Обзор The Witcher 2: Assassins of Kings
Жанр: action/RPG.
Разработчик: CD Projekt RED.
Издатель: Atari.
Издатель в СНГ: «1С-СофтКлаб».
Локализатор: Snowball Studios.
Похожие игры: The Witcher, Gothic.
Минимальные системные требования: Core 2 Duo 2.2 GHz или двухъядерный AMD 2.5 GHz, 1 GB RAM для Windows XP, 2 GB RAM для Windows Vista/7, GeForce 8800 512 MB или Radeon HD3850 512 MB, 16 GB места на жестком диске.
Рекомендуемые системные требования: четырехъядерный процессор Intel или AMD, 3 GB RAM для Windows XP, 4 GB RAM для Windows Vista/7, GeForce 260 1 GB или Radeon HD4850 1 GB, 16 GB места на жестком диске.
Желание сделать лучшую в мире ролевую игру CD Project RED оставила где-то в наивном прошлом. За пару шагов до осуществления цели поляки скомандовали «Стоп машина!» и дальше повезут явно не задаром. Да-да, тесное взаимодействие с фанатами позволяет не только провести работу над ошибками, но и продавать удовольствие правильными порциями. Если бы еще эта бережливость не так бросалась в глаза!
Что же до формулы отличной RPG, то она не менялась последние десять лет: завернутый сюжет и сложные дилеммы разбавляются добротным экшеном. CD Project RED лишь посмотрела на последний еще чуть шире, заимствовав из динамичного жанра не только махание мечом, но и другие проверенные развлечения. Так появились стелс-миссии, QTE-бои, беготня под ливнем стрел и пламенем дракона, громадные боссы с убойными спецатаками и прочая ересь, выгодно отличающая «Ведьмака 2» от ностальгирующих по Baldur’s Gate коллег. Не верьте тем, кто поспешил обвинить сиквел в консольной попкорновости – разработчики лишь поделили долгие минуты бессмысленной беготни, характерной для первого «Ведьмака», между активным действием и диалогами. Экшен охотно скушает не один час вашего времени – миссии нередко сложны и требуют прочувствовать тактику, поэтому загружаться придется не раз. Чтобы не утомить однообразием, дизайнеры не повторялись, сделав каждое такое задание заметно особенным, так что самые зрелищные эпизоды, вроде битвы за Верген, смело можно было затягивать в два, а то и в четыре раза.
Если в городе происходит важное событие, это отражается на поведении всех жителей
При этом «Ведьмак 2» не стал более кровожадным, предоставляя вдоволь возможностей не спеша изучить игровой мир, поболтать как следует с персонажами и заработать немного опыта в квестах, не требующих применения мечей. Старина Геральт совсем не изменился – ведьмак знаменит не столько охотой на чудовищ, сколько страстью до азартных игр и женского общества. Сложные моральные принципы и едкая презрительность к порочному человечеству ничуть не мешают ему самому попадать в забавные и крайне компрометирующие ситуации. Стоит ли бояться напиться до беспамятства, когда события пяти последних лет начисто вылетели из головы? И чего гнушаться дружбы с троллем или суккубом, когда на тебя самого устроили облаву во всех северных королевствах?
Как так случилось? Уж поверьте, коварная судьба Геральта здесь превзошла себя. Геральт был неосторожен – от политики стоило держаться подальше, а роль телохранителя Фольтеста очень смахивала на нарушение правила нейтралитета. Сохранить королевское тело удалось, но вот голову утащил неизвестный тип с очень знакомым кошачьим вертикальным зрачком. Вдобавок убийца короля явно был связан с эльфами-бунтарями скоя’таэлями, а также обладал сведениями о прошлом Геральта. Целых четыре причины для погони, но попробуй объясни неумным людям, как это король, оставшись тет-а-тет с ведьмаком, лишился важных для жизни деталей.
