Обзор Warcraft 3: The Frozen Throne
Archimonde, злобного предводителя Burning Legion, завалили, Arthas добрым людям уж глаз не мозолит, эльфы с орками да людьми подружились — казалось бы, наступил долгожданный мир, всеобщий кайф, "от каждого по возможностям — каждому по труду", и все-такое-прочее: светлое, чистое и доброе.
Но фирма Blizzard не была бы собою, если бы не оставила "сюжетных лазеек", из которых, собственно, и выполз долгожданный адд-он с отменным сюжетом (а также новыми юнитами, героями, территориями, артефактами, поправленным интерфейсом и прочими вкусностями). Вообще, в стратегиях реального времени, как издревле считалось, сюжет — дело необязательное. Вернее, обязательное к наличию (для хорошей стратегии), но не самое главное в плане качества. Небольшой брифинг, в котором доходчиво разъясняется, кто и почему является злодеем, а также зачем и каким образом его необходимо "замочить", плюс красивые, но часто бессмысленные ролики между миссиями — вот и весь "сюжет".
Я считаю, что именно Blizzard привила геймерам вкус к хорошему сюжету в RTS. Еще со времен Warcraft создатели нетленных шедевров начали тренироваться в рассказывании интересных историй, а затем развили это успешное начинание в Warcraft II. Сюжет же Starcraft и Starcraft: Brood War казался просто чем-то "экстра" — это были одни из немногих RTS, которые проходили не просто так, "для галочки" (а еще — ознакомиться с возможностями юнитов для мультиплеера), а чтобы узнать, чем дело-то кончится. Тамошний сюжет был действительно "ого-го-го"! Не сюжет даже, а эдакая классная интерактивная остросюжетная фантастика... И вот, наконец, год назад появился Warcraft 3 — тут оказалось, что сюжет может быть еще более захватывающим, а миссии — еще более интересными (конечно, фанаты Starcraft заявят вам, что это наглая ложь;-]). А в адд-оне сюжетный накал достиг своего апофеоза ("это же надо было ТАК накрутить!!!"). Получается, в лице Warcraft 3: The Frozen Throne мы имеем и замечательно интересный "сингл", и сбалансированный разнообразный "мульти"? Да, похоже, именно так.
Общее
Дополнение появилось в продаже во второй половине июня. Один CD, ставится поверх оригинального Warcraft III (очевидно, должна уже появиться "правильная" версия, для коей наличие оригинала не обязательно). Но настоящие ценители, думаю, все равно дождутся DVD-бокса (или jewel-версии) лицензии от SoftClub. Почему? Ага, именно поэтому. Потому что в ней есть ключ для игры по Battle.net. Так что ежели планируете насладиться мультиплеером в полной мере, спрячьте подальше "пиратку" и пользуйте лицензию. Будем надеяться, что нелепостей (вроде "гальванизации") в нынешнем переводе будет поменьше.
Системные требования почти не изменились (400 MHz процессор, 128 MB памяти, видеоускоритель с поддержкой DirectX 8.1 и 8MB памяти), на винчестере обе версии при полной инсталляции занимают приблизительно 1.1 Гбайт.
Главная менюшка, после унылой статичной рожи Arthas-а в бете, однозначно радует. Сперва лезем, конечно же, в опции — практически ничего не поменялось, только добавилась возможность переназначения клавиш. Кому-нибудь не нравится стандартная раскладка? Мне — нравится. Тогда оставляем в покое. Немного поковырявшись в опциях, наконец, добираемся до священной кнопочки "Single Player". Замечаем новую опцию "Custom Campaign" (Близзи широким жестом решила избавить нас от заморочек при игре в отдельные кампании) — теперь для того, чтобы поиграть в кампанию, не нужно каждый раз выбирать новую карту — один раз кликнул мышкой по файлу кампании и наслаждайся. Кстати, в качестве "примера" с WC3:TFT поставляется учебная кампания из оригинального WC3, "Exodus Of The Horde".
Все, первичную рекогносцировку на местности произвели, теперь приступаем к игре! Кто там потянул шаловливые ручки к "Custom Game"?;) Никаких custom-ов, сингл only&forever!
Игра
В сингле можно выбирать, что проходить, — основную сюжетную линию (кампания ночных эльфов, потом люди и, наконец, undead АКА нежить) или дополнительную бонусную RPG-кампанию за орков (кстати, Blizzard обещала выложить для скачивания дополнительные акты к ней). Смотрим неплохой мультфильм и попадаем в игру. Замечаем, что в этой самой игре многое поменялось (о чудо!;). Получилось почти как в GTA: Vice City по сравнению с обычным GTA 3: вроде бы, игра та же, ан почти все по-другому:). Первым делом хочу отметить улучшенный интерфейс для упрощения юнит-контроля: грамотная расстановка waypoint-ов и "программируемая" постройка (с зажатым Shift), отображение здоровья всех юнитов и зданий на экране (при нажатом Alt), отдача приказов отдельно для каждой подгруппы (с нажатым Ctrl)... В общем, управлять стало гораздо удобнее.
На карте теперь отображаются лагеря зверюшек (АКА creep-ов), причем разными цветами — в зависимости от силы обитателей. Cамих "диких зверюганов" стало больше разновидностей, и они стали злее и толще. Кстати, теперь убийством нейтралов выше пятого уровня не прокачаться (привет криперам!).
