
Оценка: 6,0.
Вывод:
Legion ничем не удивил и ничем по-настоящему не порадовал. Старые фанаты зайдут сюда посмотреть на знакомых героев, смахнут ностальгическую следу и через месяц забудут о WoW до следующего аддона.
Благодарим Blizzard Entertainment за предоставленный ключ игры.
Anuriel