Борьба на руках - в меру сложная мини-игра, в которой не очень-то помогает Save/Load
Тут повествование начинает неистово ветвиться, проявляя чудеса нелинейности. Развилки существенны, как ни в одной игре: провели удачно диалог – получите другой сюжетный квест, отказали в помощи союзнику – в следующей главе целый город для вас закрыт. Сценарист рубил с плеча, важные решения приходится принимать, едва познакомившись с героями, причем на попытках предсказать последствия сразу ставьте крест. Не важно, что вы реквизировали судно с пленными эльфами только потому, что вам нужен был транспорт. Можете приколоть себе беличий хвост: нелюди теперь ваши братья по оружию, а ваш дом – неприступный замок в Серых горах, где, как известно, золота нет. Крутые сюжетные финты не раз оставят в недоумении: с иным персонажем познакомиться не успеешь, а он уже приказал долго жить. Удивляет и Белый волк – ему бы сделать ноги в половине сложных ситуаций, а не бросаться на амбразуры, впрочем, подобное чудачество герой игры унаследовал от книжного прототипа. Соответственно, незнакомым с книжным сериалом игрокам не раз придется удивляться мотивам героев. Что это за Йеннифэр такая, что ради нее Геральт готов бросить даже звезду «Плэйбоя» Трисс? Чтобы устаканить в голове сюжет, не вредно пройти игру второй раз. Принимая другие решения, вы получите совсем другой сценарий – разработчики «Ведьмака 2» в отличие от BioWare насчет нелинейности ничуть не соврали и не преувеличили.
Коллекционирование эротических карточек в прошлом. Теперь только полноценные сцены 18+. Никакого обмана.
Редкий случай – в погоне за качеством CD Project RED выпустила из виду количество, а именно длительность игры. В то время как пролог и первые две главы смакуют каждый сюжетный ход шикарными диалогами и кат-сценами, а геймдизайн поощряет неспешное исследование мира, в третьей главе игрока палкой гонят к финишу, сбрасывая на него комом лучшую экипировку, очки развития и сюжетные откровения. Растянуть бы эту груду на две полноценные главы – и «Ведьмак 2» стала бы той самой идеальной RPG, о которой все так мечтали.
Тем более, что «Ведьмак 2» хороша не одним сюжетом. Побочных заданий хоть и немного, зато все запоминающиеся. Принести куски убитых монстров теперь не достаточно – нужно убедиться, что твари ушли навсегда: полевой кремацией оставляем трупоедов без ужина, гарпий ловим на взрывающиеся блестяшки, а паукам разбиваем яйца. Квесты пронизаны тонким стебом, и если шутки ниже пояса дети разгадают вмиг, понять, что за пароль такой «Кьеркегор!» кричит Золтан и что за отзыв «Хайдегер!» получает в ответ, удается не каждому. Особенно досталось трилогии Толкина. «Просто, как лембас с маслом», - говорит эльф Йорвет. Даже трактирные мини-игры теперь содержат толику нелинейности и интриги: соперники – не воплощение честности, пытаются подкупить Геральта или слопать перед состязанием стероидов.
Эльф-террорист наигрывает "Песнь христианских пиллигримов". Такой вот постмодерн.
А вот на обыкновенные случайные встречи с монстрами дизайнеры явно не делали ставку. Собственно, дикоземья всего-то пара жалких клочков и едва полдесятка видов чудовищ встречаются регулярно и повсеместно. Большинство экземпляров уникальные: призраки обитают лишь в склепе и проклятой больнице, горгульи – в городских руинах. Бестиарий почти не повторяет «Ведьмака», да и в границах сиквела встреча со знакомцами не сулит тяжелой битвы, просто потеха для меча, за которую даже не дают опыта. Не стоит удивляться, что серия быстрых ударов пользуется наибольшим спросом. Отсюда ощущение закликивания, во многом справедливое, хотя для ряда врагов приходится искать более тонкий подход. Дело в том, что уклоняется и парирует атаки Геральт теперь не автоматически, вдобавок блок отбирает нужную для Знаков энергию. Враги же вовсю пользуются луками и щитами, атакуют толпой, отчего даже на средней сложности недостаточно хорошо прокачаться, нужно выдумывать тактики. Впрочем, как и раньше ведьмак не обделен профессиональными трюками: опробовав эликсиры, бомбы, метательные ножи, смазки для мечей и Знаки, к концу игры можно найти пару-тройку непобедимых комбинаций.