По части, собственно, геймплея тоже всего изменилось порядочно. Поднялся лимит (до 100), и сдвинулись вверх границы (Low Upkeep — выше 50, High Upkeep — выше 80). Очень сильно поменялись цены — упор нынче необходимо делать на эффективную и бесперебойную добычу древесины. Кроме того, сделаны довольно-таки чувствительные задержки на использование многих заклинаний (например, Town Portal), что существенно влияет на тактику и стратегию игры. Для героев создан отдельный тип повреждений (Hero, 100% повреждений по всем типам брони, кроме Fortified), "перетасована" броня, но теперь в ней стало легче ориентироваться — при наведении курсора на иконку брони юнита вам покажут процент уменьшения наносимых повреждений, что очень полезно.
Похоже, Близзи хочет, чтобы игроки делали больший упор на армии из разных юнитов — раши в WC3:TFT практически "не прокатывают", и универсальные армии создать не получается — для каждого соперника нынче приходится вырабатывать совершенно индивидуальный подход. Хотя, по правде, насчет мультиплеера еще трудно сказать что-то определенное, так как возможности поиграть на Battle.Net и оценить основные тактики не представлялось. Тем не менее, похоже, баланс более или менее выровнен, разве что последний патч чересчур много преимуществ дает людям, но... Но до тех пор, пока не появится возможность изучить обстановку на Battle.Net, я воздержусь от комментариев. К слову о Battle.Net — там теперь включена "родная" поддержка кланов, так что игра в сети обещает быть еще более интересной, чем прежде.
Редактор карт теперь предоставляет просто огромные возможности по редактированию и изменению всего, чего душа пожелает. Спеллы (эффекты действия, длительность, что угодно!), украшательства карты, триггеры, юниты и апгрейды (на значительно более серьезном уровне, чем раньше) — все это можно модифицировать, и, при желании, довольно круто. Мапмейкеры пляшут от счастья:).
Сюжет
Трепал-трепал я выше языком про "улетный" сюжет, но пока про него и словом не обмолвился — что ж, исправляюсь. Одним из ключевых персонажей (кроме, конечно, Arthas-а) сюжета The Frozen Throne является ночной эльф Ilidan Stormrage. Как вы помните, в оригинале он "скушал" мегачереп Гул'Дана (Skull Of Gul'dan), после чего неимоверно покрутел, превратившись в полуэльфа-полудемона. Ilidan поднимает из глубин целую расу подводных обитателей — Naga (за них даже поиграть дадут!), бывших эльфов (о ужас!), нынче превратившихся в довольно-таки несимпатичных существ с плавниками, чешуей и прочей атрибутикой обитателей глубин. Naga верно служат хозяину. К слову, раса довольно сильная, хотя, разумеется, не очень сбалансированная и "полная". Но уже за то, что Близзи не поленились нарисовать столько юнитов и новых зданий, честь им и хвала. Но вернемся к сюжету. Бежавшего преступника Ilidan-а фанатично преследует тетушка Maiev Shadowsong, Warden по профессии (новый герой ночных эльфов). О непростых взаимоотношениях Maiev, Ilidan-а, Naga и "сладкой парочки" Tyrande Whisperwind / Furion Stormrage (верхом на олене старый знакомый смотрится просто супер!;) повествует первая кампания. А дальше начинается "веселье"! Будет и Ilidan, и Arthas, и Maiev, и эльф крови Kael'thas... Наплели Blizzard-ы в сюжетный клубок всякого — разобраться, "где, кто и почему" даже порой бывает сложновато. И, тем не менее, сюжет захватывает. Если не слушать разговоры героев, не читать брифинги, а лишь тупо выполнять поставленные задачи, одиночный режим (он же "сингл") очень много потеряет... Многочисленные приколы (вроде секретной миссии, песни "Power of the horde", ноги Вирта;)) также здорово разнообразят игровой процесс. Не верите? Проверьте. Кстати, финал TFT очень неоднозначный. Намек на еще одно дополнение? Что ж, если оно будет такого же (или лучшего) качества — я буду только "за"!
Выводим оценки и делаем выводы
Полагаю, никто спорить не станет с тем, что Blizzard по части сюжета и игрового интереса в RTS опять впереди планеты всей. За это ей огромный и жирный плюс, а также благодарность. Игровой интерес ("качество геймплея") выше всяких похвал. Затягивает и не отпускает.
Графика, хоть и не является чем-то "из ряда вон", вполне функциональна, достаточно быстра, а местами — красива. Но мы ведь играть пришли, а не вторую "Матрицу" смотреть, так? Во-во, поэтому спецэффекты — не главное.
Звук качественный, ибо озвучка, как всегда, "на уровне" (высоком), а новые мелодии определенно радуют слух.
Оригинальность. В принципе, WC3:TFT эксплуатирует ту же самую идею, что и оригинальный WC3, следовательно, ничего разительно нового в знакомый геймплей не добавляет. Но многочисленные изменения (косметические и не совсем) как раз создают ту ситуацию, когда количество переходит в качество. Множество мелких усовершенствований делает свое дело — мы получаем и ту же, и одновременно совсем другую, оригинальную игру. Молодцы, Blizzard!
Резюмирую: адд-он получился классный. Любителям WC3 новый WC3: TFT будет бальзамом на душу, да и остальных (кроме, разве что, ярых варкрафтоненавистников), не оставит равнодушными.
Графика: [7/10] Звук: [8/10] Оригинальность: [7/10] Игровой интерес: [10/10] Общая: [8/10]
Николай "Nickky" Щетько