Обзор This War of Mine

Жанр: симулятор выживания гражданских лиц в условиях войны
Платформы: PC, Mac, Linux
Разработчик/издатель: 11 bit studios
Похожие игры: Gods Will Be Watching, The Walking Dead, Мор. Утопия
Минимальные системные требования: Двухъядерный процессор 2,4 ГГц, 2 Гб ОЗУ, 512 Мб видеопамяти, 2 Гб на жестком диске.
Рекомендуемые системные требования: Четырехъядерный процессор 2,7 ГГц, 4 Гб ОЗУ, 1024 Мб видеопамяти.
Возрастной рейтинг PEGI: 18+
Официальный сайт игры
В течение знакомства с This War of Mine (далее TWoM) в голове крутилось немало пафосных вариантов начала этой статьи. Хотелось в странном, почти патриотичном порыве хвалить Родину-матушку за то, что мы мирно живем. Хотелось навзрыд прокричать про несправедливость этого мира с его войнами, убийствами, насилием, непременно упомянув текущую ситуацию в самых известных горячих точках. Но не так ли начинаются все войны, кровопролитные локальные конфликты? С пафосных речей на площади, громких заявлений о непременном желании все изменить, чтобы потом, пробежав, как бешеная собака, дюжину верст, снова прийти к отправной точке. Все это отличная тема для политических дебатов. TWoM совсем не об этом.
Начинается новый день…
…сквозь бреши в стенах пострадавшего от бомбежки и стрельбы дома холодными клинками пробиваются лучи утреннего солнца. От спанья на твердом полу болит спина и шея. Желудок с прискорбием сообщает, что организм еще живой, и ему надо поесть. А в холодильнике пусто. Впереди тяжелый трудовой день. Нет, на работу не надо идти. Забот хватит и дома: заделывать проломы в стенах, разгребать завалы, пытаться сколотить хоть какое-то подобие кровати, чтобы лучше восстановить силы перед ночным рейдом в поисках полезных вещей. Днем лучше не выходить наружу. Стены надежно спрячут от снайперов.
Так проходят будни персонажей в This War of Mine. Невесело: в постоянном труде, экономии каждой крохи съестного, каждого бревнышка, которые так ненасытно поглощает пахнущая гарью, но согревающая в промозглые осенние дни буржуйка. Герои TWoM – обычные граждане города Погорень, который накрыла гражданская война. Каждый со своей судьбой, своими взглядами, характером и способностями. Кто-то прекрасно готовит, умело экономя дефицитные ресурсы, кто-то отличный добытчик и после ночного рейда обогатит группу выживших людей лекарствами, едой и стройматериалами. Встречаются среди персонажей и хитрые торгаши, и тонкие психологи, и, что редкость, тренированные бойцы, способные отлично справится с пожаловавшими на свет теплого огонька мародерами. До войны все эти люди не знали друг друга. Под одной крышей их объединило горе и стойкое желание одолеть ненастье.
Хлеб насущный…
…добывать нелегко. В основном этот процесс происходит в ночное время суток. Перед началом каждой ночи игроку предложат спланировать действия группы персонажей: уставших и больных лучше уложить в постель, кто покрепче – останется в дозоре, а человека, способного унести с собой побольше добра, как правило, лучше отправить в поход. С течением времени становятся доступными новые локации, которые можно посетить ночью. Прежде, чем отправиться куда-либо, следует ознакомиться с краткой информацией по каждому месту: сколько там полезных вещей, есть ли люди, возможен ли обмен. Это даст понять, надо ли брать с собой оружие или инструменты, вещи для торговли. Такие вылазки в основном нацелены на скрытную добычу материалов из заброшенных/разрушенных мест. И на чеку стоит быть всегда. Могут повстречаться люди, и далеко не всегда понятно, кто друг, а кто враг. Одно неверное телодвижение – и в адрес подконтрольного персонажа вместе с руганью летят в лучшем случае удары, в худшем – пули. Конечно, можно и самому попытаться выступить в роли агрессора либо, наоборот, карающего бандитов миротворца. Да только покупка или создание собственного оружия и обмундирования – процесс долгий, кропотливый, затратный.
Именно поэтому все нажитые в ходе ночных вылазок материалы надо не просто складировать, а постоянно применять. Роковой ошибкой будет броситься обставлять интерьер: побольше кроватей, кресел, стульев. Все это хорошо и надо, но лучше временно обойтись одним спальным местом, пустив стройматериалы на токарный станок для создания инструментов, амуниции и оружия, коллектор для воды, без которой невозможно приготовить нормальную еду, самогонный аппарат. Последний – гарантированный источник дохода. Наверное, даже не надо объяснять, почему. Алкоголь всегда в цене. Про такие вещи, как печь и плита, даже напоминать не стоит: это предметы первой необходимости, без которых нормальная жизнь невозможна. Верстаки и плиты поддаются модификации, что открывает новые возможности крафта и делает выживание более комфортным. Кроме того, надо беспокоиться о состоянии самого помещения: заделывать бреши в стенах, укреплять входные двери. Иначе суровой зимой и во время всплеска преступности будет очень трудно выжить. Неупомянутыми остались всякие мелочи, вроде радиоприемника, стола для приготовления лекарств, капкана для животных. Если у вас останутся материалы на создание подобного, поздравляем – ваша виртуальная «семья» процветает. Из всего сказанного следует простой вывод: скучать нет времени. Что днем, что ночью. Ситуация острого дефицита всего и вся воссоздана очень реалистично. Материалов постоянно не хватает. Даже если их в достатке на различных локациях, то просто невозможно унести с собой за один заход все необходимое. А обмен – дело сложное, затратное, опасное. Ценные вещи достать тяжело. Лучше всего варить самогон – за него большинство торговцев будут щедро отгружать еду и лекарства.