Как видите, для некоторых монстров три боевых стиля первой части не подходят
Статистика персонажа пополнилась множеством необычных характеристик, благодаря чему появились весьма любопытные скиллы и бонусы экипировки. Умелые мечники научатся отскакивать на большее расстояние, выдерживать удары в спину и атаковать несколько врагов разом. Колдуны откроют дополнительные эффекты Знаков, алхимики смогут выпить больше эликсиров и эффективнее мутировать умения. Мутагены теперь можно грести жменями даже из обычных монстров, но они не открывают новых способностей, а лишь добавляют бонусы имеющимся. Фокусируясь на одной из веток, можно дослужиться до замедляющего время знака Гелиотроп, повышающего характеристики состояния берсерка или бесподобно эффектных добивающих ударов.
Прокачка не сводится только к набору опыта. The Witcher 2 - первая компьютерная RPG, в которой за тонкий отыгрыш полагаются ощутимые для игры прибавки. Сможете вытянуть из купца побольше золота за шкуру монстра – получите постоянную скидку во всех магазинах. Не стесняетесь туманить собеседникам разум знаком Аксий - урон от боевых знаков тоже возрастет. Таких секретов очень много, но полный список знают разве что разработчики, что ужасно огорчает манчкинов. Тонкость того же рода – скрытые задания, в прохождении которых не только не удастся опереться на подсказки карты, их прогресс даже не фиксируется в журнале. Между тем в одном из таких квестов можно получить лучшую в игре броню.
Нет человека - нет проблемы?
Хотя получить – это сильно сказано. Редко обновка выдается готовой к использованию и с бантиком. Чаще мы находим рецепт, после чего начинается эпопея с поиском компонентов: выслеживание нужных монстров, вынос бесхозного или плохо спрятанного добра, выламывание досок из заборов и долгий пересчет найденного у кузнеца. Недостающие компоненты можно докупить, но за бешеные деньги. Более экономный путь – создавать дорогие материалы из дешевых, правда дешевизна не гарантирует, что вы найдете их на каждом углу. Пытаясь запастись наперед, недолго заболеть хомячьей жадностью, а рюкзак между тем не бездонный и никакого хранилища нет. Ремесло – преувлекательное занятие, внушающее особую любовь к носимым вещам. Но во время возни с рецептами особенно заметны недостатки интерфейса. Гибридная кнопочно-мышечная навигация, неспешная прокрутка текста вместо всплывающих окон и занятое бесполезными картинками драгоценное место на экране заставляют совершать долгие махинации, просто чтобы сравнить два предмета или узнать список необходимых компонентов.
Немало проблем с управлением и за пределами меню. Не мудрено: разработчики упразднили изометрический вид камеры, паузу, курсор и подсветку предметов. Последнюю отчасти заменяет медальон, но танцевать возле дверей, сундуков и останков все равно придется не раз, пока удастся «подсветить» нужный объект. Спорно реализовано и взаимодействие с этими объектами – пока Геральт входит в дверь, поднимается по лестнице или перепрыгивает через препятствие, игрока лишают управления. Переделанный движок все еще не тянет необходимый для экшена уровень взаимодействия с миром, в то время как многие квесты не терпят промедления. Зато мир стал практически бесшовным, и это большой успех: «Ведьмак» когда-то оттолкнул многих игроков долгими загрузками локаций.
Эликсир "Кошка" теперь работает в рентгеновском диапазоне
И конечно намного возросли графические возможности движка: он без скрипа справляется и с горной панорамой, и с битвой десятков персонажей, и с лесными зарослями. Больше никаких повторяющихся лиц и интерьеров, физику обсчитывает технология Havok, а естественная лицевая анимация и захват движений сделали общение героев более эмоциональным и живым. При повторном прохождении камера выбирает совсем другие ракурсы, так что вам не захочется поскорее промотать знакомые кат-сцены. Но самое главное, что удалась постановка боев. К чему Геральту, десяток крутых одежек, если во владении мечом он не лучше героев комиксов? Фехтование – главное, и Матей Шчесьник не подкачал: ведьмак крутит «мельницы», технично оттягивает выпады, грациозно замахивается в пируэте и молниеносно отправляет в родные сферы больших и малых монстров. Все равны перед адреналиновыми суператаками - озверевший Геральт прошивает врагов мечами, сжигает знаками, сворачивает головы – словом, сама смерть.