Игра в цифрах:3-4 персонажа дается игроку в начале выживания |
Ты не вылечишь мир
Стоит вспомнить, что за оболочками компьютерных аватаров спрятаны образы живых людей из плоти и крови. А это значит, что они устают, голодают, могут быть ранены. К счастью, каждый из персонажей терпит невзгоды максимально долго. Голодает днями, терпит кровоточащие и ноющие раны, приказывает замолчать воющему от голода желудку. Все для того, чтобы группа собравшихся под одной крышей людей смогла дождаться мирного рассвета. Стоит быть внимательнее к тем, за кого мы в ответе. В правом углу монитора уместились фотографии действующих лиц. С их помощью можно не только выбирать нужного человека, но и почитать дневник каждого из них с краткой биографией и текущими ежедневными заметками. Так можно понять, кто на какой стадии отчаяния. Желательно чередовать обязанности между людьми, чтобы не загнать до смерти отдельного работягу. Да, если один умрет, с большей долей вероятности в двери вскоре постучится «новобранец», желающий найти приют под вашей крышей. Но поверьте, в условиях, когда каждая минута, каждое успешное действие имеют очень большую цену, вы вряд ли станете так просто разбрасываться жизнями людей.
И постоянно надо следить за тем, что делаешь. Тут нет очевидных моментов, говорящих «а вот сейчас у нас моральный выбор – кликните «Y» или «N», чтобы выбрать подходящую сторону». Все персонажи обладают нетривиальной для компьютерной игры моделью поведения и психикой. Кто-то из группы убил ночью другого человека (нападающие на дом мародеры не в счет), ограбил чужой дом, обрекши живущую там семью на верную смерть – каждый сожитель обязательно отреагирует на подобное действие. Один скажет, что это было неизбежно, а другой впадет в печаль, которая со временем превратится в депрессию и отчаяние, доводящее до самоубийства. Это если вовремя не утешить персонажа разговором, хорошей книгой, душевной игрой на гитаре. В TWoM просто физически ощущаешь ускользающее сквозь пальцы время: хочется еще минутку, чтобы сделать что-то важное для общего дела, чтобы слабый не голодал, а больной и уставший получил помощь.
Макет
Прежде чем состоялся релиз, пришлось опробовать бета-версию. С жестоким к игроку балансом, отдельными техническими огрехами. Главным недостатком TWoM было и осталось управление. Оно целиком и полностью осуществляется курсором мыши. Что крайне неудобно при перспективе экрана, которую использует игра. Вид сбоку, как в кукольном театре, просто замечателен с дизайнерской точки зрения для игры подобного сеттинга, но не с точки зрения удобства. К тому же персонажи не обучены сообщать о завершенной задаче, так что приходится постоянно держать в уме, кого каким делом отправил заниматься. Это днем. Ночь – время одиночных забегов по локациям. И вот еще одна претензия: почему не сделать забег хотя бы двух человек? Ах да, с таким управлением было бы тяжело управиться с двумя в условиях жесткого стелса и не менее тяжелых схваток. Поразительно, но недостатки TWoM с точки зрения образца современной качественной игры именно и создают необходимый игровой баланс. Необходимый градус, критическую точку, стоя на которой игрок просто не может отвлечься от действия на экране, так как потеряет равновесие и получит фатальные последствия. К чести разработчиков, на момент написания статьи было выпущено четыре официальных обновления, последние два из которых существенно сбалансировали геймплей в сторону динамичности. Но и без того, несмотря на отсутствие четкого сценария и благодаря отлично работающей системе «песочницы» TWoM держит в напряжении и заставляет сопереживать персонажам до последней минуты, до счастливого или печального конца.
Радости:
- Реалистичность созданных событий
- Выживать интересно и нелегко
- Персонажам сопереживаешь
- Грамотно сбалансированные случайности
- Очень высокая реиграбельность
Гадости:
- Неудобное управление
Оценка: 8,5
Вывод:
This War of Mine крепкой хваткой берет за душу. Если взять по отдельности каждый элемент этой игры, он потянет где-то на шесть-семь баллов из десяти. Но когда все это работает вместе и работает замечательно, делить игру на какие-то составляющие совершенно не хочется. Это самодостаточный проект, один из лучших в этом году. Игра, одна из немногих, рассказывающая про тяжелые испытания войны без красочного пафоса.
Игра для обзора предоставлена 11 bit studios
MDL