В основном графика яркая и многоцветная, но можно наткнуться на очень готичные кадры
Озвучивает нашего героя Всеволод Кузнецов, одолживший свой голос капитану Джиму Рейнору и убийце Альтаиру. Говорит Всеволод ничуть не менее сурово, а едкие шутки обыгрывает даже сочнее, чем полюбившийся публике Владимир Зайцев. Достойных актеров подыскали и для друзей Геральта, а массовку озвучивало более сотни человек – намного больше, чем в английской версии. Так работает Snowball, и в который раз их локализация едва ли не лучше оригинала.
Только вот «1С-СофтКлаб», которой выпала возможность продавать этот шедевр в СНГ, ударила лицом в грязь с брызгами и хлюпаньем. Наградив русскую версию несколькими серьезными багами, эти господа всю первую неделю продаж кормили честных пользователей лицензионной версии громадными патчами, содержимое которых было настолько сомнительным, что CD Project RED посоветовала их ради безопасности не ставить. Остановил смуту только выход официальной заплатки 1.1, между прочим убравшей всякую защиту с диска – все-таки CD Project RED уважает покупателей.
И почему вообще игрок должен управлять именно Геральтом? Пусть поиграет, например, Лютиком.
***
Радости
- Непредсказуемые сюжетные повороты, полностью изменяющие сюжетные задания, доступные локации, отношение ключевых персонажей.
- Сразу несколько органично вписанных в историю мира сюжетных линий.
- Очень живые диалоги с прекрасной анимацией, спецэффектами и юмором.
- Динамичные и разнообразные задания.
- Много секретов и хитростей для любителей неторопливого изучения мира.
- Улучшенный движок – быстрые загрузки, превосходная картинка.
- Удачные нововведения в развитии и экипировке героя.
- Отличная локализация.
Гадости
- Скомканная последняя глава и эпилог.
- Ряд проблем с управлением.
- Неудобный интерфейс.
- Небольшие перекосы баланса
Оценка 8,8.
Вывод:
Если разберетесь с хитростями установки русского издания, вас ждет тридцать часов мастерского фехтования, впечатляющих спецэффектов, трогательных сцен, грубого и интеллигентного юмора, пришивающих взгляд пейзажей. Вы будете тонуть в сюжетных хитростях, сложных характерах и судьбоносных решениях, но в последний момент больно ударитесь о дно слишком раннего финала. CD Project RED на правильном пути, но скоро ли она предложит нам недостающие куски этой замечательной игры?
Комментарии
Помнится мне, в одном из интервью с разработчиками The Wither 2: Assassis of Kings, ещё до выхода Dragon Age 2, они говорили о том, что "не хотят с кем-то конкурировать, а хотят идти в ногу со временем и мирно существовать с другими играми; что чем больше на рынку хороших ролевых игр - тем лучше". А сразу после выхода Dragon Age 2, начали глумится над конкурентом: показывать и розказывать - "насколько их проект круче". Это лишний раз показывает, что любой человек в глаза говорит одно, а на уме, у него, совсем другое. Особенно, учитывая то, что намного лучше игры так и не получилось.
Да, я тоже так считаю. Думаю, это отчасти из-за того, что для Ведьмак 2 разработчики делали собственный движок. А для первой части они купили Aurora Engine (на этом движке был создан Neverwinter Nights, если кто не в курсе) у BioWare. И в The Wither у них, наверное, было больше времени на проработку геймплея, игрового мира и квестов.
Замечательный обзор. Надо было в ВР слать, а то Обзор от Жени Лазовского, Ниочень и мало информативен. Не охватывает все оспекты игры в полной мере.
Обзор от Жени Лазовского, Ниочень
Женя написал быстрее. Так же и с первым Ведьмаком было.
К слову, не пугайтесь, что комментарии не появляются сразу. Иногда спам-фильтр отправляет их мне на проверку: спамеров, к сожалению, слишком много, а нас мало.
http://anuriel.com/